kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "История возникновения математики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕМАТИКИ;

РАЗВИВАТЬ  ТВОРЧЕСТВО,  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПРОЕКТЫ;

ВОСПИТЫВАТЬ  ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ.

Оборудование :  проектор, рефераты учащихся (заранее дать домашнее задание,чтобы подготовили выступление о конкретном ученом с презентациями)

Используемая литература:

1. Э.Т.Белл «Творцы математики». Москва, «Просвещение», 1979 г

2.А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова «Я познаю мир».Москва,АСТ,1999г

3.А.П.Савин «Математические миниатюры». Москва «Детская литература» 1991г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "История возникновения математики".»

Методическая разработка Исмаиловой З.М. Учитель математики

МБОУ Гимназия. сел. Карабудахкент, Республики Дагестан.

2016-2017 уч.год.



Урок-математический вечер (6-8кл)

«История возникновения математики»

Цели:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕМАТИКИ;

РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПРОЕКТЫ;

ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ.

Оборудование : проектор, рефераты учащихся (заранее дать домашнее задание ,чтобы подготовили выступление о конкретном ученом с презентациями)

Эпиграф к уроку: «Царской дороги в математике нет!»

Ход вечера

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы совершим «путешествие» в мир истории математики. Вы узнаете, кто внес вклад в развитие математики, кто написал первую книгу по математике, для чего нужна математика в вашей жизни, что случилось с индийским царем Сирамом.

История возникновения математики делится на 4-великих периода:

  1. Вавилонский

  2. Греческий

  3. Ньютоновский

  4. Современный

Первый период- Зарождение математики ( Египет. Вавилон. До 6 века до нашей эры).

К ученым того времени относятся: Зенон, Евдокс, Архимед, Евклид, Пифагор, Платон.

Ученик рассказывает о Платоне.

Учитель: Платон не был математиком, в строгом смысле этого слова. Его называют «создателем математиков». Он вдохновил многих людей гораздо более сильных в математике, чем он сам

Ученик рассказывает об Архимеде .

Учитель: Архимед был аристократ духом и телом, «мастером», «великим геометром». Он окружен легендами:

  1. Согласно преданию, нечестный ювелир, делая корону для царя Гиерона, подмешивал к золоту серебро, и царь попросил Архимеда проверить. Один раз, погружаясь в ванну, он сделал открытие, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Он выскочил из ванны и побежал по улицам Сиракуз совершенно голым, крича «Эврика! Эврика!» (нашел, нашел).

На берегу построили большое судно, а спустить на воду не могли. Он использовал правило рычага и смог помочь. Именно дьявольские изобретения Архимеда помогли отразить неприятельские атаки от стен Сиракуз.



Ученик рассказывает о Пифагоре .

Учитель: Мы ,с вами, закончили тему о пропорциях. Оказывается, учение о пропорциях особенно успешно развивалось в 4 в. до н. э. в Древней Греции. С пропорциями связывались представления о красоте , порядке , гармонии. Знаменитый зодчий Ле Корбюзье нашел отношение золотого сечения во многих пропорциях человеческой фигуры. Это отношение соблюдается и в расположении листьев, и в переплетах книг.

Учитель:

Математические знания накапливались в Греции и греческих колониях в течении нескольких столетий. Рано или поздно должен был появиться мыслитель, способный навести в математическом хозяйстве хотя бы видимость порядка. И такой мыслитель появился в третьем веке до нашей эры в Александрии. Это был Евклид. 13- томный труд Евклида называется «Начала». Да и в двадцатом веке ваши прабабушки и прадедушки знакомились с геометрией по книге Евклида.

Второй- период элементарной математики (до 15 века). К ученым этого периода относятся Аль-Хорезми, Омар Хайям, Джамшид Ал-Каши(-1430) , Насир Ад-дин Ат-Туси(1201-1277).

Ведущую роль в развитии математики в средние века сыграли ученые стран Востока. В индии ученые создали десятичную позиционную систему счисления. Цифры впервые придумали в Индии, а в Европу их занесли арабы и поэтому их называют арабские цифры.В своем сочинении «краткая книга об исчислении ал-джабра и ал-мукабалы» Аль- Хорезми положил начало формированию раздела математики, который получил название алгебры.Омар Хайям получил широкую известность как автор знаменитых четверостиший. Вместе с тем он был великим математиком своего времени. Он создал общую теорию решения уравнений третьей степени.

Одно из его четверостиший:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала.

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Мухаммед Ал- Беруни много внимания уделял тригонометрии.

Третий- период создания математики переменных величин (17-18 века). Знаменитыми учеными того периода были Карл Фридрих Гаусс, Пьер Ферма, Исаак Ньютон, Паскаль., Рене Декарт

Ученик рассказывает про Гаусса.

