Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения по решению квадратных неравенств графическим способом. Формировать умение четко и ясно излагать свои мысли. Развивать познавательные навыки, навыки учебного труда, техники вычисления, навыков сравнения при выборе решения к предлагаемому неравенству. |
10 мин. | II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. . “Блиц-турнир”
Квадратичная функция задана формулой: у=3х2+4х+8 у=х2+5х-6 у=-х2+4х-4 Соотнесите функции, заданные формулами,с их графиками(данный вид заданий включен в содержание ГИА, поэтому необходимо уделить должное внимание и довести его выполнение до автоматизма) Как определить направление ветвей параболы? Приведите пример квадратичной функции, ветви параболы которой направлены вверх (вниз). б) Квадратичная функция задана формулой у = х2+х-6, у = 2х2+х+1, у = х2-2х+1.В каких точках график заданной функции пересекает ось х? (х1=-3,х2=2; точек пересечения с осью х нет; х=-1).(Во время ответов необходимо обсудить вопрос о количестве корней квадратного трехчлена в зависимости от дискриминанта) в) Постройте схематически графики функций у = х2+х-6, у = -2х2+х-1, у = х2-2х+1.(К доске можно вызвать от одного до четырех учеников, каждый строит все три графика)
| Демонстрируют свои знания, умения. | Карточки |
20 мин. | III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер». Итак, решением неравенства Является объединение промежутков Далее с помощью данного рисунка решим оставшиеся 3 неравенства. (Здесь надо обратить внимание на промежутки, которые выбираем в качестве ответа и скобки, которые надо поставить в зависимости от того, строгое неравенство или нестрогое). После этого учитель вместе с учащимися формулирует алгоритм решения квадратного неравенства (с записью в тетрадь из учебника). (Здесь надо обратить внимание учащихся на то, что достаточно найти точки пересечения о осью ОХ и знать куда направлены ветви параболы. Т. е. строим параболу почти схематически (за исключением точек пересечения с осью ОХ), используя при этом только ось ОХ (см. рисунок ниже). Что значит найти корни квадратного трехчлена? (Решить квадратное уравнение.) - Как определить сколько корней имеет квадратный трехчлен? (Вычислить дискриминант.) - Найдите сколько корней имеют квадратные трехчлены? (Самостоятельная работа.) 2x2 – 4x + 5 = 0 (D x2 – 5x + 6 = 0 (D0 , 2 корня) 3x2 – 6x + 3 = 0 (D=0 , один корень)
1 группа | 1) х2 – 1 ≤ 0 2) х2 + х-12 ≤ 0 3) –х2 –х+12 › 0 4) х2 - 10х ‹ 0 | 1) х2 -9 ≥ 0 2) х2 + 4х -5 ≤ 0 3) х2 –х -6 › 0 4) х2 – 8х › 0 | 2 группа | 1) х2 – 0,49 ‹ 0 2) –х2 – 4х - 3 › 0 3) х2 +4х -4 ≤ 1 4) (х - 1)(3 - 2х) › -6 | 1) х2 – 0,16 › 0 2) –х2 + 3х +4 › 0 3) 3х2 – 4х ‹ -1 4) ( 3х +7)( 1 - х) ‹ 3 | 3 группа | 1) х2 ≥ 81 2) 2х2 -3х -2 › 0 3) (х - 3)2› 9 – х2 4) (х + 2)(2 - х) ≥ 3х2 – 8 | 1) х2 ≤ 64 2) 2 х2 + 5х – 3 › 0 3) 4 – х2 › (2 + х)2 4) 2х2 – 6 ‹ (3 - х)(х + 3) | Любые три неравенства из своего уровня – «5» , любые 2 – «4» , любое 1 –«3» ОТВЕТЫ : 1 группа | 1) -1≤ х ≤ 1 2) -4 ≤ х ≤ 3 3) -4 ‹ х ‹ 3 4) 0 ‹ х ‹ 10 | 1) х ≤ -3 , х ≥ 3 2) -5 ≤ х ≤ 1 3) х ‹ -2 , х › 3 4) х ‹ 0 , х › 8 | 2 группа | 1) – 0,7 ‹ х ‹ 0,7 2) -3 ‹ х ‹ -1 3) -5≤ х ≤ 1 4) -1/2 ‹ х ‹ 3 | 1) х ‹ -0,4 , х › 0,4 2) -1 ‹ х ‹ 4 3) 1/3 ‹ х ‹ 1 4) х ‹ -2 , х › 2/3 | 3 группа | 1) х ≤ - 9 , х≥ 9 2) х ‹ - ½ , х › 2 3) х ‹ 0 , х › 3 4) -√3 ≤ х ≤ √3 | 1) -8 ≤ х ≤ 8 2) х ‹ -3 , х › ½ 3) -2 ‹ х ‹ 0 4) - √5 ‹ х ‹ √5 |
| Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер | Флипчарт |
5 мин. | V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Оценочный лист
Стикеры |