Проект урока по теме: «Подобные слагаемые» 6 класс.
Цели: закрепление умений раскрывать скобки, перед которыми стоит знак «+» или «», определять числовой коэффициент выражения; дать понятие подобных слагаемых и рассмотреть способ их приведения; расширение знаний учащихся, привитие любви к математике; воспитание трудолюбия, коллективизма, ответственности за порученное дело.
Оборудование: - таблицы с заданиями для устной работы;
- таблица «Софизм 5 = 6»;
- портрет учёного К.Ф.Гаусса;
- кросфорды с заданиями;
- карточки с индивидуальными заданиями для учащихся по
новой теме.
Ход урока:
- Устная работа: по таблицам – подготовка к изучению нового материала.
Задание № 1. Упростите выражение и назовите его числовой коэффициент.
Учитель: А что мы называем числовым коэффициентом?
Учащиеся: число, стоящее перед буквой; числовой множитель.
а) – а · (- 7); б) b · (- 4т); в) 3аb · 2; г) – с · ( - b); д) – т · n;
е) а; ж) – 0,6 · 5с · (- 20b); з) х · (-у).
Задание № 2. Найдите значение выражения:
а) 35 – 8 + 14 – 35 + 16;
б) 5,4 + (2,9 – 5,4).
Письменно: в) – 6,9 – (4,21 – 10,9) =
г) =
Что мы с вами сделали в последнем пункте?
Вынесли общий множитель за скобки, или применили одно из свойств умножения. Какое это свойство?
На плакате: a · b = b · a; (a + b) · с = a · с + b · с;
(a · b) · с = a · (b · c).
Учитель просит учащихся назвать свойства умножения, выясняет вместе с
учащимися, что это распределительное свойство умножение относительно
сложения чисел.
Учитель: Общий множитель не всегда даётся в явном виде, иногда его
приходится определять.
А сейчас послушаем сообщение учащегося класса, а заодно познакомимся с софизмом «5 = 6», который он нам приготовил.
Софизм «5 = 6» - следует рассуждение учащегося по готовой таблице.
Возьмём числовое тождество: 35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54
Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки.
Получаем 5 · (7 + 2 – 9) = 6 · (7 + 2 – 9) разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключённый в скобки). Получаем 5 = 6. В чём ошибка?
Ученики ищут ошибку и выясняют, что значение выражения 7 + 2 – 9 равно нулю, а на него делить нельзя.
Учитель: на уроках математики нам много приходится работать с числами.
Науку о числах, которая является частью математики, называют арифметикой.
На доске портрет К.Ф.Гаусса. Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс назвал математику – царицей всех наук, а арифметику – царицей математики. Этот замечательный учёный, годы жизни которого 1777 – 1855, проявил свои математические способности ещё в детстве. Когда он учился во втором классе, учитель дал задание всем учащимся найти сумму чисел от 1 до 100. Сможете ли вы быстро это сделать? (даётся время на размышления)
Если складывать числа по порядку, то это будет долго и утомительно, послушаем учащегося нашего класса, который расскажет, как выполнил это задание юный Гаусс.
Ученик пишет на доске: 1 + 2 + 3 + 4 + … + 98 + 99 + 100;
1 + 100 = 2 + 99 = 3 + 98 = … = 101, таких пар чисел 50. 101 · 50 = 5050.
Учитель: Попробуем применить похожие рассуждения при выполнении упр. № 1276 стр. 240 учебника.
Найти значение выражения: 1 – 3 + 5 – 7 + 9 – 11 + … + 97 – 99;
Решение: В записи следуют только нечётные числа, которых будет 50, а пар 25, каждая пара чисел по порядку даёт - 2. – 2 · 25 = - 50. Ответ: - 50.
- Изучение нового материала: Объяснение учителя (в форме беседы с учащимися).
Вернёмся к распределительному свойству умножения. (a + b) · с = a · с + b · с.
Замену выражения (a + b) · с выражением a · с + b · с - называют раскрытием скобок.
Раскроем скобки в выражении - 3 · (а – 2b) = - 3 · а + (- 3) · (- 2b) = - 3а + 6b.
(4х – 5)· (- 2) = - 8х + 10; 8 · = 3у – 7,2.
Задание: Упростить выражение: 2m – 7m + 3m;
2m – 7m + 3m = m · (2 – 7 + 3) = - 2 · m = - 2m.
2m; 7m; 3m – подобные слагаемые.
Примеры подобных слагаемых: 5bc и - 0,8bc; 4xyz; 6xyz; - xyz.
Учитель: Откроем учебник на стр. 238 и запишем в тетради определение подобных слагаемых, которые мы с вами получили.
Подобные слагаемые могут отличаться только коэффициентами.
Читаем по учебнику как приводить подобные слагаемые.
Рассмотрим пример по приведению подобных слагаемых в выражении 5а + а – 2а = (5 + 1 – 2) · а = 4 · а = 4а. А можно было сосчитать устно? Да. Значит, коэффициенты у подобных слагаемых можно и устно сложит.
Закрепление нового материала: работа по учебнику, стр. 239 № 1267 (а, г, д, ж, з)
Коллективная работа с комментариями с места.
а) – 9х + 7х – 5х + 2х = (- 9 + 7 – 5 + 2)х = - 5 · х = - 5х;
г) – 3,8а – а + 3,8а + а = ( - 3,8 – 1 + 3,8 + 1)а = 0 · а = 0;
Заострить внимание - - 3,8а + 3,8а = 0; - а + а = 0.
д) а + 6,2а – 6,5а – а = 6,2а – 6,5а = (6,2 – 6,5)а = - 0,3а;
ж) mm = m;
з) аа = ()а = =
№ 1268 (б,з)
б) – 8у + 7х + 6у + 7х = - 2у + 14х;
з) - а + х + 1,1а – 1,3х = 0,1а – 0,3х.
№ 1269 (в,е) учащиеся по желанию работают у доски.
в) - 8 (2 – 2у) + 4 · (3 – 4у) = - 16 + 16у + 12 – 16у = - 4;
е) - 0,5 · (- 2х + 4) – (10 – х) = х – 2 – 10 + х = 2х – 12.
№ 1269 (д,з) – учащиеся работают самостоятельно.
Учитель проходит по рядам и контролирует выполнения задания.
Затем учащиеся обмениваются тетрадями и выполняют проверку верного решения, которое записано с обратной стороны доски.
д) (8а – 1) · ( - 6) + (3а – 7) · ( - 2) = - 48а + 6 – 6а + 14 = - 54а + 20;
з) 5 · 2х – 3,5 – 1х + 0,6 = х – 2,9.
Для более сильных учащихся дополнительно № 1269 (а, б).
Учитель: Какие возможности предоставляет нам умение приводить подобные слагаемые?
- решение уравнений;
- находить значения выражений;
- решение задач.
3. Занимательная часть урока:
Разгадывание кросфордов, в котором встречаются слова, как с данного урока, так и с прошлых уроков. Учащиеся работают с карандашом по индивидуальным кар –точкам, затем, разгадавший слово, ученик записывает его в тетради карандашом.
- Подведение итогов:
а) Что узнали на уроке, с чем познакомились?
Какие слагаемые называют подобными, как их приводить, при решении каких задач можно применять данные знания?
б) Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
в) Домашнее задание: № 1267 (б, в, е); 1268 (а, в,г);1270.