Учитель: Во всей истории математики нет никого, кто приблизился бы к Гауссу по ранней одаренности. Ему не было 3 лет, когда он, увидев платежную ведомость своего отца, сказал: «Папа, вычисления неверны». Проверка показала, что число, названное им, было правильным. Если бы он публиковал все, что знал, вполне возможно, что математика теперь на 50 лет и более опережала бы нынешнее свое состояние.

Ученик рассказывает про Декарта

Учитель: Про Декарта можно сказать, что он дворянин, воин, математик. Рене Декарт был болезненным мальчиком и в школе-интернате, где он учился, ему разрешили не ходить на занятия. Задания по всем предметам он выполнял быстро, и все свободное время посвящал занятиям математикой. Когда ему было 50 лет, он был личным учителем шведской королевы Кристины. Координатная плоскость , придуманная им, называется декартовой.

Четвертый период- современная математика( с 19 в ). Последний период называется «золотым веком» математики. К этому периоду можно перечислить многих математиков.

Ученик рассказывает про Николая Лобачевского

Учитель: В 1896 году в городе Казани перед Казанским университетом воздвигнули памятник Николаю Лобачевскому. Это первый в стране памятник математику.

Ученик рассказывает про Софью Ковалевскую .

Учитель: Вот что писала подружка Сони Юлия: «Ее выдающиеся способности, любовь к математике, необыкновенно симпатичная наружность при большой скромности располагали к ней всех, с кем она встречалась. В ней была оригинальная смесь детской наивности с глубокою силой мысли».

Первый печатный учебник по математике появился на Руси в 1703 году. Написал его Леонтий Филиппович Магницкий. А как же раньше обучали математике? Это вам домашнее задание на следующий урок.

С первого класса вы изучаете математику. Нужна ли математика в вашей дальнейшей жизни?

Давайте попробуем в этом разобраться.

У всех дома есть телевизоры, магнитофоны, телефоны. Как вы думаете, смогли бы их изобрести без математики? Нет! Ни один. Физик- изобретатель не может обойтись без математики.

Вы пользуетесь моющими средствами: порошок, мыло, шампуни. Ни один химик не может обойтись без математических вычислений.

Да и в повседневной жизни всегда нужна математика.

  1. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 11 г лимонной кислоты. Хозяйка готовит 7 литров маринада. Сколько пачек достаточно купить хозяйке, если 1 пачка лимонной кислоты содержит 10 г?( 8)

  2. Сколько придется заплатить каменщику за забор длиной 10 метров, шириной 0,5 м, высотой в 3 м, если 1 куб.м. стоит 400 рублей? (6000)

  3. Оказывается, 1 выкуренная сигарета, сокращает жизнь человека на 4 минуты. На сколько сократится жизнь за 1 год, если каждый день выкуривать 1 сигарету? (1460мин.=24ч=1день)

Если выкуривают 10 сигарет в день, то получится 10 дней за год. А ведь одни выкуривают пачками.

Вдумайтесь в эти числа!



  1. Сколько квадратных плиток со стороной 40 см понадобится для настила пола в комнате с длиной 5,6 м и шириной 4,4м?

(154)



Теперь мальчики покажут вам сценку, которая показывает, что случилось с царем, который не знал математику.

Ученики показывают сценку : Легенда о шахматной доске.

Учитель: Когда владыка Александрии и всего Египта, царь Птолемей, не привыкший встречать затруднений, вызвал Евклида и спросил:- Нет ли какого-то особого, доступного лишь правителям, способа усвоить математику?

Евклид ответил: «Царской дороги в математике нет!»



Поэтому, ребята, чтобы хорошо знать математику нужно систематически готовиться к урокам.

Желаю вам дальнейших успехов в учебе.

Теперь я хочу предоставить слово жюри.

Они должны определить самых активных участников вечера.

Награждение .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "История возникновения математики".

Автор: Исмаилова Зарема Мурзаевна

Дата: 19.08.2017

Номер свидетельства: 425683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация к конспекту урока на тему: " История возникновения математики"."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_konspiektu_uroka_na_tiemu_istoriia_vozniknovieniia_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "425684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503143036"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Разработка интегрированного урока математики и истории по теме: « История возникновения квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_integrirovannogo_uroka_matematiki_i_istorii_po_teme_istoriia_voznikno"
    ["file_id"] => string(6) "600591"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645175127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока математики "Задачи на построение" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-matiematiki-zadachi-na-postroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "243939"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445862502"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока математики для 5 класса Сложение и вычитание десятичных дробей "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-5-klassa-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "136056"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417021291"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока на тему "Решение задач на все действия с обыкновенными дробями" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-vsie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "139876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417806200"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
1580 руб.
1980 руб.
2000 руб.
2500 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства