kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "История возникновения математики".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕМАТИКИ;

РАЗВИВАТЬ  ТВОРЧЕСТВО,  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПРОЕКТЫ;

ВОСПИТЫВАТЬ  ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ.

Оборудование :  проектор, рефераты учащихся (заранее дать домашнее задание,чтобы подготовили выступление о конкретном ученом с презентациями)

Используемая литература:

1. Э.Т.Белл «Творцы математики». Москва, «Просвещение», 1979 г

2.А.П.Савин, В.В.Станцо, А.Ю.Котова «Я познаю мир».Москва,АСТ,1999г

3.А.П.Савин «Математические миниатюры». Москва «Детская литература» 1991г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "История возникновения математики".»

Методическая разработка Исмаиловой З.М. Учитель математики

МБОУ Гимназия. сел. Карабудахкент, Республики Дагестан.

2016-2017 уч.год.



Урок-математический вечер (6-8кл)

«История возникновения математики»

Цели:

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕМАТИКИ;

РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПРОЕКТЫ;

ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ.

Оборудование : проектор, рефераты учащихся (заранее дать домашнее задание ,чтобы подготовили выступление о конкретном ученом с презентациями)

Эпиграф к уроку: «Царской дороги в математике нет!»

Ход вечера

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы совершим «путешествие» в мир истории математики. Вы узнаете, кто внес вклад в развитие математики, кто написал первую книгу по математике, для чего нужна математика в вашей жизни, что случилось с индийским царем Сирамом.

История возникновения математики делится на 4-великих периода:

  1. Вавилонский

  2. Греческий

  3. Ньютоновский

  4. Современный

Первый период- Зарождение математики ( Египет. Вавилон. До 6 века до нашей эры).

К ученым того времени относятся: Зенон, Евдокс, Архимед, Евклид, Пифагор, Платон.

Ученик рассказывает о Платоне.

Учитель: Платон не был математиком, в строгом смысле этого слова. Его называют «создателем математиков». Он вдохновил многих людей гораздо более сильных в математике, чем он сам

Ученик рассказывает об Архимеде .

Учитель: Архимед был аристократ духом и телом, «мастером», «великим геометром». Он окружен легендами:

  1. Согласно преданию, нечестный ювелир, делая корону для царя Гиерона, подмешивал к золоту серебро, и царь попросил Архимеда проверить. Один раз, погружаясь в ванну, он сделал открытие, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Он выскочил из ванны и побежал по улицам Сиракуз совершенно голым, крича «Эврика! Эврика!» (нашел, нашел).

На берегу построили большое судно, а спустить на воду не могли. Он использовал правило рычага и смог помочь. Именно дьявольские изобретения Архимеда помогли отразить неприятельские атаки от стен Сиракуз.



Ученик рассказывает о Пифагоре .

Учитель: Мы ,с вами, закончили тему о пропорциях. Оказывается, учение о пропорциях особенно успешно развивалось в 4 в. до н. э. в Древней Греции. С пропорциями связывались представления о красоте , порядке , гармонии. Знаменитый зодчий Ле Корбюзье нашел отношение золотого сечения во многих пропорциях человеческой фигуры. Это отношение соблюдается и в расположении листьев, и в переплетах книг.

Учитель:

Математические знания накапливались в Греции и греческих колониях в течении нескольких столетий. Рано или поздно должен был появиться мыслитель, способный навести в математическом хозяйстве хотя бы видимость порядка. И такой мыслитель появился в третьем веке до нашей эры в Александрии. Это был Евклид. 13- томный труд Евклида называется «Начала». Да и в двадцатом веке ваши прабабушки и прадедушки знакомились с геометрией по книге Евклида.

Второй- период элементарной математики (до 15 века). К ученым этого периода относятся Аль-Хорезми, Омар Хайям, Джамшид Ал-Каши(-1430) , Насир Ад-дин Ат-Туси(1201-1277).

Ведущую роль в развитии математики в средние века сыграли ученые стран Востока. В индии ученые создали десятичную позиционную систему счисления. Цифры впервые придумали в Индии, а в Европу их занесли арабы и поэтому их называют арабские цифры.В своем сочинении «краткая книга об исчислении ал-джабра и ал-мукабалы» Аль- Хорезми положил начало формированию раздела математики, который получил название алгебры.Омар Хайям получил широкую известность как автор знаменитых четверостиший. Вместе с тем он был великим математиком своего времени. Он создал общую теорию решения уравнений третьей степени.

Одно из его четверостиший:

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала.

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Мухаммед Ал- Беруни много внимания уделял тригонометрии.

Третий- период создания математики переменных величин (17-18 века). Знаменитыми учеными того периода были Карл Фридрих Гаусс, Пьер Ферма, Исаак Ньютон, Паскаль., Рене Декарт

Ученик рассказывает про Гаусса.

