Цель. Знакомство с геометрической фигурой – квадратом и его свойствами.
Формирование УУД:
личностные: осознание себя как ученика, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
регулятивные: формулировать тему, цель урока с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение, определять успешность выполнения задания в диалоге.
познавательные: умение наблюдать с целью выделения существенных признаков, анализировать и группировать по признакам, делать выводы.
коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, в группах, вести диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями, учебник, ТПО, карандаш, линейка.
Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
- знать, что называется квадратом и его свойства;
- повысить активность обучающихся на уроках;
- обогатить словарный запас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Квадрат"»
Открытый урок по математике
1 класс
Тема: «Квадрат».
Тема раздела: «Геометрические фигуры».
Тема урока: «Квадрат».
Вид урока: традиционный.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: смешанный.
Технология: на диалоговой основе.
Система обучения: развивающая.
Цель. Знакомство с геометрической фигурой – квадратом и его свойствами.
Формирование УУД:
личностные: осознание себя как ученика, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
регулятивные: формулировать тему, цель урока с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение, определять успешность выполнения задания в диалоге.
познавательные: умение наблюдать с целью выделения существенных признаков, анализировать и группировать по признакам, делать выводы.
коммуникативные: слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, в группах, вести диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями, учебник, ТПО, карандаш, линейка.
Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
- знать, что называется квадратом и его свойства;
- повысить активность обучающихся на уроках;
- обогатить словарный запас.
Ход урока
I. Организационный момент (дети стоят у своих парт).
Вот звенит для нас звонок!
Начинается урок!
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись!
II. Актуализация знаний.
Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умен -
Задачи все решает он.
И, если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спится.
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек. (Робот)
- Сегодня на нашем уроке будет еще один гость – это робот, задания которого вы будете выполнять! (Я найду либо мягкую игрушку, либо из конструктора сделаю робота, высотой 40 – 50 см).
(Слайд №1: на экране появляются фигура за фигурой после отгадывания детьми загадок – треугольник, круг, ломаная, отрезок, точка, прямоугольник).
- Вот вам и первое задание:
«Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь? (треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадайся милый друг?
Ну, конечно, это…(круг)
Тяжелая ноша упала,
Ношу прямую сломала.
Появились вершины и звенья.
Мы можем по этой дорожке Пойти к соседу Антошке,
А можем построить забор,
Чтоб к нам не пробрался вор! (Ломаная)
Часть от линии возьмем И фигуру назовем Не куском – уж слишком резко, А, наверное,…. (отрезком).
В математике она Пригождается всегда: Без хвоста от запятой Всем нам кажется простой. И в конце, закончив строчку, Мы поставим, братцы, …. (точку).
Обведи кирпич мелком На асфальте целиком, И получится фигура – Ты, конечно, с ней знаком… (прямоугольник)
- Как одним словом можно назвать эти фигуры? (геометрические – на экране появляется заголовок слайда «Геометрические фигуры»)
- Робот говорит вам – спасибо: вы справились с первым заданием!
III. Устный счет. (Слайд №2 – на экране 3 зеленых и 2 красных квадрата, разделенных на 2 квадрата и 1 прямоугольник)
- Какие геометрические фигуры видите на экране? (прямоугольники, квадрат)
(На прямоугольниках появляется 12.)
- Состав какого числа повторим в устном счете? (12)
- А вот и второе задание от нашего гостя.
- Дополните до 12 числа (на квадратиках появляются числа 3, 5, 6, 8, 10 (12 - это 9 и 3, 5 и 7, 6 и 6, 8 и 4, 10 и 2).
(Появляется слайд, где красные и зеленые квадраты и прямоугольники без цифр).
- Сколько квадратов красного цвета? (6 – на доске карточка с цифрой 6)
- Сколько квадратов зеленого? (9 – на доске карточка с цифрой 9)
- Сравните, каких квадратов больше? (зеленых – между карточками 6 и 9 ученик ставит карточку со знаком
- На сколько зеленых больше? (на 3)
- Что можно сказать о красных квадратах? (на 3 меньше)
- Как назвать выражение 6
- Как сделать, чтобы зеленых и красных квадратов стало одинаковое количество? (добавить 3 красных или убрать 3 зеленых).
- По каким признакам можно разделить квадраты? (по цвету – красные, зеленые; по размеру – большие, маленькие).
IV. Формулирование темы урока. Постановка цели урока.
(На слайде появляется синий квадрат).
- Что изменилось? (добавили синий квадрат).
- Назовите тему урока. (Квадраты, квадрат)
- Сформулируйте цель урока. (узнать новое о квадрате).
- Роботу очень понравилась как вы работаете и сейчас он предлагает отдохнуть!
V. Физминутка (про геометрич. фигуры).
Учитель прикрепляет магнитами на доску поочередно геометрические фигуры; дети выполняют упражнения:
Треугольник – прошагай.
Квадрат – приседай.
Ну, а если круг, дружок,
Выполняй скорей прыжок!
- Молодцы! И с этим заданием вы справились!
VI. Первичное усвоение новых знаний.Работа по теме урока.
(Слайд, где один синий квадрат и название темы «Квадрат»)
- А сейчас настало время помочь роботу сосчитать, сколько вершин у квадрата. (На слайде появляется надпись – вершина, 1 ученик у доски считает, показывая вершины.)
- Сколько сторон у квадрата. (На слайде появляется надпись – сторона, 1 ученик у доски считает, показывая стороны).
- Что можете рассказать роботу о квадрате? Что узнали о квадрате? (у квадрата 4 вершины и 4 стороны)
- Что вы знаете о сторонах квадрата? (равны)
- Проверим. У меня в руках лента, равная длине стороны квадрата. (прикладываю поочередно к каждой стороне квадрата)
- Какой вывод сделаем о сторонах квадрата? (все 4 стороны одинаковой длины)
- Что же такое квадрат? (геометрическая фигура, у которой 4 вершины и 4 стороны одинаковой длины).
- Робот говорит вам спасибо за то, что вы так много рассказали ему про квадрат.
VII. Проверка понимания.
а) Работа в ТПО. Практическая работа.
- И теперь он предлагает вам поработать в тетрадях на С.15.
- Как начертить квадрат по точкам? (Соединить сначала верхние 2 точки, потом 2 нижние точки и т.д.)
- Соедините первые две точки. Что получили? (отрезок)
- Соедините следующие пары точек. Какая фигура получилась? (квадрат)
- Докажите, что это квадрат. (4 стороны одинаковые)
- Как узнали, что стороны одинаковые? (измерили отрезки)
- Чему равна длина стороны квадрата? (2 см)
- Надпишите длину стороны квадрата над верхним отрезком.
- Надо ли надписывать длины оставшихся сторон? (Нет, т.к. стороны равны)
Задание 2.
- Прочитай задание. Что надо сделать? (нарисовать красный и зеленый квадраты).
- Возьмите красный и зеленый карандаши и линейку. Вы будете чертить, а не рисовать квадраты. Начертите по линейке красный и зеленый квадраты.
- Докажите, что это квадраты. (4 вершины. 4 стороны одинаковой длины).
Задание 3. Работа в парах.
- Теперь пришло время показать нашему другу, как мы умеем работать дружно в парах. Но сначала познакомьте робота с правилами работы в парах. (Работать тихо, говорить только по делу, не перебивая друг друга).
- Посовещайтесь в парах и найдите закономерность, чем отличается каждый следующий квадрат от предыдущего?
Готова пара …(Сторона каждого следующего квадрата на 1 клетку больше).
- Как считает пара …
- Что думает пара…
Молодцы, правильно определили закономерность следующих квадратов.
- Возьмите красный карандаш и линейку. Выполните задание.
- Что еще надо сделать в задании 3? (Раскрасить квадраты со сторонами 1 см, 3 см.)
- Посовещайтесь в парах еще раз и определите. Которые по счету квадраты со стороной 1 см и 3 см.
- Готова пара… (2 и 6 квадраты)
- Раскрасьте красным карандашом 2 и 6 квадраты.
- Чем отличается квадрат от других геометрических фигур? (Стороны одинаковой длины)
- Все молодцы, но роботу особенно понравилось, как работает …(раздаю квадраты со смайликами).
- Он предлагает отдохнуть и выполнить физминутку для глаз.
Физминутка (с музыкой).
Дети откидываются на спинку стула и выполняют физминутку для глаз с музыкой; следят глазами за фигурами в презентации «физминутка»).
- Вы хорошо отдохнули. А теперь робот предлагает решить задачи.
б) Продолжение работы в ТПО.
Сейчас покажем роботу, как умеем решать задачи.
- Решим задачу 4. Читай условие и вопрос задачи.
- Что известно в задаче? (В поезде 5 вагонов; мальчики едут в одном вагоне; Дима не в 1 и не в 4, Саша – не в 3 и не в 5).
- Изобразим условие кратко. Начертите на клеточках под условием задачи 5 квадратов – это наши вагоны. Напишите в клеточках номера вагонов.
- Что надо найти? (В каком вагоне мальчики).
- Что сказано про Диму? (Он едет не в 1 и не в 4 вагоне). Вычеркните номера этих вагонов.
- Что сказано про Сашу? (Он едет не в 3 и не в 5 вагоне). Вычеркните номера и этих вагонов.
- В каком вагоне едут мальчики? (Во 2).
- Какой ответ напишем? (Дима и Саша едут во 2 вагоне).
Отложите тетради на край стола.
в) Работа по учебнику.
Откройте учебник на нужной странице. (29) Найдите задание 5.
- Прочитайте первую задачу. Как узнать сколько квадратов вырезала Зоя?
