3. Способствовать воспитанию любви к родной природе.
Оборудование:
Картинки с изображением: лев и барс, пума и ягуар, кактус, слон, барсук, тополь, медведь, акула, трясогузка, волк, венерин башмачок, черный тополь; карта РМЭ; плакаты; эмблема заповедника» Большая Кокшага»; фотография с изображение р. Большая Кокшага.
Ход урока:
Организационное начало
- Встаньте все красиво. Тихонечко садитесь. Сегодня на уроке математики мы с вами будем повторять, и закреплять изученный материал.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Проверьте знаки препинания в конце предложения.
Актуализация знаний
- Запишите только ответы.
1) Снежный барс – крупное животное и отличный охотник. Чему равна масса барса, если известно, что она меньше массы льва на 40кг, а масса льва 200кг? (160кг)
2) Вес пумы достигает 25кг. Посчитайте массу родственника пумы, ягуара, если известно, что его масса в 4 раза больше массы пумы. (100кг)
3) Цикл развития венериного башмачка от семени до цветения составляет 15 лет. Предположим, вы сами в текущем году посадите семя этого растения. Сосчитайте, сколько лет будет вам, когда оно зацветет?
4) Взрослый слон за день съедает 140кг листьев и травы, а слоненок на 55кг меньше. Сколько килограмм травы съедает слоненок? (85кг)
5) Барсук питается мышами и насекомыми. В день он съедает 5кг. Посчитайте, сколько кг пищи потребуется барсуку в неделю? (35кг)
6) Один тополь поглощает 50кг пыли за 1 год. Сколько кг пыли поглотят 4 тополя за 1 год? (200кг)
7) К осенней спячке масса медвежонка равна 32 кг. За зиму он похудел сначала на 5кг, потом еще на 7кг. Какой стала масса медвежонка к весне? (20кг)
8) Акулы умеют запасать пищу. В животе у акулы есть специальный «мешок», где пища может лежать и не портиться долгое время. Сколько килограмм «запасов» было у акулы, если в «мешке» оказалось 4 рыбины по 2кг и 5 рыбин по 3кг? (23кг)
9) Какова масса трясогузки, если известно, что она может съесть 18г корма, а это в 2 раза больше массы самой птички? (9г)
10) Чтобы поужинать, волку достаточно 2кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько может съесть мяса голодный волк? (10кг)
- Расставьте ответы в порядке возрастания, и вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
3. Повторение изученного
- Сегодня на уроке мы поговорим о заповеднике, который расположен в нашей республике Марий Эл – «Большая Кокшага».
- А что такое заповедник?
Выступление ученика
- В марийской тайге, на левом притоке Волги в 1993 году был создан государственный природный заповедник «Большая Кокшага». В настоящее время на территории заповедника насчитывается более 700 видов растений, что составляет около половины всей растительности республики, 46 видов млекопитающих и 35 видов птиц. Встречаются и редкие виды растений и животных занесенные в Красную книгу России.
Территория марийской республики невелика по сравнению со многими российскими областями. И тем ценнее каждый нетронутый природный уголок. Давайте, обратим на них внимание! Это наше национальное богатство, и нам его хранить!
- Государственный природный заповедник «Большая Кокшага» был создан в 1993 году. Подумайте, сколько лет исполнилось заповеднику в этом году? Решите в тетрадях.
- Верно 14 лет. А как вы узнали? (Так как сейчас 2007 год, надо из 2007 вычесть 1993 получится 14).
- Форма заповедника похожа на прямоугольник с длиной стороны примерно 15км, шириной – 9км. Определите периметр и площадь территории, занимаемой заповедником?
- Что значит найти периметр?
- Что значит найти площадь?
1 человек решает у доски
- Чему равен периметр заповедника?
- Чему равна площадь заповедника?
Физкультминутка
- В заповедник приехали ученые. В первый день они проехали 16км, во второй – в 4раза больше, чем в первый, а в третий день на 34км меньше, чем в первый и во второй дни вместе. Сколько километров прошли ученые за эти три дня?
- Кто может решить задачу сам?
- Какой вопрос задачи? (Сколько километров прошли ученые за три дня)
- Можем ли мы сразу на него ответить? (Нет)
- Почему? (Так как не знаем, сколько километров прошли ученые во второй и третий день)
- Но, что известно? (Что в первый день прошли ученые 16км, а во второй в 4 раза больше)
- Сможем узнать сколько прошли ученые во второй день?
- Каким действием?
- Какие слова указывают на умножение
- Зная, сколько ученые прошли в первый день и во второй день, что сможем узнать? (Сколько прошли ученые за два дня)ика??
ольник с длиной стороны примерно 15км, шириной - 80000000000000000000000000000000000000000000
- Как узнать? (12+16=28)
- Зная, сколько прошли ученые за два дня и зная что в третий день прошли на 34 км меньше, чем в первый и второй вместе, что сможем узнать? (Сколько прошли ученые в третий день)
- Каким действием?
- Какие слова указывают на деление?
- Зная, сколько прошли ученые за первый, за второй и за третий дни, сможем ответить на вопрос задачи?
- Для тех, кто решит быстрее, ответьте на вопрос: «На сколько км меньше проехали ученые по заповеднику в первый день, чем во второй и в третий вместе?»
- Решите самостоятельно в тетради.
- Прогулявшись по заповеднику, ученые нашли пакет, в котором были: кожура от банана, окурок сигареты. Они изучили, что брошенная на землю кожура от банана разлагается в нашем климате около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше, чем кожура банана. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок сигареты. Сколько лет потребуется, чтобы разложился пакет?
- Верно, 12лет. Молодцы!
Работа по учебнику
- Откройте учебник на странице 93, №6
Под буквой б) выполняем самостоятельно в тетрадях.
- Выберите тот столбик, который вы хотели бы решить.
- Поднимите руку те, кто выбрал 1 столбик.
- Поднимите руку те, кто выбрал 2 столбик.
- Приступаем к работе. (2 ученика у доски)
Самостоятельная работа
Проверка.
- В каком году образовался заповедник «Большая Кокшага»?
- Сколько лет исполнилось заповеднику в этом году?
Итог урока
Выступление учеников
1 ученик
На протяжении веков люди брали у природы все, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из-за этого уже исчезло с лица Земли, а многие другие вот-вот исчезнут. Вместо лесов во многих местах по вине человека появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, их которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года все меньше бабочек, стрекоз, цветов. Зато все больше мусора, кострищ, поломанных деревьев.