Конспект урока по математике (по программе «Школа 2100», ) Тема: Окружность
Конспект урока по математике (по программе «Школа 2100», ) Тема: Окружность
Конспект урока по математике (по программе «Школа 2100», )
Класс:2.
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: Окружность
Цель урока: создать условия для формирования у школьников представления об окружности как геометрической фигуре.
Задачи урока: - получить теоретическое и практическое представление об окружности как о геометрической фигуре;
- развитие практических умений - пользование циркулем;
-развитие математической речи, наблюдательности,логического мышления, внимания к изучаемому вопросу, творческих способностей, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности в работе, привитие умения совместно работать.
Познавательные УУД: структурирование знаний, построение речевого высказывания, создания алгоритма, выбор эффективных способов.
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, построение рассуждений, выдвижение гипотез.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли с полнотой и точностью.
3.Личностные результаты:
Познавательный интерес, целенаправленно использовать знания, самоопределение, смыслообразование, мотивация, способность характеризовать собственные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике (по программе «Школа 2100», ) Тема: Окружность»
Конспект урока по математике (по программе «Школа 2100», )
Класс:2.
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: Окружность
Цель урока: создать условия для формирования у школьников представления об окружности как геометрической фигуре.
Задачи урока: - получить теоретическое и практическое представление об окружности как о геометрической фигуре;
- развитие практических умений - пользование циркулем;
-развитие математической речи, наблюдательности ,логического мышления, внимания к изучаемому вопросу, творческих способностей, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности в работе, привитие умения совместно работать.
Познавательные УУД: структурирование знаний, построение речевого высказывания, создания алгоритма, выбор эффективных способов.
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, построение рассуждений, выдвижение гипотез.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли с полнотой и точностью.
3.Личностные результаты:
Познавательный интерес, целенаправленно использовать знания, самоопределение, смыслообразование, мотивация, способность характеризовать собственные знания.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Настрой детей на работу. Проверка готовности к уроку.
- Добрый день, ребята. Рада всех видеть. Всё у нас в порядке- наши книжки и тетрадки, будем с вами мы играть, математику изучать.( слайд №1)
-Давайте проверим, с каким настроением вы начинаете урок. Выберите смайлик, соответствующий по цвету вашему настроению ( слайд №2)
На данном этапе планируется достижение следующих результатов:
Личностные: самоопределение, настрой на активную работу;
Регулятивные: организация учебной деятельности, организация рабочего места;
Коммуникативные: настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
--Кого мы можем назвать великими математиками? А вы можете себя назвать великими математиками? Вот мы сейчас и проверим ваши великие познания в таблице умножения.
- Вы готовы к работе? (проверка таблицы умножения-онлайн на ноутбуках, самостоятельная оценка своих результатов с комментированием )
На доске изображены е фигуры: прямая, луч, отрезок, кривая, замкнутая кривая, незамкнутая кривая, ломаная) (слайд№3)
- Назовите фигуры. Покажите их.
-Какое задание вы можете предложить? (дать названия фигурам, обозначить буквами, разделить фигуры на группы).
Работаем в группе (слайд №4)
Начертите замкнутую кривую линию.
Обведите границу полученной линии.
Какие вопросы возникают,выполняя это задание.
Что такое граница кривой линии?
Что такое область кривой линии?
Трудность в данном задании вызывает понятие кривая линия ,граница,
Планируется достижение следующих результатов:
Личностные: самоопределение, мотивация к изучению новой темы;
Регулятивные: прогнозирование, оценка;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Познавательные: структурирование знаний, логический анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения;
3. Выявление места и причины затруднения.
Учащиеся сравнивают географические понятия и математические, приходят к выводу.
( слайд №5-7)
-Рассмотрите внимательно. Одинаковы ли они? Сравните: чем похожи ? Чем отличаются? Что замечаете? Может быть по другому называется? Для какой фигуры характерны данные признаки?
Ппредположения детей, если учащиеся не знают, учитель помогает).
