Тема урока | «Прием вычислений вида 35-7». |
УМК | Школа России (М.И. Моро и др.) |
Цель изучения темы | ознакомление учащихся с приёмом вычитания вида 35-7, формирование умения находить значение выражений на вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу. |
Основные термины и понятия | Двузначное число, однозначное число, сумма удобных слагаемых. |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
Информационный материал (УМК, дополнительная литература) Демонстрационный материал (наглядные пособия, модели, репродукции, мультимедиа-ресурсы и др.): таблица для организации мотивационно - ориентировочного этапа, карточки с числовыми выражениями, ноутбук, проектор, электронное приложение к учебнику математики, презентация, содержащая алгоритм выполнения приёма вычитания. Диагностический материал (страницы учебника, РТ, дополнительные пособия) : учебник – стр. 67 | (наименование предмета и темы) Русский язык, тема «Предложение», литературное чтение- тема «Пословицы». |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик научится. Знания: усвоит алгоритм устного приёма вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу. Умения: - находить значения выражений вида 35 – 7 ( выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу), используя устный приём вычислений; а также будет иметь возможность закрепить ранее изученные приёмы устных вычислений в пределах 100; - анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом, моделировать условие и решение задачи, определять порядок действий, объяснять выбор каждого действия; - чертить геометрические фигуры по заданному образцу и преобразовывать их в соответствии с инструкцией. | Ученик научится. Познавательные УУД: осуществлять рефлексию способов и условий действий, строить логическую цепь рассуждений, использовать общие приёмы решения задач, формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию: анализировать, , выделяя существенные признаки, сравнивать, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; строить логическую цепочку рассуждений. Регулятивные УУД: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами, контролировать свою деятельность, составлять план и последовательность действий при определении новых приёмов вычисления. Адекватно использовать речь для регуляции своих действий, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; прогнозировать результаты и уровень усвоения знаний, контролировать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, корректировать свои действия, оценивать себя и партнеров, проявлять способность к саморегуляции. Коммуникативные УУД: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, управлять поведением партнера, не создают конфликтов в спорных ситуациях. | Будут созданы условия для формирования у ученика: потребности приобретать мотивацию учебной деятельности, установку работы на результат, умение анализировать свои действия и управлять ими, принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; проявлять самостоятельность, личную ответственность.
|
Этапы урока |
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивационно – ориентировочный этап |
Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.). Педагог предлагает детям выполнить ряд заданий. Прежде, чем начать фронтальную работу с классом, педагог предлагает 2-ум уч-ся с обратной стороны доски выполнить задание типа «засели домики», направленное на повторение состава чисел 1- ого десятка . (После решения практической задачи (по окончанию выполнения детьми задания 1.) детям даётся возможность для осуществления самопроверки по эталону.) Практическая задача. Назовите числа, записанные на доске. Разделите их на две группы. 7, 58, 63, 28, 30. 5, 44, 9. Далее педагог проверяет , как дети справились с этим заданием, уточняет знания , необходимые детям для усвоения темы урока, с помощью вопросов. -На какие две группы можно разделить эти числа? (Однозначные и двузначные). -Назовите все двузначные (однозначные ) числа. -Почему их так называют? - Среди двузначных найдите и назовите число, для записи которого использована одна цифра; «круглое число». –Какие числа принято считать круглыми? - Назовите ближайшие круглые числа для каждого из записанных двузначных чисел, такие, чтобы они были меньше (больше) записанного. Проверка индивидуальной работы учащихся, выполненной на доске. Игровая ситуация с элементами затруднения. К нам в гости сегодня пожаловал герой одного из любимых мультфильмов. Посмотрите на его портрет и назовите имя героя . « Весёлый математик написал Смурфику письмо, но тот не может его прочитать, так как оно зашифровано. Чтобы прочитать текст, надо сначала найти значение числовых выражений, записанных на карточках и расположить карточки со словами в соответствующие ячейки таблицы. Однако, Смурфик не учится в школе и не умеет решать примеры. Поможем Смурфику ?! . 30 - 10 =___ ( к ) 46 +3 =___ ( - ) 75 +6 = ___ ( . ) 70 - 2 =___ (Учение) 60 – 9 =___ ( путь ) 35 – 7 =___ ( умению ) (Учение - путь к ________ .) (Слова, указанные в скобках, записаны с обратной стороны карточек , содержащих числовые выражения).
| Принимают практическую задачу. Исследуют ситуацию, связанную со сравнением чисел, группируют числа по заданному плану.
Применяют освоенные ранее знания и умения для построения высказывания с целью ответа на вопросы учителя.
Принимают практическую задачу.
Находят значение выражений, осуществляют контроль правильности выполнения алгоритма арифметических действий.
| Регулятивные УУД: принимать практическую понимание причин успеха в учебной деятельности.ебнику. умножения и0000000000000000000000000000000000000000000000 задачу, переводить ее в учебную. Познавательные УУД: осуществлять сравнение, классифицировать объекты по выделенным признакам. Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Регулятивные УУД: принимать практическую понимание причин успеха в учебной деятельности.ебнику. умножения и0000000000000000000000000000000000000000000000 задачу, переводить ее в учебную. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результата деятельности одноклассников.
|
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). Беседа. - Нахождение значения какого выражения вызвало больше всего затруднений? Учитль помогает детям выявить причину затруднения: учащиеся не умеют вычитать однозначное число из двузначного в случаях, когда количество единиц однозначного числа больше, чем количество единиц в записи двузначного числа. Цель УД: научиться вычитать однозначное число из двузначного с переходом через десяток. Учебная задача. Выявить принцип устного приёма вычитания вида 35-7, составить алгоритм действий, научиться находить значение подобных выражений по алгоритму. |
Осознают затруднение, выявляют его суть.
Формулируют цель предстоящей работы.
Конкретизируют цель в виде учебной задачи. | Познавательные УУД: сравнение, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: Формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. Регулятивные УУД: целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно Личностные УУД: смыслообразование ( установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом). |
2. Поисковый этап |
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.) Предлагает учащимся составить план выполнения практического задания, обсудив его в группах. (Деление на группы предлагается учителем). | Раскладывают практическое задание на этапы, выявляют знакомые понятия (умения, действия) и то, что нужно узнать. | Регулятивные УУД: планирование (определение последовательных промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана ) Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации (определять недостающую информацию) . |
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме | Фиксируют план действий в устной форме: Выявить устный приём вычитания в случаях вида 35 – 7, указать умения, необходимые для усвоения нового приёма . Составить алгоритм устного приёма вычитания вида 35 – 7. Научиться находить значение подобных выражений по алгоритму, применять полученные знания для решения различных задач.
| Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов. |
3. Практический этап |
3.1. Открытие «нового» знания. 1. Беседа. - Чем вызвано затруднение? -Какие аналогичные примеры решали ранее? - В чем сходства? В чем отличия? 2. Организация экспериментирования на основе освоенных ранее способов решения примеров на вычитание и сложение. Предлагает учащимся самостоятельно объяснить способ решения примера, на основе иллюстрации учебника, обсудив своё мнение с соседом по парте.
Организует анализ проделанной работы, помогает сформулировать алгоритм действий при вычитании однозначного числа из двузначного с переходом через разрядную единицу.
Организует работу по электронному приложению к учебнику по теме «Вычитание вида 35-7» с целью повторения приема решения и усвоения его учащимися. Предлгает вернуться к письму весёлого математика, дополнить пословицу недостающим словом, объяснить значение пословицы.
Предлагает проверить , как полученный алгоритм при решении примеров, организует работу с учебником (стр. 67 № 1, 2)
| Сравнивают пример, который необходимо решить, с заданиями, выполнявшимися ранее, выявляют черты сходства и различия.
Рассматривают пример в учебнике, объясняют приём решения с помощью рисунка (стр. 67). Работают в парах.
Выводят алгоритм, фиксируют его на доске. 1) Заменим однозначное число суммой удобных слагаемых. Вычтем столько, чтобы получилось круглое число. Вычтем оставшееся число. Назовём ответ. Прослушивают объяснение, сопровождающееся иллюстрацией , осмысливают алгоритм.
Принимают практическую задачу, переводят её в учебную.
Решают примеры из № 1 с. 67, используя алгоритм (у доски с объяснением) , № 2 – самостоятельно по вариантам с последующей проверкой по эталону.
| Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов. Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, выделять общий способ решения задач.
Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана, взаимопроверку на основе алгоритма. - Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать ответ.
Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации из разных источников, использовать информацию для решения разного рода задач. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
|
3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др. Педагог предлагает решить задачу № 4 на стр. 67. | Анализируют задачу под руководством учителя, составляют краткую запись задачи, составляют план решения задачи, моделируя его с помощью блок - схемы, самостоятельно решают задачу, осуществляют взаимопроверку в парах сменного состава, затем сверяют с эталоном. | Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана, взаимопроверку на основе алгоритма. |
3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. Предлагает решить геометрическую задачу ( № 6 на стр. 67) по вариантам, затем сверить свою работу с эталоном. | Принимают практическую задачу.
| Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность, представляя учебную задачу в виде последовательных взаимосвязанных этапов.
Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, - выделять общий способ решения задач.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать ответ. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации из разных источников. - использовать информацию для решения разного рода задач. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования разных точек зрения, использовать речевые средства |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия результатов деятельности Предлагает оценить, удалось ли реализовать план, после уроков на практике проверить, верно ли решена задача.
|
Сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод.
| Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
4.2. Рефлексия способов деятельности Помогает выявить последовательность действий по составлению плана решения практической задачи, по определению сути затруднения, поиску способов его преодоления. |
Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Определяют, какие умения пригодились для решения поставленной задачи.
| Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
Рефлексия эмоционального состояния и настроения Предлагает оценить свою работу с помощью «лесенки достижений». Организует обсуждение: Как полученные на уроке знания и умения пригодятся в жизни. Помогает на основе результатов урока сформулировать общее и индивидуальные домашние задания. Предлагает общее домашнее задание по выбору: стр. 67 № 3, 5, 7 (любые 2 задания). | Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы.
| Регулятивные УУД: оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |