План-конспект урока математики "Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия"
План-конспект урока математики "Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия"
В предложенном материале представлен план-конспект урока для обобщения и закрепления знаний по данной теме. Предлагаются материалы различной степени сложности, представлены различные формы организации деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний
Воспитательно-развивающая цель: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, воздействуя на интерес старшеклассников к самопознанию.
На данном уроке реализовались цели:
Обобщив и закрепив знания учащихся по данной теме, подготовить их к оперативному контролю.
Развивать формально-логические навыки решения задач по данной теме; способствовать развитию умения видеть и применять изученные закономерности в нестандартных ситуациях.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, самостоятельная работа учащихся обучающего характера, парная работа (взаимоконтроль).
Ход урока
1. Постановка целей урока. Проверка домашнего задания. Устная работа.
Урок начинается с постановки задач перед учащимися. В беседе учитель акцентирует внимание старшеклассников на том, что материал урока дает им возможность развивать как формально-логические умения по данной теме, так и умения находить закономерности, применять полученные знания при решении нестандартных задач. Учащиеся имеют возможность повысить свою математическую культуру вычислений и повторить решение рациональных и дробно-рациональных уравнений, линейных и квадратичных неравенств. Учащимся сообщается план проведения урока.
Проверка домашнего задания. (Проводится способом сличения с доской.)
Работа у доски. Два ученика решают следующие задания во время проведения устной работы:
1) Сколько членов последовательности уn=|n2 – 5n + 6|, n € N удовлетворяет неравенству 2≤yn ≤6
После проведения устной работы выполненное задание оценивается.
Дополнительные вопросы:
Какая последовательность называется арифметической (геометрической) прогрессией?
Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду - на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду; за восемь секунд; за n секунд?
3. Устная работа. Направлена на актуализацию знаний учащихся по следующим вопросам: определение последовательности, возрастающие и убывающие последовательности, способы задания последовательности, рекуррентный способ задания последовательности, определение арифметической и геометрической прогрессии, их характеристические свойства.
1) Записать формулу общего члена последовательности:
1; - 4; 9 – 16; …
1; ; ; ; …
; ; ; …
Является ли число -21 членом последовательности (bп), если bn = n2-10n?
Могут ли числа быть членами одной арифметической (геометрической) прогрессии?
а) 1; ; 3 6)1; 15; 8; в) 2; 6; 4,5.
4) Известен a1= - 81, q= - геометрической прогрессии (аn).
Является ли эта прогрессия монотонной последовательностью? Ответ объясните.
5) (bn) - геометрическая прогрессия, b3 = 8, b5= 32. Найти b1 и b7.
П. Решение задач репродуктивного характера. Организациявзаимоконтроля в парах.
Перед решением следующих задач учащимся предлагается оценить имеющие у них знания и умения по данной теме (по пятибалльной системе).
Знания и умения
Я
Другой
Знания формул n-го члена, суммы первых членов прогрессии
Умение преобразований выражений
Вычислительная культура
Задание - заполнить пропуски в таблице, если (ап) - арифметическая и (bп) - геометрическая прогрессии.
a1
d
n
an
Sn
110
-10
11
5
26
105
3
12
210
2
15
-10
b1
q
n
bn
Sn
1
3
10
0,5
8
2
2
7
1458
Работа выполняется учащимися самостоятельно. После следует взаимопроверка и взаимооценивание. Проверяющий заполняет третью колонку таблицы, выражая свое мнение о знаниях и умениях партнера
III. «Я и мир логики».
1. Историческая справка о К. Ф. Гауссе.
На примере жизни и деятельности ученого учащиеся выясняют, что составляет основу математических способностей, выделяя умения анализировать, сравнивать, наблюдать, находить главное, устанавливать закономерности, видеть новое в стандартных ситуациях.
Решение задач (устно).
Вычислить: 1+2 + 3 + ...+99 + 100.
Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 300.
Найти количество всех трехзначных натуральных чисел, делящихся на 7.
Учащимся показывается квадрат в течение одной минуты. Школьники должны обнаружить закономерности составления таблиц, тогда запомнить расположение чисел не составит труда.
Задание - запомнить все числа и затем их воспроизвести.
5
-10
20
640
-2
-40
320
-160
80
Числа 5,-10, 20, 240, 80 ... -640 - геометрическая прогрессия со знаменателем равным -2. Запомнить надо два числа: -2 и 5.
10
12,5
15
17,5
5
17,5
25
22,5
20
Закономерности:
1. Числа 10,15, 20,25 - кратные 5.
2. Числа 12,5; 17,5; 22,5 - среднее арифметическое двух соседних.
Проанализировать результаты взаимоконтроля. Составить и решить задачу для ликвидации выявленного пробела в знаниях. (Отчет анализа оформить письменно).
В каждой строке по трем данным вычислите неизвестные значения величин, если (а„) - арифметическая, (Ь„) - геометрическая прогрессии.