На данном этапе планируется достижение результатов:
Регулятивные: целеполагание; оценка;
Познавательные: интерес к изучаемому материалу, построение речевых высказываний;
Логические: анализ объектов, выбор оснований для сравнения, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез.
4. Построение проекта выхода из затруднения . - Как вы думаете, какая будет тема урока? ( на доске написано)( слайд №8)
- Давайте сформулируем цель урока.
Учащиеся самостоятельно (либо с помощью учителя) формулируют цель данного урока:
Знакомство с новым математическим понятием « окружность»
План:
1. Узнать, что такое «окружность».
2. Как построить (нарисовать) окружность.
3. Узнать что-то новое.( слайд№ 9)
Учитель на доске фиксирует цели урока.
Планируется достижение следующих результатов:
Регулятивные: целеполагание, планирование;
Познавательные: постановка и формулирование проблемы ,формулирование цели, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: выражать свои мысли.
5.Реализация построенного проекта.. «Открытие» детьми нового знания.
(учебник стр.36, № 1)
-Что такое окружность? (предполажения детей, слайд №10)
-Игра « Будь внимательным» ( слайд 11)
Учитель наглядно демонстрирует на геометрических фигурах, учащиеся соотносят геометрические фигуры с правильными названиями.( слайд №12)
( если возникнут вопросы)
- Чтобы разграничить понятия « круг» и «окружность», давайте поиграем в игру. К доске вызываются 10-12 учащихся.
- Вы все « точки». Встаньте в прямую линию, изобразите кривую, а теперь попробуйте построить окружность.
- Что ограничивает окружность? (круг)
- Из чего состоит окружность? (из точек)
К доске вызываются ещё 2 ученика, которые также изображают «точки». Учитель даёт задание:
- побегать вдоль окружности. Что такое «окружность»? (это граница круга).
- «побегать по кругу». Что такое круг? ( это область внутри окружности).
Таким образом, учащиеся формулируют вывод : окружность-это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её краю. Круг- это часть плоскости, которая лежит внутри окружности ( внутри границы).
-Давайте прочитаем об этом в учебнике (учебник стр.36, № 1 или слайд № 12)
Физминутка
- Встаньте ровно. Нарисуйте окружность правой рукой, левой ногой, головой. Теперь нарисуйте окружность на листе бумаги.
(Перед учащимися альбомные листы, они рисуют окружность.)
- Покажите ровная ли получилась окружность? ( нет)
- Как вы думаете, почему не ровная? Что поможет нам сделать окружность ровной? (шаблон)
-А если нет шаблона, то нам поможет специальный инструмент.( шаблон№ 17)
- Как вы думаете , о каком предмете идёт речь? Что это за циркач?
Учитель показывает циркуль и комментирует: слово « циркуль» произошло от лат. «циркулюс», что означает круг, окружность.
- С каким словом созвучно слово « циркуль»?
« Цирк-циркуль-циркулюс» означает круг. У цирка тоже арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
Специальный чертёжный инструмент называется циркулем. У каждого ученика на парте находится циркуль.
- Рассмотрите циркуль, что у него есть? ( слайд № 14, 15 )
Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке есть игла, для чего она нужна? Как обращаться с циркулем ,как правильно пользоваться?
Учитель совместно с учащимися проговаривает технику безопасности при работе с циркулем.
Далее учащиеся пытаются при помощи циркуля начертить ровную окружность или исправить раннее начерченную неровную окружность. )( алгоритм выполнения работы слайд № 16)
-Сравните ,какая получается окружность с использованием циркуля.
Рассматривание получившихся работ, помощь учителя детям, у которых не получилось.
- Чем похожи все наши работы? (ровная окружность)
-Как построить ровную окружность? Что помогло нам при выполнении этого задания?
-А ещё чем похожи наши работы? (в середине есть -центр)( слайд № 17)
-Отметьте центр своей окружности цветным карандашом и обозначьте точкой О.
