Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прямоугольный параллелепипед"»
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте, дети! ( Слайд№1) Сегодня у нас на уроке гости. И так как гостям принято показывать лучшее, принято радовать и удивлять, то и мы постараемся не отступать от этого правила.
На уроке мы пройдем с вами путь исследования, познания истины. Пусть каждый из вас наблюдая, измеряя, решая, откроет что-то новое для себя.
Хочу сразу настроить вас, чтобы на уроке вы были очень проницательными. В качестве эпиграфа хочу процитировать слова ( Слайд№2) английского философа Френсиса Бэкона: «В истории черпаем мы мудрость, в поэзии- остроумие, в математике – проницательность». Для того чтобы понять, что такое проницательность, обратимся к толковому словарю. ( Слайд№3) Проницательность – наблюдательность, способность понять, разгадать, предвидеть.
А сейчас проверим, как Вы усвоили материал предыдущих уроков.
(У доски 2 человека по карточкам)
А мы все с вами работаем устно.
Ребята! Я буду задавать вам вопросы. Если вы ответите правильно, то на слайде будет появляться какая-то фигура. Давайте попробуем открыть их все! ( Слайд№4)
Вопросы для повторения:
Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны).
По какой формуле находится площадь прямоугольника? (Длина умноженная на ширину S=a*b).
По какой формуле находится площадь квадрата? (S=a*a=a2).
Как найти периметр прямоугольника? (P=(a+b)*2).
В каких единицах измеряют площадь? (квадратные метры, кв.сантиметры, гектары, ары (сотки), кв.дециметры и пр.)
Переведите в квадратные метры: 5 га. (5 га = 50 000 м2).
Переведите в ары: 52000 м2. (52000 м2= 52 0ар).
Очень хорошо, ребята! Все вы молодцы. Мы открыли с вами все 7 фигур.
3. Мотивационный этап.
Ребята, а как вы думаете, почему эти фигуры разделены горизонтальной линией? (потому что одни из них плоские, а другие объемные).
Хорошо, молодцы, ребята! А теперь, скажите, как называются фигуры, на правой части слайда?(треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
Отлично! А может вы знаете и как называются фигуры на левой части экрана? (прямоугольный параллелепипед, куб, прямоугольный параллелепипед, изображенный по-другому).
Давайте с вами узнаем как же называются эти фигуры!
Для этого выполним устное кодированное задание.
Дети читают тему урока. ( Слайд№5)
Давайте запишем ее в ваши тетради. Будьте внимательны, это очень сложное и длинное название, напишите его правильно! (Учитель диктует “Прямоугольный параллелепипед” по слогам, на слайде появляется надпись темы урока). ( Слайд№6)
Какова цель нашего урока?
Ребята, а скажите, пожалуйста, где вы встречаете прямоугольный параллелепипед в жизни? (кирпич, дом, телевизор, стол и пр).
Ребята, давайте посмотрим на объект нашего изучения, фигуру – прямоугольный параллелепипед. Давайте изучим его, познакомимся с ним.
(Учитель задает вопросы).
Вопросы учителя:
1. Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? (Прямоугольники)
2. Подумайте, почему фигуру назвали именно прямоугольным параллелепипедом? (потому, что он составлен из прямоугольников).
3. А из скольких прямоугольников составлен параллелепипед? ( Слайд№7).
Совершенно верно, он состоит из 6 прямоугольников, каждый из которых называется гранью.
(Делают записи в тетради и учитель на доске)
Стоит запомнить какая грань как называется. Та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади – это задняя грань, боковые грани – левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием.
4. А что вы можете сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда?(Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны).
А теперь, вы узнаете, что стороны граней параллелепипеда, называются ребрами параллелепипеда.
5. Ребята, сколько же ребер имеет параллелепипед? (12 ребер). ( Слайд№8)
Очень хорошо! А теперь, ребята, вы узнаете, что вершины граней параллелепипеда, называются вершинами параллелепипеда.Вершина – это точка пересечения ребер. ( Слайд№9)
6. Сколько ребер выходит из каждой вершины? (3 ребра)
7. Сколько же вершин имеет параллелепипед? (8 вершин).
8. А есть ли ребра разной длины?
