Тема: Переместительное свойство умножения.
Цели:
Познакомить с переместительным свойством умножения.
Начать подводить детей к выведению формулы площади прямоугольника.
Развивать умение решать текстовые задачи.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Предметные умения: знакомство с переместительным свойством умножения и применение его на практике.
Формирование УУД
Познавательные УУД: переработка информации (анализ, сравнение, классификация), представление в разных формах.
Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, выступление перед классом, отстаивание своей позиции.
Личностные результаты: самооценка своей деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Минутка чистописания.
- Посмотрите на слайд и скажите какие цифры мы пропишем на минутке чистописания (4, 5).
- Какие это числа?
- Пропишем их в воздухе, а затем в тетрадях.
Устный счет.
- Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2 = 35
45 + 5 + 26 = 76
37 + 19 + 3 = 59
42 + 16 + 8 = 66
71 + 10 + 9 = 90
22 + 35 + 15 = 72
- Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Решим задачи в стихах:
На парад идут ребята:
Коля, Витя, Катя, Ната.
По три шарика несут:
Синий, жёлтый, красный тут.
Сколько шариков, ответьте.
На парад несут все дети? (3х4=12) (3+3+3+3=12)
Кошка вышила узор:
Три большие клеточки,
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать,
Но никак не может.
Кто же ей поможет? (3х3=9) (3+3+3=9)
У трёх девочек малышек
Было по 6 толстых книжек.
Дайте нам ответ скорей,
Сколько книг у малышей? (6х3=18) (6+6+6=18)
- Как мы решали эти задачи? (Умножали, складывали одинаковые слагаемые) Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
- Сравнить выражения.
8+8+8+8 8 2 4 * 5 4+4+4+4
25 * 1 25* 0 6 + 2+6 = 6 3
Постановка цели
(на доске)
2 + 3 + 2 + 2+ 2
4 + 4 + 4 + 4 + 4
5 + 5 + 55 + 5
6 + 5 + 6
Почему вы выбрали именно второе? (Складываются разные слагаемые, а во втором одинаковые).
Как называются компоненты умножения?
Что означает первый множитель?
А второй? Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.
Как называется само выражение? (произведение)
Запишите 5·4 и сравните эти выражения. (4·5=5·4)
Почему так получилось?
Чего мы еще не знаем? (Не знаем правило.)
Какое математическое правило сложения вы знаете? (Переместительное свойство сложения.)
А здесь будет действовать это правило?
Какова же цель нашего урока?
Поиск решения (открытие нового знания)
У Мишки на огороде выросло 5 рядов морковок по 3 морковки в каждом ряду. Сколько всего морковок выросло на огороде?
Запишем выражение 3 * 5.
С другой стороны огорода прибежал зайчик, и тоже решил посчитать, сколько морковок ему удастся стащить.
Справа запишем это выражение: 5 * 3.
- Можно ли сказать, что значения равны?
- Найдите значение левой части.
- Найдите значение правой части.
- Изменилось ли значение выражений?
- Какой сделаем вывод?
Вывод: Множители переставлены местами, но значение произведения не изменилось.
От перестановки множителей значение произведения не изменяется.
- А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с вами учебник. правило с 56
А как удобнее 3 х5 или 5х3? Почему?
Прочитайте правило еще раз.
- Расскажите это правило соседу и оцените друг друга как запомнили. (устно с помощью сигнальной карточки)
№ 1 с56
Физминутка
Закрепление полученных знаний и умений.
- А теперь нам предстоит решить задачу . Возьмите карточку. Прочитайте задачу.
Задача 1
В оранжерее посадили четыре ряда розовых кустов по 5 штук в каждом. Сколько всего розовых кустов посадили в оранжерее?
Задача 2
В оранжерее посадили пять рядов розовых кустов по 4 штук в каждом. Сколько всего розовых кустов посадили в оранжерее?
- Какие числа перемножили в этих задачах? 4 и 5, 5 и 4.
- Почему результат умножения одинаков и в том и в другом случае?
№ 3 с 56
- Прочитайте задачу.
- Чем квадрат отличается от других прямоугольников?
- Что такое периметр?
- Как найти периметр квадрата? Р= 25+25+25+25= 100 см
- Как записать решение при помощи умножения? Р=25 * 4 = 100 мм
- Выразите ответ в более крупной единице измерения, Запишите ответ. 100мм = 10 см
№ 5 (2 ученика у доски)
№ 6 (устно)
Рефлексия.
- Сравните выражения под красной чертой.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Где будем использовать новое свойство умножения?