б) в качестве воспитательной задачи реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, воспитания через коллектив, воспитание интереса к математике
Ход урока:
Урок игра ведется на основе сказки об Иване – царевиче и Кощее Бессмертном. Класс делится на три команды.
Учитель начинает рассказ: « В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван – царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван- царевич своих сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.
Иван –царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три уравнения (с указанием номера команды):
(у-371)+ 546=277 (I)
(127+m)-98=32 (II)
(x+379)- 197=183 (III)
Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу». К доске вызываются по одному ученику от каждой команды, которые решают уравнения.
Иван – царевич, капитан одной из команд, решает уравнение вместе с членом своей команды. На следующем этапе пути гео сменит капитан другой команды.
Преодоление первой преграды приносят очки командам. Учитывается скорость и правильность решения. Учащиеся на местах решают уравнения своей команды и могут помочь при необходимости игроку, только при условии, что представят учителю решения уравнений и двух других команд.
Учитель продолжает: «Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану – царевичу, но только в том случае, если его воины решат шесть уравнений, написанных на стенах избушки»
Первые четыре ученика садятся на место, а семь других (по два из каждой команды и один из капитанов) идут к доске.
На доску проецируются уравнения:
65+2х=59 24-3х=21 75-5х-15=30
у(58-27)=62 (I) (25+8)х=99 (II) 92-3у=392-311 (III)
Подводятся итоги работы на втором этапе.
«Прощаясь с Иваном – царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана – царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков».
К доске идут новые семь учеников. На доску прецируются новые шесть уравнений. «Узники подземелья» решают их. Заняты работой и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».
35:х-20=15, у:2+35=36, m:12*2=72,
(5-х)*3=4х-3*2, (I) (3+х)*5=3х+57, (II) (7+х)*5=7*5+3*5 (III)
Подводятся итоги третьего тура.
«Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал корни всех уравнений.
Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение: у+12705:121=105.
Устно решил его Иван- царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван – царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить- поживать и добра наживать»
Подводятся итоги игры. Устанавливается команда- победитель. Часть учеников получают оценки в журнал.
После окончания сказки учащиеся выполняют самостоятельную работу по решению уравнений из учебника математики.
Домашнее задание: придумать творческую задачу на решение линейных уравнений.