- Чем отличаются наши работы? (разные по размеру)
- Почему у вас получились разные по размеру окружности? А как нам всем начертить одинаковые? (мнения учащихся)
Нам понадобится ещё один чертёжный инструмент- линейка. При помощи линейки и циркуля мы сможем справиться с этим заданием и начертить одинаковые по размеру окружности. Учащиеся совместно с учителем разрабатывают алгоритм действия.(слайд № 18)
1. Приложить циркуль к линейке одной ножкой на 0, другой -на заданное число.
2. Берём циркуль в правую руку за головку, не сдвигая ножек.
3. Упираем ножку с иглой на поверхность.
4. Поворачиваем ножку с грифелем ,касаясь бумаги.
5. Замыкаем линию.
6. Отмечаем центр окружности.
-Сравните, теперь получились одинаковые по размеру окружности.
Введение понятия «радиус».
- Начертите отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности.
- Измерьте отрезок, чему он равен?
-Начертите ещё несколько отрезков, соединяющих центр с точками окружности, измерьте их, что
Замечаете? ( отрезки равны)
- Какой вывод мы можем сделать?
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод: центр окружности равноудалён ( т.е. находится на одинаковом расстоянии) от всех её точек.
- Отрезок, соединяющий центр окружности и точку на окружности называется радиусом.- Сколько радиусов мы начертили сейчас? – А сколько возможно? (слайд № 19-20)
Учащиеся находят на окружности и подписывают слово «радиус» на своей работе.
- Радиус в математике принято обозначать лат. маленькой буквой r. Обозначьте математическим символом.
- Что мы можем сказать про радиусы? Что будет, если я радиусы уменьшу? Увеличу?
Учащиеся формулируют вывод: радиусы одной окружности равны. Если уменьшить радиус, то окружность –уменьшится, если увеличить, окружность станет больше.
-Для чего нужен радиус? ( чтобы узнать, какая будет окружность по величине).
-Подтвердим свои предположения в учебнике ( слйд № 21)
На данном этапе планируются результаты:
Личностные: самоопределение;
Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор эффективных способов решения задачи, создание алгоритма действия, моделирование;
Логические : анализ объектов, выбор оснований для сравнения, выделение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логики рассуждений, выдвижение гипотез;
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли ,планирование учебного сотрудничества.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Учащимся предлагаются картинки :
– А в жизни вы встречаетесь с предметами, имеющими форму круга? Окружности? Приведите примеры.( слайд № 13, 22, 23)
На данном этапе планируется достижение следующих результатов:
-познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, эффективный способ решения задачи, рефлексия;
-коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
8.Включение нового материала в систему знаний. Повторение и обобщение материала.
Тест по новой теме с коллективной проверкой.
Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу (время проведения-10 мин.) Далее работа проверяется –соседом по парте. Учащиеся по желанию комментируют одно из заданий. Подводится итог работы, № 4,5.( слайд 29,30)
На данном этапе планируется достижение результатов:
-личностные: самоопределение;
-регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;
- познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме;
-коммуникативные: выражать свои мысли с точностью и полнотой.
9.Рефлексия учебной деятельности.( итог урока).
-Наш урок подходит к завершению. Давайте ещё раз посмотрим на наши цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Достигли мы цели урока? (да). Учащиеся аргументируют:
1 цель мы узнали , что такое окружность.
2 цель научились строить окружность при помощи специального чертёжного прибора-циркуля.
- Ребята, а что для вас было новым? (понятие «центр» окружности, «радиус»)
-Что интересного было на уроке? Каким способом мы достигали поставленных целей?
Оцените свою работу на уроке. Допишите высказывания ( слайд №31)
Сегодня на уроке я научился….
Я узнал….
Мне было интересно….
Порадовался тому, что….
Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
-С каким настроением уходите с урока. Выберите смайлик.
-Запишите домашнее задание ( слайд № 32)
Вот звенит звонок с урока, Хорошо мы потрудились
Говорит он нам о том, и совсем мы не ленились,
Что закончился урок. Много знаний обрели: всё сумели, всё смогли!
( слайд № 33)
На этом этапе урока планируется достижение следующих результатов:
-личностные: смыслообразование;
-регулятивные:рефлексия;
-коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
-познавательные: структурирование знаний. Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.