МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РИНГ
5-6 класс
Ведущий: Дорогие ребята, начинаем нашу необычную встречу. Ян Амос Каменский сказал:
«Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию».
И я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча, и день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.
Сегодня мы с вами поговорим о математике, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самых эрудированных математиков.
Итак мы начинаем.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.
У нас присутствует две команды. Мы предоставляем им слово.
(команды по очереди представляют свое название и своего капитана).
Первый конкурс «Разминка»
Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Жюри будет следить за вашими ответами (представление жюри).
Три плюс три умножить на три. Сколько будет?
У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется?
Чему равна одна четвёртая часть часа?
Сколько концов у 3,5 палок?
Шла старуха в Москву, а на встречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один)
Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4)
Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал ямщик? (5)
Что тяжелее 1кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут двенадцать кур за двенадцать дней? (48)
На елке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось? (5)
Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (3)
Сколько надо сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей? (11)
Разминка состоялась. Слово предоставляется жюри.
Следующий конкурс называется «Великая мудрость» (время на выполнение 5 минут)
Предлагается зашифрованное высказывание о математике, которое необходимо быстро и правильно расшифровать.
Ключ:
А пока команды работают,я проведу игру с болельщиками:
Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно.
Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было 5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (4 остановки. Ребята чаще всего считают пассажиров)
А теперь подводим итоги конкурса «Великая мудрость» Слово жюри.
Следующий наш конкурс называется “Хитрый садовник” (время на выполнение 3 минуты)
Однажды пришли к садовнику ребята и спрашивают: “Дедушка, сколько в твоем саду деревьев?”
Улыбнулся садовник и ответил: “Половина всех моих деревьев – яблони, четвертая часть – сливы, седьмая часть – груши и, кроме того, есть ещё 3 тополя”
Стали ребята считать, сколько же у садовника в саду всех деревьев, да так и не сосчитали. Может быть, вы сосчитаете?
Ответ: 28 деревьев.
Следующее Задание называется «Верное равенство» (время на раздумывание 5минут)
Вот задача не из легких.
Вычитай, дели и множь.
Плюсы ставь, а так же скобки.
Первым к финишу придёшь!
(5 + 5 + 5) : 5 =3
(5 * 5 – 5) : 5 =4
5 * (5 – 5) + 5 =5
В это время проводится игра со зрителями. (шутка)
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться? Где ошибка в рассуждениях?
Подводятся итоги конкурса. Слово жюри
И последний наш конкурс:«Конкурс переводчиков» (время на раздумывание 5 минут)
Перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.
Нумерация Древнего Египта: - единицы; - десятки; e – сотни; – тысячи.
В это время ведущим проводится игра со зрителями.
Можно ребятам показать и рассказать об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.
Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.
Ведущая: Вот окончилось наше состязание. Слово жюри
Наступила пора расставания,
С миром чисел, чудес и побед.
Вы усердно решали и слушали,
И подумав, немного решили,
Все сидящие здесь молодцы!
Да! Математику нам нужно знать!
Ведь без неё мы кто! Природы дети!
А с ней творцы, создатели чудес!
Она в познании, будто солнце светит,
А без неё познание – тяжкий крест!
Так пусть мир чисел, формул, теорем,
Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,
Нам другом будет, без исключения всем!
Чтоб всё в природе стало ясным и понятным!
4