Эти ребра называются длиной, шириной и высотой прямоугольного параллелепипеда, их еще называют измерениями( Слайд№10)
9. А есть ли ребра одинаковой длины? Где они оказались? (Да есть, они напротив друг друга).
Итак, теперь вы знаете, что противоположные ребра прямоугольного параллелепипеда равны.
Построим модель прямоугольного параллелепипеда, а поможет нам в этом алгоритм построения параллелепипеда.
Построить прямоугольник заданной длины (а=3) и высоты (с=5).
Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в=4) под углом 45 градусов.
Соединить концы отрезков, причем невидимые грани – пунктирной линией
Итак, давайте повторим все, что мы узнали об этой фигуре – прямоугольный параллелепипед.
Вывод: Это объемная фигура, у которой 6 граней, 12 ребер, 8 вершин. Грани представляют собой прямоугольники, ребра – стороны прямоугольников, вершины – точки пересечения ребер. Противоположные грани и ребра равны.
Вопросы (устно): ( Слайд№12)
Очень хорошо ребята! А скажите, что это за фигура? (изображен куб).
А как вы думаете, является ли куб прямоугольным параллелепипедом? (Является)Почему?(Грани куба – квадраты, а квадраты – это прямоугольники, у которых все стороны равны).
Что вы можете сказать о гранях куба, а о ребрах?
Вернемся с вами к модели прямоугольного параллелепипеда и выполним
практическое задание
( Слайд 13-17)
Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда S ( то есть сумму площадей его граней) и длину всех его ребер L.
(Параллельно заполняется таблица для параллелепипеда и куба)
Подведение итога: Итак, ребята, по каким формулам находится S поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, а длина ребер прямоугольного параллелепипеда, куба?
Задание: У вас на партах имеются карточки с разноуровневыми заданиями, вы сейчас быстренько определяетесь с уровнем, и ( Слайд 20)самостоятельно выполняете.
А-уровень:
Дан куб с ребром, а=5 см. Найти: а) площадь поверхности куба;
б) сумму длин всех ребер куба.
Б-уровень:
Дан прямоугольный параллелепипед, его длина равна 8 см, ширина 4 см, высота 10 см.
Найти: а) площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;
б) сумму длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда.
В-уровень:
Дан прямоугольный параллелепипед. Его длина равна 12 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота на 2 см больше ширины.
Найти: а) площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;
б) сумму длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда.
Исследовательская работа «Фигуры пространства»( Слайд 20)
Ребята, мы познакомились с фигурами пространства, их в геометрии называют многогранниками, а вот куб относится к правильным многогранникам У правильного многогранника все грани правильные многоугольники с одинаковым числом сторон. Куб - один из них. У трёх других правильных многогранников все грани - равносторонние треугольники. Их называют тетраэдром (4 грани), октаэдром (8 граней) и икосаэдром (20 граней). Наконец, ещё у одного правильного многогранника имеются 12 граней, все они правильные пятиугольники. Его называют додекаэдром.
Схема исследования ( Слайд 20)
Посчитайте и запишите число граней правильных многогранников (Г= ).
Посчитайте и запишите число ребер правильных многогранников. (Р= )
Посчитайте и запишите число вершин правильных многогранников. (В= )
Найдите значение выражения: Г – Р + В = …
Сделайте вывод.
Теорема Эйлера ( Слайд 21)
Замечательный факт был обнаружен и доказан в 18 веке великим математиком Эйлером: для любого выпуклого многогранника справедливо равенство:
Г- Р+В=2,
где Г- число граней многогранника,
Р - число его рёбер,
В - число вершин.
Практикум
Самостоятельная работа
1.Отметьте вершины верхнего основания красным, а нижнего – синим цветом.
2. Отметьте ребра нижнего основания красным цветом, верхнего – желтым, а боковые - зеленым.
3.Укажите красным цветом на рисунке три измерения, выходящие из вершины А.
А
4.Закрасьте красным цветом верхнюю и нижнюю грани, желтым – переднюю и заднюю, синим – правую и левую грани.
Рефлексия.(Слайд 15)
Оценим свою работу по трем уровням усвоения и эмоционального состояния: