kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по математике в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Доли

Цели:

формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;

развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;

воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой и элементами здоровьесберегающих технологий.

На уроке с компьютерной поддержкой используются следующие формы обучения:

фронтальная форма;

групповая форма;

индивидуальная форма обучения

Оборудование: мультимедиа проектор, карточки для практической работы, фломастеры (карандаши), заготовка-круг, ножницы.

1. Организационный момент.

- Итак, начинаем урок математики. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи. Работайте старательно и вас обязательно ждёт успех.

- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей) (слайд 2)

ПРАВИЛА:

Слушать.

Слышать друг друга.

Дополнять.

Исправлять, помогать.

 Организационный момент

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

 Урок пора нам начинать.

        Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике в 4 классе»

Тема: Доли

Цели:

формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;

развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;

воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, дисциплины, наблюдательности.

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой и элементами здоровьесберегающих технологий.

На уроке с компьютерной поддержкой используются следующие формы обучения:

фронтальная форма;

групповая форма;

индивидуальная форма обучения

Оборудование: мультимедиа проектор, карточки для практической работы, фломастеры (карандаши), заготовка-круг, ножницы.


1. Организационный момент.

-- Итак, начинаем урок математики. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи. Работайте старательно и вас обязательно ждёт успех.

- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей) (слайд 2)


ПРАВИЛА:

Слушать.

Слышать друг друга.

Дополнять.

Исправлять, помогать.

Организационный момент

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно

Если хочешь отвечать –

Надо … руки поднимать.

- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.


II. Устный счёт (слайд 3)


1. Произведение чисел 5 и 8 равно 48. (—)

2. Частное чисел 32 и 4 равно 8. (+)

3. Если 6 увеличить в 4 раза, получится 24. (+)

4. В числе 42 содержится 6 раз по 7. (+)

5. 5 больше 10 в 2 раза. (—)

6. Если 6 разделить на 6, получится 36. (—)

7. 8 умножить на 0 — получится 8. (—)

На что больше всего похожа половина апельсина? Ответ:(На вторую половину апельсина)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? Ответ:(Уроки)

Какой рукой лучше размешивать чай? Ответ:(Лучше всего чай размешивать ложечкой)

Может ли дождь лить два дня подряд? Ответ:(Нет, между ними — ночь)

В вазе лежит 4 апельсина. Вопрос: как разделить эти 4 апельсина между четырьмя мальчиками так, чтобы каждому мальчику досталось по одному апельсину, и чтобы 1 апельсин остался в вазе? Ответ:(Оставить четвертый апельсин в вазе)

4. Ленту длиной 2 м разрезали на 5 частей. Какой длины оказалась каждая часть?

5. 1 : 2= ? - Как 1 разделить на 2? (Ответы детей)

- Итак, какая проблема у нас с вами возникла?

Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадку.

Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья. (ДРОБЬ)


1/5 км

1/3 часа

1/5 дм

1/10 т

1/25 м

1/2 ц

1/50 кг

1/6 мин



Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»


III. Знакомство с темой урока.


– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. (Слайд 4)


- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).


– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).


– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).


- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).


- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

Постановка учебных задач.


- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)


- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).


- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли). (Слайд 5)


Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».


- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин


- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).


- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).


- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.


- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)


(Слайд 6)


(На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)


В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.


- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).


- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.


- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).


- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.


- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).


- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).


VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.



VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.


1) Практическая работа.


-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).


- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.


-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).


-Закрасьте одну такую долю полоски.


- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.


6 : 2 = 3 см). Запись в тетради. (Слайд 8 )

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.


Запись в тетради. (Слайд 9)


III. Сообщение темы урока Тема сегодняшнего урока - "Доли и дроби" (слайд 4)

- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. А сегодня в этом нам поможет семья Долиных. (слайд 5) Давайте я вам расскажу о семье Долиных. Бабушка (слайд 6) очень любит печь пироги и печенье. Дедушка гордится своим садом. Папа с мамой работают на ферме, в основном они выращивают коз, в этом им помогают их дети Дробик и Долюша.

Дробик и Долюша проголодались, а на обед у них только один песочный пирог. Бабушка куда-то ушла и поделить его некому. Поделите его сами.

Дробик: Я разрешаю тебе, Долюша поделить пирог при условии, что я выберу свою часть первым (слайд 7.) Долюша режет пирог пополам. Он следит за тем, чтобы оба куска были одинаковыми.

Долюша разрезала пирог пополам. (слайд 8) Половина - это доля! Но как только мы её запишем вот так ?, доля станет называться дробью. Числа, которые больше 0, но меньше 1, называются простыми дробями . Этот кусок уже не целое, то есть меньше 1, но и не 0, ведь он есть.

- А после пирога ребята съели апельсин (слайд 9)

IV. "Открытие" новых знаний.

Число под чертой указывает на сколько равных частей был поделен предмет. Число над чертой показывает, сколько таких частей берется.

Дробь  - это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух   чисел, разделенных чертой. - Как же они называются? ( уч-ся ищут в классе ответ на карточках)

, где - m числитель, а n - знаменатель. (слайд 10)

Число под чертой называется знаменателем, а число над чертой называется числителем.

Папа с мамой тоже проголодались. Дробик и Долюша, поделитесь с ними. Как вы поступите? Значит надо поделить пирог на 4 части (слайд 11). Четверть - это доля. Как напишем это число? Почему?

(слайд 12)


Игра "Числитель-знаменатель"

Чтобы запомнить, что такое числитель и знаменатель и не путать их поиграем в игру. Если я называю числитель, поднимаем руки вверх - показываем, что он записывается сверху. Если я называю знаменатель, показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально

Бабушка Доля испекла пиццы. И ей прислали заказы на них. Давайте поможем разделить пиццы (раздать пиццы- круги и заказы на них. Ученики делят на 4 и 8 частей)

Сравнение дробей (вырезают)

1 вариант: возьмите 1/4 часть;

2 вариант: возьмите 1/8 часть;

- У кого больше? Что мы видим?

Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели

Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.

Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.

Давайте сравним доли (слайд 13): Чем больше долей, тем меньше каждая часть. (1/9 1/3)

(слайд 14) (сравнение дробей с одинаковым числителем)

Пауза. (стоя) Закройте глаза. Представьте, что ваш носик вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и начертите носом с движением головы в воздухе квадрат, разделите его на 4 части, закрасьте 3/4 своим любимым цветом.

(слайд 15) (Нахождение доли числа) (1/9 от 72 м, 1/8 от 96 м, 1/5 от 90 ц, 1/6 от 84 ч, 1/7 от 280 кг, 1/4 от 320 с)

(слайд 16) Яблоко вести 300 г. Сколько весит 1/6 этого яблока?

Арбуз весит 8 кг. Сколько весит половина арбуза?

V. Первичное закрепление. Практическая работа

А теперь давайте посмотрим и запишем, какая часть дроби закрашена (слайд 16).

VI. Решение тренировочных упражнений.

1. Ну а теперь несколько задач (слайды 17 - 21)

На ферме у деда 17 животных среди них 4 козы?

Какую часть всех животных составляют козы?

В саду Долинных выросло всего 5 яблок. Из них 2 красных. Какую часть составляют красные яблоки?

В бидон Доля налила молоко. Какая часть бидона занята молоком?

Какую часть поля вспахал Доль?

Какую часть всех яблок внуки положили в тарелку?

2. Теперь давайте попробуем найти число по доле. № 225

3. Попробуем выполнить сложение и вычитание дробей (слайд 22):

а) Картофель занимает 3/7участка, а помидоры 1/7 участка. Какую часть участка занимают помидоры и картофель?

б) За два дня засеяли 10/11 поля. В первый день засеяли 4/11 поля. Какую часть поля засеяли во второй день?

в) Бабушка принесла апельсины. Дробик получил 3/7, а Долюша 2/7 части всех апельсинов. На сколько Дробик получил больше апельсинов, чем Долюша?


ФИЗМИНУТКА.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

3 наклона, прямо встать.

Руки всем вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

2) Сравнение дробей.


(Слайд 10)


- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части)


- Какую долю получит каждый гость? (1/3)


- Запишите дробь. Проверьте себя .


- А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.


- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)


- Какую долю получит каждый гость? (1/6)


- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)


-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).


Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.


- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6. (Слайд 11)

(Слайд 12)

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?


- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?


(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)


- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)


Задание на сообразительность.

(Слайд 17, 18)

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.


V. Итог урока. (слайд 23)

– Какая тема урока была?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

– Что такое доля?

– Как называется число, которое пишем над чертой?

– Что показывает числитель?

– Как называется число, которое под чертой?

– Что показывает знаменатель?

– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?

– Урок закончен. Спасибо! (Слайд 19)

- Сегодня вы получили оценки 18/5. Сколько это?

- Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение.

Окончен урок, и выполнен план. (слайд 24)

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по математике в 4 классе

Автор: Ланщакова Алёна Владимировна

Дата: 06.06.2017

Номер свидетельства: 420743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект. Открытый урок математики в 9 классе - городской семинар «Формирование предметных компетенций  в подготовке обучающихся к ЕГЭ» "
    ["seo_title"] => string(151) "konspiekt-otkrytyi-urok-matiematiki-v-9-klassie-ghorodskoi-sieminar-formirovaniie-priedmietnykh-kompietientsii-v-podghotovkie-obuchaiushchikhsia-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "177614"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424687740"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Измерение углов" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-otkrytogho-uroka-matiematiki-v-6-klassie-po-tiemie-izmierieniie-ughlov"
    ["file_id"] => string(6) "179227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424963585"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект открытого урока математики в 3-м классе по теме «Запись арабских чисел римскими цифрами» "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-otkrytogho-uroka-matiematiki-v-3-m-klassie-po-tiemie-zapis-arabskikh-chisiel-rimskimi-tsiframi"
    ["file_id"] => string(6) "221907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435666572"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект открытого урока математики по теме: «Решение задач на деление с остатком» 3 класс (Программа «Школа России»)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_matiematiki_po_tiemie_rieshieniie_zadach_na_dielienii"
    ["file_id"] => string(6) "425074"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502191806"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект открытого урока математики в 3 классе ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-otkrytogho-uroka-matiematiki-v-3-klassie-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "235554"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443729879"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства