Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме « Система счисления»»
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: « Система счисления»
Цель урока: повторить и закрепить тему системы счисления, правилом перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, в восьмеричную систему счисления, в шестнадцатиричную систему счисления и наоборот.
Задачи урока:
Обучающая - закрепление новых знаний, умений и навыков по теме “ Система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатиричной системе счисления, контроль за усвоением учебного материала;
Развивающая - развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, познавательные способности, самостоятельность;
Воспитывающая — воспитание информационной культуры, чувства ответственности, коммуникативности, аккуратности, активизация познавательной и творческой активности учащихся.
Тип урока: урок обобщения.
Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Средства обучения: раздаточный материал.
План урока:
Проверка домашнего задания (5 минут)
Повторение изученных ранее тем (10 минут)
Закрепление в виде графической контрольной работы (20 минут)
Подведение итогов( 5 минут)
Домашнее задание (5 минут)
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
Учитель собирает тетради для проверки домашнего задания.
Повторение изученных ранее тем:
Учитель задает следующие вопросы, учащиеся отвечают устно.
1. Что называют системой счисления?
(Системой счисления называется совокупность символов (цифр) и правил их использования для представления чисел)
2. Какие виды систем счисления вы знаете?
(Позиционные и непозиционные системы счисления)
3. Приведите примеры непозиционной системы счисления
(Римская система, в которой в качестве цифр используются некоторые буквы: I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).)
4. А почему она считается непозиционной системой счисления?
(В системе значение цифры не зависит от ее положения в числе. Например, в числе ХХХ цифра Х встречается трижды, а в каждом случае обозначает одну и туже величину 10, а в сумме ХХХ это 30.)
5. Какая система называется позиционной?
(В позиционной системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры называется РАЗРЯДОМ. Размер числа возрастает справа налево. Наиболее распространенной в настоящее время являются: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная.)
6. Что называться основанием в позиционной системе счисления?
(В позиционной системе счисления основание системы равно количеству цифр, используемых ею, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов чисел.)
7. Как можно записать число в позиционной системе счисления?
(Любое число в позиционной системе счисления с произвольным основанием можно записать в виде многочлена
Например: 34510=3· 102+4· 101+ 5·100 )
8. Какие примеры вы можете привести позиционной системы счисления?
(Например:
1010102- двоичная (основание 2, используются две цифры –0,1)
34510– десятичная ( основание 10, используются десять цифр –
0…9)
7468– восьмеричная (основание 8, используются 8 цифр – 0…7))
9. Как можно перевести любое число в десятичную систему счисления?
(Например:
4 3 2 1 0
10111=1·24+0·23+1·22+1·21+1·20= 16+4+2+1=2310
2 1 0
2213= 2·32+2·31+ 1·30=2·9+2·3+1=18+6+1=2510 )
10. Как можно перевести из десятичной системы счисления в любую систему счисления с произвольным основанием?
(Например:
Из 10 2 Из 10 3
1310=11012 1310=1113
13 2 ост. 1 13 3 ост.1
6 2 ост. 0 4 3 ост.1
3 2 ост. 1 1
1)
11. Какие действия мы можем выполнять в двоичной системе счисления?
(Сложение, вычитание, умножение и деление.)
Закрепление в виде графической контрольной работы:
Учитель делит класс на команды по 4 человека и раздает задания (всего 5 заданий)
( учащиеся в это время придумывают название и девиз команды связанные с темой «Системы счисления»)
Подведение итогов:
Учитель оценивает работы учащихся :
5 правильно выполненных заданий-5,5
4 правильно выполненных заданий-5
3 правильно выполненных заданий-4
2и менее правильно выполненных заданий-3
Домашнее задание: Повторить тему «Системы счисления» упражнения из учебника 25,26,30