Длинноногий фигурист Исчертил тетрадный лист! Что ни танец — то кружок! Как зовут его, дружок?
(Циркуль)
Познакомиться с алгоритмом построения окружности и изучить ее свойства
Для того, чтобы построить окружность используют специальный прибор, который называется циркулемЦиркуль состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет, например грифель карандаша.
Отмечаем на листе тетради точку, которая будет центром окружности. Обозначим ее буквой О.
Делаем нужный раствор циркуля (расстояние между иглой и грифелем карандаша), т.е. определяем радиус окружности, которую нам нужно построить.
Возьмем циркуль в руки следующим образом: ножку циркуля с иглой установим в точку О, а ножку циркуля с грифелем вращаем вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Циркуль опишет замкнутую линию. Данную фигуру называют окружностью.
Отметим точку А на окружности и проведем отрезок, соединяющий точку А и центр окружности точку - О, такой отрезок называется радиус.
На данной окружности постройте радиус ОВ. Запишите длины отрезков OA и ОВ.
Ответьте на вопросы:
Сколько радиусов можно провести в одной окружности?
Сравните длины этих отрезков.
Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.
На данной окружности постройте диаметр РТ. Запишите длины отрезков MN и PT
Ответьте на вопросы:
Сколько диаметров можно провести в одной окружности?
Сравните длину диаметра с длиной радиуса.
Сделайте вывод.
Запишите вывод в тетрадь.
Практическая работа №1 «Построение узора из окружностей»
Цели работы:
Знакомство с геометрическими фигурами - окружность и круг.
Изучение элементов окружности.
Измерение радиусов окружности и круга.
Построение окружности и круга.
Построение узора из окружностей.
Оборудование: циркуль, линейка, карандаш.
Ход работы
П ознакомьтесь с алгоритмом построения окружности и изучите ее свойства.
Поставьте на листе тетради точку. Обозначь ее буквой О.
Возьмите циркуль в руки следующим образом: ножку циркуля с иглой установи в точку О, а ножку циркуля с грифелем вращайте вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Циркуль опишет замкнутую линию. Ее называют окружностью. Точку О называют центром окружности.
Отметьте точку А на окружности и проведите отрезок, соединяющий точку А и центр окружности точку - О, такой отрезок называется радиус.
Постройте радиус ОВ.
№
Радиус (обозначение отрезка)
Длина
ОА
ОВ
Ответьте на вопросы и выполните задание:
Сколько радиусов можно провести в одной окружности?
Сравните длины этих отрезков.
Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.
Постройте отрезок МК, соединяющий две точки окружности, который проходит через её центр, такой отрезок называется диаметр.
Построй диаметр РТ.
№
Диаметр (обозначение отрезка)
Длина
МК
РТ
Ответьте на вопросы и выполните задание:
Сколько диаметров можно провести в одной окружности?
С равните длину диаметра с длиной радиуса.
Сделайте вывод.
Запишите вывод в тетрадь.
Нарисуйте окружность. Не меняя радиуса, переставьте ножку циркуля с иглой в любую точку на окружности и снова нарисуйте окружность. Точки пересечения этих окружностей станут центрами новых окружностей. Внутри основного круга появился цветок.
Контрольный вопрос:
Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к центру окружности?