Организационный момент: постановка целей и задачей урока.
1 этап: Разминка (устно)
Найти ошибку. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
у=
у'=
у
у'=2
у-
у'=
у=
у'= ctg
у=
у'=
у= х-8
у'=-8х-7
у= 2х6
у'=12х11
у= х3-х-2
у'=3х2-2х-1
2 этап: Конкурс капитанов
Капитанам предлагаются задачи, написанные на карточках:
Задача 1. Представьте число 20 в виде суммы двух положительных чисел так, чтобы сумма их квадратов была наибольшей. (3 балла)
Задача 2. Площадь участка земли составляет 100 м2. Найти размеры участка, чтобы длина изгороди была наименьшей .(3 балла)
Во время решения капитанами задач команды выполняют самостоятельную работу. По результатам решения задач и самостоятельной работы, капитаны и команды получают соответствующие баллы.
Задания для самостоятельной работы:
Найти производную функции и значение производной в данной точке:
1 вариант
2 вариант
баллы
f(x)= x3 +x2 +3x
f(x)= x3 -x2 +3x
2
f(x)= cos x, x0 =
f(x)=-sin x, х0=
4
f(x)= x3 ·2 sin x
f(x) = cos x· x-4
4
f (x)=
f(x)=
4
3 этап: Блиц-турнир
Чья команда быстрее ответит на большее количество вопросов (1 балл за каждый правильный ответ).
Кто ввел обозначение производной?
Производная числа 6?
Производная f(x)= x2?
Производная f(x)= x-3?
Закончите предложение: если угловой коэффициент касательной к графику k0 (k
Дать определение производной.
Производная суммы равна…
Когда функция возрастает?
Что называется максимумом функции?
Что называется минимумом функции?
4этап: Конкурс эрудитов
Задания написаны на карточках. Выполняют 2 студента у доски. (3 балла)
1вариант
2 вариант
1.Точка движется прямолинейно по закону х(t)=2t2+t-1. Найти ускорение в момент времени t/
1.Маховик за время tповорачивается на угол φ(t)=4t-3t2. Найдите угловую скорость вращения маховика.
2. f(x)=
2. f(x)=
5 этап: Задания для команд
Исследовать и построить график функции. (3 балла)
1 Вариант 2 Вариант
f (x)= 5 x2 – x 3 f (x)= 5 x2 – x 3 - 2
6 этап: Дополнительные задания для команд (8 баллов)
1 вариант
1. Что можно сказать о производной в точке экстремума?
2. На графике y=f' (x) укажите точки максимума и минимума
3. Найти промежуток возрастания функции f(x) = 3x3 - x2 -7x
2 Вариант
1. Найти промежуток убывания функции y = 3x3 – x3 –7x
2. На рисунке изображен график функций y= f(x) и касательная к нему в точке x0. Найти f'(x0)
3. Найти промежуток возрастания функции f(x) = -x3 +2 x2 +6x
7 этап: Подведение итогов
Разминка
Конкурс капитанов
Блиц турнир
Конкурс капитанов
Задания для команд
Самостоятельная работа
Дополнительно
Итого
1команда
2команда
8 этап: Рефлексия
Вспомним, какие цели вы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли вы их?
Понравился ли вам урок?
Домашнее задание:
Придумать задачу практического содержания на нахождение наибольшего или наименьшего значений функции.
Выставление оценок:
До 12 баллов- «2»;
13-18 баллов- «3»;
19-23 балла- «4»;
больше 24 баллов- «5».
Литература:
Ш.А. Алимов, учебник для 10-11 классов Алгебра и начала математического анализа М.: Просвещение, 2014.
Журнал «Математика в школе».
Карп, А.П. Даю уроки математики. М.: Просвещение, 2011.