kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить применять теоритические знания и практические умения и навыки, полученные на уроках математики при решении задач, провести диагностику системы усвоения знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.Содействовать рациональной организации труда, развивать познавательные способности, память, воображение, мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии".»



Тема « Арифметическая и геометрическая прогрессии».



Урок математики, 9 класс

















Автор: Степченко Мария Алексеевна

учитель математики

МБОУ «Молодьковская СОШ» .















Цель: обобщить и систематизировать материал по данной теме.

Задачи:

1. Образовательные: научить применять теоретические знания и практические умения и навыки, полученные на уроках математики при решении задач, провести диагностику системы усвоения знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

2. Развивающие: содействовать рациональной организации труда, развивать познавательные способности, память, воображение, мышление, повысить интерес к нестандартным задачам.

3. Воспитательные: воспитание активности, желания работать до конца, содействовать побуждению интереса к математике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Организационные формы общения: групповая, индивидуальная.

Структура урока.

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Устный счет, опрос у доски. 12 мин.

3. Математический диктант. 8 мин.

4. Закрепление изученного. 18 мин.

5. Итог урока. Оценивание учащихся. 3 мин.

6. Творческое домашнее задание 2 мин.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня заключительный урок по главе «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Перед нами стоит задача – показать, как вы знаете формулы прогрессии и умеете их применять при решении различных заданий. И в конце урока мы должны ответить на вопрос, какой – узнаем во время устного счета.

2. Устный счет.

а) Два человека у доски готовят теоретический ответ по карточкам:







1 карточка.

  • Какая последовательность называется арифметической прогрессией?

  • Что называется разностью арифметической прогрессии?

  • Какова формула суммы n первых членов арифметической прогрессии?

  • Какова формула n – го члена арифметической прогрессии?

  • Когда арифметическая прогрессия называется убывающей? Возрастающей? Постоянной?



2 карточка.

  • Какая последовательность называется геометрической прогрессией?

  • Что называется знаменателем геометрической прогрессии?

  • Какова формула суммы n первых членов геометрической прогрессии?

  • Какова формула n – го члена геометрической прогрессии?

  • Когда геометрическая прогрессия называется убывающей? Возрастающей? Постоянной?



б) нескольким ученикам раздать карточки с заданиями.

1. В арифметической прогрессии известно: , . Найдите .


1)

4,5

2)

– 1

3)

4

4)

3,5

2. Найдите разность арифметической прогрессии, если известно, что пятый ее член равен 29, а девятый член равен 45.


1)

3

2)

4

3)

5

4)

6

3. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них —геометрическая

прогрессия. Найдите ее.

1) 1;;;  … 2) 1; 2; 4; 8… 3) 1; 3; 5; 7… 4) 1; 2; 3; 5…

(Ответы: 1) 3; 2) 3) 2 )

в) А сейчас, пока ваши товарищи выполняют задание, мы узнаем, на какой вопрос нам надо ответить в конце урока. ( При правильном ответе на слайде появляются слова вопроса).





Вопросы

Ответы

Cлова

Возвести в степень: ; ; 

35; 1024; 512

Зачем

Арифметическая прогрессия, = -3; d=4. Назовите следующие пять членов.

1; 5; 9; 13; 17

нам

- геометрическая прогрессия, = - 32; = - 16. Найти q.

нужны

Арифметическая прогрессия, =10; = 28. Найти .


знания

- геометрическая прогрессия, =; q =2. Найти 

8

о последовательностях?



Проверка учеников у доски, сбор заданий на карточках.

3. Математический диктант.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Цель –отрабатывание понимания математической речи на слух.

На доске выписаны формулы, каждая со своим номером. Учитель называет любую из этих формул, а ученики записывают номер этой формулы. В конце задания получится число. Один ученик работает на переносной доске.

