Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "История возникновения математики".»
Методическая разработка Исмаиловой З.М. Учитель математики
МБОУ Гимназия. сел. Карабудахкент, Республики Дагестан.
2016-2017 уч.год.
Урок-математический вечер (6-8кл)
«История возникновения математики»
Цели:
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАТЕМАТИКИ;
РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНИЦИАТИВУ, УМЕНИЕ ПИСАТЬ ПРОЕКТЫ;
ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, КУЛЬТУРУ МЫШЛЕНИЯ.
Оборудование : проектор, рефераты учащихся (заранее дать домашнее задание ,чтобы подготовили выступление о конкретном ученом с презентациями)
Эпиграф к уроку: «Царской дороги в математике нет!»
Ход вечера
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы совершим «путешествие» в мир истории математики. Вы узнаете, кто внес вклад в развитие математики, кто написал первую книгу по математике, для чего нужна математика в вашей жизни, что случилось с индийским царем Сирамом.
История возникновения математики делится на 4-великих периода:
Вавилонский
Греческий
Ньютоновский
Современный
Первый период- Зарождение математики ( Египет. Вавилон. До 6 века до нашей эры).
К ученым того времени относятся: Зенон, Евдокс, Архимед, Евклид, Пифагор, Платон.
Ученик рассказывает о Платоне.
Учитель: Платон не был математиком, в строгом смысле этого слова. Его называют «создателем математиков». Он вдохновил многих людей гораздо более сильных в математике, чем он сам
Ученик рассказывает об Архимеде .
Учитель: Архимед был аристократ духом и телом, «мастером», «великим геометром». Он окружен легендами:
Согласно преданию, нечестный ювелир, делая корону для царя Гиерона, подмешивал к золоту серебро, и царь попросил Архимеда проверить. Один раз, погружаясь в ванну, он сделал открытие, что тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Он выскочил из ванны и побежал по улицам Сиракуз совершенно голым, крича «Эврика! Эврика!» (нашел, нашел).
На берегу построили большое судно, а спустить на воду не могли. Он использовал правило рычага и смог помочь. Именно дьявольские изобретения Архимеда помогли отразить неприятельские атаки от стен Сиракуз.
Ученик рассказывает о Пифагоре .
Учитель: Мы ,с вами, закончили тему о пропорциях. Оказывается, учение о пропорциях особенно успешно развивалось в 4 в. до н. э. в Древней Греции. С пропорциями связывались представления о красоте , порядке , гармонии. Знаменитый зодчий Ле Корбюзье нашел отношение золотого сечения во многих пропорциях человеческой фигуры. Это отношение соблюдается и в расположении листьев, и в переплетах книг.
Учитель:
Математические знания накапливались в Греции и греческих колониях в течении нескольких столетий. Рано или поздно должен был появиться мыслитель, способный навести в математическом хозяйстве хотя бы видимость порядка. И такой мыслитель появился в третьем веке до нашей эры в Александрии. Это был Евклид. 13- томный труд Евклида называется «Начала». Да и в двадцатом веке ваши прабабушки и прадедушки знакомились с геометрией по книге Евклида.
Второй- период элементарной математики (до 15 века). К ученым этого периода относятся Аль-Хорезми, Омар Хайям, Джамшид Ал-Каши(-1430) , Насир Ад-дин Ат-Туси(1201-1277).
Ведущую роль в развитии математики в средние века сыграли ученые стран Востока. В индии ученые создали десятичную позиционную систему счисления. Цифры впервые придумали в Индии, а в Европу их занесли арабы и поэтому их называют арабские цифры.В своем сочинении «краткая книга об исчислении ал-джабра и ал-мукабалы» Аль- Хорезми положил начало формированию раздела математики, который получил название алгебры.Омар Хайям получил широкую известность как автор знаменитых четверостиший. Вместе с тем он был великим математиком своего времени. Он создал общую теорию решения уравнений третьей степени.
Одно из его четверостиший:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала.
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Мухаммед Ал- Беруни много внимания уделял тригонометрии.
Третий- период создания математики переменных величин (17-18 века). Знаменитыми учеными того периода были Карл Фридрих Гаусс, Пьер Ферма, Исаак Ньютон, Паскаль., Рене Декарт
Ученик рассказывает про Гаусса.
Учитель: Во всей истории математики нет никого, кто приблизился бы к Гауссу по ранней одаренности. Ему не было 3 лет, когда он, увидев платежную ведомость своего отца, сказал: «Папа, вычисления неверны». Проверка показала, что число, названное им, было правильным. Если бы он публиковал все, что знал, вполне возможно, что математика теперь на 50 лет и более опережала бы нынешнее свое состояние.
Ученик рассказывает про Декарта
Учитель: Про Декарта можно сказать, что он дворянин, воин, математик. Рене Декарт был болезненным мальчиком и в школе-интернате, где он учился, ему разрешили не ходить на занятия. Задания по всем предметам он выполнял быстро, и все свободное время посвящал занятиям математикой. Когда ему было 50 лет, он был личным учителем шведской королевы Кристины. Координатная плоскость , придуманная им, называется декартовой.
Четвертый период- современная математика( с 19 в ). Последний период называется «золотым веком» математики. К этому периоду можно перечислить многих математиков.
Ученик рассказывает про Николая Лобачевского
Учитель: В 1896 году в городе Казани перед Казанским университетом воздвигнули памятник Николаю Лобачевскому. Это первый в стране памятник математику.
Ученик рассказывает про Софью Ковалевскую .
Учитель: Вот что писала подружка Сони Юлия: «Ее выдающиеся способности, любовь к математике, необыкновенно симпатичная наружность при большой скромности располагали к ней всех, с кем она встречалась. В ней была оригинальная смесь детской наивности с глубокою силой мысли».
Первый печатный учебник по математике появился на Руси в 1703 году. Написал его Леонтий Филиппович Магницкий. А как же раньше обучали математике? Это вам домашнее задание на следующий урок.
С первого класса вы изучаете математику. Нужна ли математика в вашей дальнейшей жизни?
Давайте попробуем в этом разобраться.
У всех дома есть телевизоры, магнитофоны, телефоны. Как вы думаете, смогли бы их изобрести без математики? Нет! Ни один. Физик- изобретатель не может обойтись без математики.
Вы пользуетесь моющими средствами: порошок, мыло, шампуни. Ни один химик не может обойтись без математических вычислений.
Да и в повседневной жизни всегда нужна математика.
Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 11 г лимонной кислоты. Хозяйка готовит 7 литров маринада. Сколько пачек достаточно купить хозяйке, если 1 пачка лимонной кислоты содержит 10 г?( 8)
Сколько придется заплатить каменщику за забор длиной 10 метров, шириной 0,5 м, высотой в 3 м, если 1 куб.м. стоит 400 рублей? (6000)
Оказывается, 1 выкуренная сигарета, сокращает жизнь человека на 4 минуты. На сколько сократится жизнь за 1 год, если каждый день выкуривать 1 сигарету? (1460мин.=24ч=1день)
Если выкуривают 10 сигарет в день, то получится 10 дней за год. А ведь одни выкуривают пачками.
Вдумайтесь в эти числа!
Сколько квадратных плиток со стороной 40 см понадобится для настила пола в комнате с длиной 5,6 м и шириной 4,4м?
(154)
Теперь мальчики покажут вам сценку, которая показывает, что случилось с царем, который не знал математику.
Ученики показывают сценку : Легенда о шахматной доске.
Учитель: Когда владыка Александрии и всего Египта, царь Птолемей, не привыкший встречать затруднений, вызвал Евклида и спросил:- Нет ли какого-то особого, доступного лишь правителям, способа усвоить математику?
Евклид ответил: «Царской дороги в математике нет!»
Поэтому, ребята, чтобы хорошо знать математику нужно систематически готовиться к урокам.
Желаю вам дальнейших успехов в учебе.
Теперь я хочу предоставить слово жюри.
Они должны определить самых активных участников вечера.