Выложи решение карточками на доске. (11 – 2 = 9)
- Почему решил(а) вычитанием? (На 2 меньше).
- Ответь на вопрос задачи. (9 квадратов вырезала Зоя).
- Прочитай 2 задачу. Как узнать сколько отрезков начертил Саша? Запиши решение карточками на доске. (8 + 3 = 11)
- Почему решал(а) сложением? (На 3 больше).
- Ответь на вопрос задачи. (11 отрезков начертил Саша).
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).
- Ребята. Наш гость очень удивлен вашими умениями правильно решать задачи. Больше всего его поразили умения… (раздаю квадраты со смайлами).
VIII. Закрепление. Самостоятельная работа.
Следующее задание робот предлагает вам выполнить самостоятельно.
Найдите в учебнике задание 6.
- 1 ряд работает с 1 столбиком, выполняет задание под зеленым кружочком, у вас на столах лежат зеленые карточки, положите их перед собой;
- 2 ряд решает 2 столбик. Какого цвета кружочек рядом со 2 столбиком и ваша карточка? (синий). Положите перед собой синие карточки.
- 3 ряд – 3 столбик, под каким цветом ваше задание? (желтый) Положите желтую карточку перед собой. Подпишите карточки.
- Задание такое: необходимо найти значение выражений, а ответ записать в окошко на карточке. Кто закончил, садится правильно и робот сразу увидит какой ряд первым справился с заданием.
От 1 ряда у доски работает…
От 2 ряда..
От 3 ряда…
(По 1 чел. от каждого ряда решают примеры у доски).
- Первым закончил 3 ряд. - Проверяем. (если у кого-то другие ответы – решаем пример).
- Посмотрите на ответы 1 ряда. У кого есть замечания…
- 2 ряда. У кого замечания?
- 3 ряда. У кого замечания?
(На доске кадр из презентации с ответами)
- Какую закономерность видите в ответах 1, 2, 3 столбиков? (ответ следующего столбика на 1 больше).
11 12 13
14 15 16
7 8 9
- В каких фигурах сейчас записывали ответы? (квадратах)
X. Работа в группах.
Молодцы! И с самостоятельной работой вы справились. Наш робот убедился, что вы уже многое знаете и умеете работать в парах, и самостоятельно.
А в конце нашего занятия он предлагает вам выполнить самое сложное задание, работая в группах.
- Отложите учебники. Тетради и пеналы на край стола.
- Какие правила надо соблюдать, работая в группе? (Говорить тихо, только по делу, не перебивая друг друга).
- Наш гость приготовил вам конверты.
Учитель раздает каждой группе большие конверты (всего 8 групп по 4 чел. в каждой группе.)
- В этих конвертах лежат задания. Откройте конверты и посмотрите задания.
(Каждая группа читает и выполняет задание: в конвертах лежат рисунки предметов, в которых встречаются квадраты и наклейки квадратов; каждая группа должна наклеить квадраты на предметы – например, окна на домик, дверь и окно на машину, подушки к дивану, окошки корабля и т.д.)
- Готова группа… (прикрепляем магнитами на доску работы групп).
- Где в повседневной жизни встречается квадрат?
- Робот восхищен: и с этим заданием вы справились!!!
- А вот я хочу сказать и вам и нашим гостям, что квадрат можно встретить даже в картинах известных художников.
- Одна из самых известных картин, которая «прославляет» квадрат – картина русского художника Казимира Малевича. (Слайд «Квадрат Малевича»).
- Казалось бы, что может быть проще – на белом фоне черный квадрат! Любой человек, наверное, может нарисовать такое! Но вот загадка!!! Черный квадрат Малевича, созданный еще в начале века, до сих пор притягивает к себе исследователей. Черный квадрат был идеальной фигурой для Малевича.
XI. Итог урока.
- Теперь пришло время показать нашим гостям ваши проекты по теме «Квадрат», в которых много стихотворений, сказок, загадок, ребусов и даже поделок про квадрат. Посмотрите на стенд с проектами. Вы много узнали про квадрат. Хорошо потрудились. Итог урока подведет…
1 ученик: Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … (Квадрат)
2 ученик: Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
- Ребята, наш робот остался очень доволен вашей работой на этом уроке. Он всем приготовил жетончики-сюрпризики, которые раздаст на перемене.
XII. Рефлексия.
- Теперь оцените свою работу сами. Поднимите руку, кто работал «на отлично» и выбрал желтый смайлик. (Кадр с квадратным желтым смайликом из презентации).
- Поднимите руку, кто выбрал зеленый смайлик и оценил работу на уроке как «хорошую». (Кадр с квадратным зеленым смайликом из презентации).
- Что у вас не получилось на уроке? Что было непонятно?
- Ничего страшного! Эта тема будет не раз встречаться нам на следующих уроках, где мы еще поработаем с квадратом и пригласим в гости нашего друга.