1. Свойство членов геометрической прогрессии. (6)

2. Сумма n первых членов арифметической прогрессии (3)

3. Свойство членов арифметической прогрессии (5)

4. n- ый член арифметической прогрессии (1)

5. Сумма n первых членов геометрической прогрессии (4)

6. n- ый член геометрической прогрессии (2)

Число 635142 Проверка.

4. Закрепление изученного.

Письмо из прошлого ( в виде свитка) . В нем записана задача, которую нам надо решить. Это письмо нам прислал древнегреческий ученый Пифагор. Рассказ о нем нам приготовил… (сообщение ученика)

« Великий древнегреческий ученый Пифагор (570 – 496 г.г. до н.э.) появился на острове Самос. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. Пифагор создал школу, в которой учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы. Это был не только учитель, но и исследователь. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Именно Пифагор и его ученики первыми стали изучать геометрию систематически - как теоретическое учение о свойствах абстрактных геометрических фигур, а не как сборник прикладных рецептов по землемерию. Пифагор ввел в математику доказательство, и это было его величайшим достижением.»

Пифагор

Задача : найти сумму n первых нечетных натуральных чисел: 1 + 3 + 5 +… +(2n – 1).

(Решение: это арифметическая прогрессия, = 1, d = 2. = = )

А сейчас небольшое путешествие в прошлое. С начала нашей эры известна следующая задача – легенда.

Инсценировка.

Ученик. Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего преданного Сету.

Царь. Позвать ко мне Сету. (Входит Сету) Я хочу наградить тебя за интересную игру. Проси чего хочешь!

Сету. Ваше величество! За первую клетку шахматной доски дайте мне 1 пшеничное зерно, за вторую – 2 зерна, за третью – 4 зерна, за четвертую – 8 зерен, т.е. за каждую следующую клетку в 2 раза больше, чем за предыдущую.

Ученик. Может ли царь выполнить желание Сету?

(Ответы детей)

Вот что ему ответил мудрец, которому царь приказал выдать награду.

Мудрец. Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдешь такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыни. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.

С изумлением внимал царь словам старца.

--Назови же мне это чудовищное число, -- сказал он в раздумье.

--Восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель!

(18 446 744 073 709 551 615).

Решение задач.

1. В 2006 году население из угледобывающих поселков А и В составило около 15000 человек. В связи с истощением месторождений люди начали переезжать в другие места. В каждый год из следующих пяти лет численность населения поселка А можно определить по формуле = 15000 – 500n, а поселка В по формуле  = 15000*0,8q, где n – число лет, прошедших с 2006 года.

а) Какая из последовательностей является арифметической или геометрической, укажите d и q.

б) Запишите численность населения для каждого поселка в 2006г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г.

( А – 15000, 14500, 14000, 13500, 13000 В – 15000, 12000, 9600, 7680, 6144)

в) Построить диаграмму: 1 вариант – для города А,

2 вариант – для города В.

(на доске по одному ученику с каждого варианта)

5. Подведение итогов.

Давайте ответим на вопрос, который стоял перед нами в начале урока. Оценивание учащихся.

6. Домашнее задание.

Задача из папируса Ахмеса.

Разделите 10 мер хлеба на 10 человек, если разность между количеством хлеба у каждого человека и ему предшествующего составляет восьмую часть меры.

(Задачи напечатать заранее на листках , раздать)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по математике на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии".

Автор: Степченко Мария Алексеевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "124621"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414752642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока математики в 9 классе на тему"Сумма n-членов геометрической прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-matiematiki-v-9-klassie-na-tiemu-summa-n-chlienov-ghieomietrichieskoi-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "170585"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423572720"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "открытый урок по теме " Арифметическая и геометрическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(79) "otkrytyi-urok-po-tiemie-arifmietichieskaia-i-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "258303"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448469582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "План-конспект урока математики "Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_matiematiki_posliedovatiel_nosti_arifmietichieskaia_i_ghieo"
    ["file_id"] => string(6) "425016"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1502102104"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока на тему "Прогрессии" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proghriessii"
    ["file_id"] => string(6) "107246"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403191272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства