Муниципальное общеобразовательное учреждение «Черемшанский лицей»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан
Ермолаева Марина Викторовна-
учитель математики-информатики
первой квалификационной категории
План-конспект урока математики по теме:
«Треугольник. Измерение углов треугольника. Свойства углов треугольника»
Тема урока : Треугольник. Измерение углов треугольника. Свойства углов треугольника.
Преподаватель: Ермолаева Марина Викторовна
Предмет: Математика
Продолжительность занятия: 45 мин
Класс: пятый
Образовательное учреждение: МОУ «Черемшанский лицей».
Медиапродукт: презентация из слайдов (среда POWER POINT).
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Методы обучения: беседа, демонстрация наглядных пособий.
Оборудование: компьютер, экран, раздаточный материал.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Технологии: использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора).
Образовательные задачи урока:
• Учить определять виды треугольников;
• Повторить правила нахождения периметра;
• Вывести свойства углов треугольника;
• Сформировать умение использовать эти свойства при решении задач;
• Формировать навыки математического мышления;
Развивающие задачи урока:
• Развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
• Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Воспитательные задачи урока:
• Воспитывать культуру умственного труда;
• Воспитывать культуру коллективной работы.
Ход урока
I. Организационный момент …
II. Актуализация знаний
С помощью какого инструмента можно измерить углы треугольника?
А у любого ли треугольника можно измерить углы?
Примеры различных треугольников
Эмоциональное включение учащихся в урок
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
Ещё один общеизвестный треугольник – это «невозможный треугольник»,который увековечен в виде скульптуры в д. Опховен, Бельгия. И треугольник Пенроуза в городе Перт, Австралия.
Треугольник Пенроуза в городе Перт, Австралия.
Но мы с Вами поговорим о ВОЗМОЖНЫХ треугольниках. Вспомним виды треугольников
Ты на него, ты на меня,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды-трудные дела
Мы трижды совершим.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам- то, как не знать …
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умело
Величины все улов
в треугольнике узнать.
Поэтому тема сегодняшнего урока «Сумма углов треугольника». Для этого скажите мне, пожалуйста, что такое треугольник? (Треугольник - это фигура, образованная тремя точками, не лежащих на данной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.)
Треугольники различают (называют, то есть классифицируют) по сторонам и по углам. Какие вы знаете треугольники? Сначала вспомним о том, как измеряются углы. Итак:
Дело 1. Самостоятельная работа «Измерение углов»
Напомнить об алгоритме измерения углов.
На экран проецируются различные углы
Определить вид каждого угла
Определить градусную меру угла (задание по вариантам, работа в парах)
III. Этап объяснения нового материала (работа в парах):
Дело 2. Чему равна сумма углов треугольника?
На каждую парту раскладываются модели различных треугольников с опросными листами.
Выполнить задания:
Обозначить треугольники
Измерить стороны треугольника
Найти периметр треугольника
Измерить углы треугольника
Найти сумму углов треугольника
Тема: «Треугольники. Свойства углов треугольника»
| Обозначить данный треугольник. Измерить стороны данного треугольника. Найти периметр треугольника. Измерить углы данного треугольника. Найти сумму углов треугольника. |
| Обозначить данный треугольник. Измерить стороны данного треугольника. Найти периметр треугольника. Измерить углы данного треугольника. Найти сумму углов треугольника. |
| Обозначить данный треугольник. Измерить стороны данного треугольника. Найти периметр треугольника. Измерить углы данного треугольника. Найти сумму углов треугольника. |
| Обозначить данный треугольник. Измерить стороны данного треугольника. Найти периметр треугольника. Измерить углы данного треугольника. Найти сумму углов треугольника. |
| Обозначить данный треугольник. Измерить стороны данного треугольника. Найти периметр треугольника. Измерить углы данного треугольника. Найти сумму углов треугольника. |
Чему равна сумма углов треугольника? (Оторвем углы треугольника и сложим их вместе, получим развернутый угол. Измеряя мы получили приближенные значения, а в любом треугольнике сума углов равна точно 180)
Чему равна сумма острых углов треугольника?
Могут ли в треугольнике быть два тупых угла?
Чему равен угол равностороннего треугольника?
Чему равны углы при основании равнобедренного треугольника?
Может ли треугольник, в котором два угла 40 и 60, быть тупоугольным?
Может ли треугольник с градусными мерами углов 10 и 20 быть остроугольным?
Является ли треугольник прямоугольным, если градусные меры двух углов 35 и 55?
IV. Закрепление нового материала:
Дело 3. Сообразим-вообразим (Задачи на готовых чертежах)
Заполнить таблицу
| Тупоугольный | Остроугольный | Прямоугольный |
Разносторонний | | | |
Равнобедренный | | | |
Равносторонний | | | |
V. Подведение итогов.
Домашнее задание:
Учебник п. 41,42
№ 1650,1660,1667
VI. Источники материалов.
УМК «Математика. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование по математике (авт. Т.В.Ермилова) изд. «Экзамен»,Москва,2004 год»
УМК «Математика. 5 класс. Контрольные и самостоятельные работы по математике.(авт. М.А.Попов) изд. «Экзамен»,Москва,2005 год»
Учебник «Математика: 5 класс / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др.– М.: Мнемозина, 2009.»
Интернет-ресурсы:
http://sceptic-ratio.narod.ru/po/kn2.htm
http://www.insidepro.com/kk/291/291r.shtml
http://www.shahty.ru/blog/blog_84.html
http://www.100mat.ru/ubb/viewalbum.php?Cat=&Album=208&page=2
http://m.allmystic.ru/page/7080
http://noterror.ru/tag/ostrov/
http://animashky.ru/
7