Учитель: Во всей истории математики нет никого, кто приблизился бы к Гауссу по ранней одаренности. Ему не было 3 лет, когда он, увидев платежную ведомость своего отца, сказал: «Папа, вычисления неверны». Проверка показала, что число, названное им, было правильным. Если бы он публиковал все, что знал, вполне возможно, что математика теперь на 50 лет и более опережала бы нынешнее свое состояние.

Ученик рассказывает про Декарта

Учитель: Про Декарта можно сказать, что он дворянин, воин, математик. Рене Декарт был болезненным мальчиком и в школе-интернате, где он учился, ему разрешили не ходить на занятия. Задания по всем предметам он выполнял быстро, и все свободное время посвящал занятиям математикой. Когда ему было 50 лет, он был личным учителем шведской королевы Кристины. Координатная плоскость , придуманная им, называется декартовой.

Четвертый период- современная математика( с 19 в ). Последний период называется «золотым веком» математики. К этому периоду можно перечислить многих математиков.

Ученик рассказывает про Николая Лобачевского

Учитель: В 1896 году в городе Казани перед Казанским университетом воздвигнули памятник Николаю Лобачевскому. Это первый в стране памятник математику.

Ученик рассказывает про Софью Ковалевскую .

Учитель: Вот что писала подружка Сони Юлия: «Ее выдающиеся способности, любовь к математике, необыкновенно симпатичная наружность при большой скромности располагали к ней всех, с кем она встречалась. В ней была оригинальная смесь детской наивности с глубокою силой мысли».

Первый печатный учебник по математике появился на Руси в 1703 году. Написал его Леонтий Филиппович Магницкий. А как же раньше обучали математике? Это вам домашнее задание на следующий урок.

С первого класса вы изучаете математику. Нужна ли математика в вашей дальнейшей жизни?

Давайте попробуем в этом разобраться.

У всех дома есть телевизоры, магнитофоны, телефоны. Как вы думаете, смогли бы их изобрести без математики? Нет! Ни один. Физик- изобретатель не может обойтись без математики.

Вы пользуетесь моющими средствами: порошок, мыло, шампуни. Ни один химик не может обойтись без математических вычислений.

Да и в повседневной жизни всегда нужна математика.

  1. Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 11 г лимонной кислоты. Хозяйка готовит 7 литров маринада. Сколько пачек достаточно купить хозяйке, если 1 пачка лимонной кислоты содержит 10 г?( 8)

  2. Сколько придется заплатить каменщику за забор длиной 10 метров, шириной 0,5 м, высотой в 3 м, если 1 куб.м. стоит 400 рублей? (6000)

  3. Оказывается, 1 выкуренная сигарета, сокращает жизнь человека на 4 минуты. На сколько сократится жизнь за 1 год, если каждый день выкуривать 1 сигарету? (1460мин.=24ч=1день)

Если выкуривают 10 сигарет в день, то получится 10 дней за год. А ведь одни выкуривают пачками.

Вдумайтесь в эти числа!



  1. Сколько квадратных плиток со стороной 40 см понадобится для настила пола в комнате с длиной 5,6 м и шириной 4,4м?

(154)



Теперь мальчики покажут вам сценку, которая показывает, что случилось с царем, который не знал математику.

Ученики показывают сценку : Легенда о шахматной доске.

Учитель: Когда владыка Александрии и всего Египта, царь Птолемей, не привыкший встречать затруднений, вызвал Евклида и спросил:- Нет ли какого-то особого, доступного лишь правителям, способа усвоить математику?

Евклид ответил: «Царской дороги в математике нет!»



Поэтому, ребята, чтобы хорошо знать математику нужно систематически готовиться к урокам.

Желаю вам дальнейших успехов в учебе.

Теперь я хочу предоставить слово жюри.

Они должны определить самых активных участников вечера.

Награждение .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "История возникновения математики".

Автор: Исмаилова Зарема Мурзаевна

Дата: 19.08.2017

Номер свидетельства: 425683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация к конспекту урока на тему: " История возникновения математики"."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_konspiektu_uroka_na_tiemu_istoriia_vozniknovieniia_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "425684"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1503143036"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Разработка интегрированного урока математики и истории по теме: « История возникновения квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_integrirovannogo_uroka_matematiki_i_istorii_po_teme_istoriia_voznikno"
    ["file_id"] => string(6) "600591"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645175127"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока математики "Задачи на построение" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-matiematiki-zadachi-na-postroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "243939"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445862502"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока математики для 5 класса Сложение и вычитание десятичных дробей "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-5-klassa-slozhieniie-i-vychitaniie-diesiatichnykh-drobiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "136056"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417021291"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока на тему "Решение задач на все действия с обыкновенными дробями" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-vsie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "139876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417806200"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства