РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ.
Цели урока: (Слайд 2)
- Привести в систему: знания, умения и навыки решения задач, выполнения действий с обыкновенными дробями, умения и навыки сокращения и сравнения дробей;
- воспитывать интерес к занятиям математикой через нестандартную форму подачи материала;
- развивать логическое мышление.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний. (Слайд 3)
Давайте в начале урока проведем разминку, не физическую, а умственную.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Надо звать обыкновенной. .
- Вот дробь три четвертых. (Слайд 4)
Видно нам четко:
В числителе тройка
Меньше четверки.
Дробь такая по правилу
Называется правильной.
3/4.
- Дроби в математике (Слайд 5)
я решаю быстро .
Дроби в математике
заставляют мыслить !
- Дроби я люблю считать (Слайд 6)
Складывать и вычитать
Умножать, делить,
Выяснять: равны ли
Или просто выполнять
Действия с ними.
Все настроились на урок? И так мозговой штурм…
- ДРУЗЬЯ. (Слайд 7)
Взялись за руки, друзья,
Третий справа – это я.
Слева пятым я стою.
Руку держит друг мою.
Посчитай-ка поскорей,
Сколько встало в строй друзей?
Ответ: 7 друзей
- КАРТОШКА. (Слайд 8)
Копал Егор картошку,
Быстро он копал.
Он ведер 7 за полчаса
Живо набирал.
Егор работал 5 часов,
Пошел он отдыхать.
Сколько ведер он успел
Картошки накопать?
Ответ: 70 ведер
- ПИРОГИ. (Слайд 9)
Красная Шапочка к бабушке пошла.
Пироги румяные в корзине понесла:
Десять с картошкой,
Шестнадцать с грибами.
- Скоро вернусь, - так ответила маме.
Но половину она отдала
Серому Волку и дальше пошла.
У кого ответ готов,
Сколько же бабушка съест пирогов?
Ответ: 13 пирожков
Повторение пройденного. (Индивидуально-коллективная форма работы).
Сегодня мы будем решать задачи: разные, с натуральными числами и с обыкновенными дробями.
1 задача. КАРЛСОН ПООБЕДАЛ. (Слайд 10)
КАРЛСОН ПООБЕДАЛ.
Был у Карлсона обед:
Треть коробки съел конфет
И еще добавил шесть –
Всю коробку смог он съесть.
Можешь быстро сосчитать,
Сколько может он летать,
Если, съев конфету раз,
Он заправился на час?
Условие: (Слайд 11)
Съел - 1/3 конфет коробка
Добавил – 6 конфет
1 конфета – 1 час полета
Время полета - ?
Решение у доски. Ответ: 9 часов
2 задача. Задача про хвосты (Слайд 12 )
По тропинке вдоль кустов
Шли 11 хвостов.
Сосчитать я так же смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков?
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад,
Сколько было поросят?
Кто сумел найти ответ?
Условие залачи: (фронтально) (Слайд 13)
Хвостов- 11 петухов-? и
Ног - 30 поросят -?
Все имеют по хвосту – тогда всего … 11 животных
Решение: ( Слайд 14)
У всех животных не менее … ног. Значит
- 11• 2 = 22 (с учетом по 2 каждому)
Оставшееся количество ног можно разделить между теми, кто имеет по 4 ноги, т.е. поросятами.
2) (30 – 22): 2 = 4 (поросёнка)
3) 11 – 4 = 7 ( петухов)
Ответ: 4 поросёнка, 7 петухов.
- Физминутка.
- Проверим теперь ваше внимание перед решением сложной задачи. (Игровая форма работы)
Сколько раз повторяется сто? (Слайд 15)
У простого сторожа непросторный дом:
Часто в нем стоножка бродит под столом.
Дорожит стоножка чистотою ног.
И столичной ваксой чистит сто сапог.
Вместо двух непросто вычистить все сто.
Сразу столько обуви не носил никто.
У простой сторожки стоит постоять
И у той стоножки опыт перенять.
Б. Курдемский
Закрепление. (Устный разбор условия с последующей записью).
3 задача. РОЙ. (Слайд 16)
Есть кадамба-цветок;
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды возьми,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде
Ароматом цветов наслаждалась.
Назови теперь мне,
Подсчитавши в уме,
Сколько пчелок всего здесь собралось?
Условие задачи: (Слайд 17)
I - 1/(5 ) роя
II - (1 )/3 роя рой
III – (1/3 −1/5)?3 роя
1 пчела
Решение: (Слайд 18)
1) (1/3 − 1/5)?3 = 2/15?3 = 2/5 (роя),
2) 1/3 + 1/5 + 2/5 = (5+3+6)/15 = 14/15 (роя),
3) 1- 14/15 = 1/15 (роя),
4) 1: 1/15 = 15 (пчел)
Ответ: в рое 15 пчел.
Обьяснение домашнего задания.
4 задача. ПТИЦЫ. ( Слайд 19)
Как-то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам ещё дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей.
Условие задачи: (Слайд 20)
- Лебеди -?, в 3 раза >
- Гуси - ? столько
- Утки - 8 пар, в 2 раза > же ?птиц
- Гагары - ?
Мы с вами составили условие к задаче которую я предлагаю решить дома.
Запишем домашнее задание: (Слайд 21)
- Выполнить решение по условию задачи в тетраде,
- Составить условие к задаче,
- Выполнить решение.
Каждый из вас получил тексты задач. (Слайд 22)
Задание на внимание.
- Немного расслабимся и пошутим: (Слайд 23)
Медведь и плюшки.
Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшки съел
И плюс еще полплюшки.
Шел, шел, уселся отдохнуть
И под «ку-ку» кукушки
Вновь половину плюшки съел
И плюс еще полплюшки.
Стемнело, он ускорил шаг
Но на крыльце избушки
Он снова пол-остатка съел
И плюс еще полплюшки.
С пустой кошелкою – увы! –
Он в дом вошел уныло…
Хочу, чтоб мне сказали вы,
А сколько плюшек было?
Ответ: 1+1+1=3 плюшки
Итог урока:
- Какая задача понравилась больше всего? Почему?
- Какая показалась легкой?
- Все ли задачи вы смогли бы решить сами?