Мотивация к познавательной деятельности Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень тонкая наука, Очень строгая наука, Интересная наука- это математика!
Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Татьяна Александровна. Сегодня урок математики буду вести у вас я | Дети приветствуют учителя |
Актуализация знаний и пробное учебное действие: -Откройте свои тетради. Что нам нужно записать? -Правильно, сегодня у нас тринадцатое октября. Отложите тетради в сторону. Посчитаем устно: 4:8 7:10 13:18 5:10 65:100 130:260 2:7 Обратим внимание на первый полученный ответ: 4 8 Как называется число, записанное под чертой дроби? Верно, это знаменатель. 8 – знаменатель дроби. Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделен объект. Как называется число, записанное над чертой дроби? Верно, это числитель. 4 – числитель дроби. Числитель дроби показывает, сколько таких частей взяли. Перед нами модель дроби 4 8 Какая дробь изображена на рисунке? Молодцы! А теперь посмотрите на задачу: О ком говорится в задаче? Что о нем говорится? Каков вопрос задачи? | Число, классная работа. _4 _7 _13 _5 _65 8, 10, 18, 10, 100, _130 _2 260, 7 3 8 9 12 8 8 4 16 О Буратино То, что из 5км он прошел 2 км Какую часть прошел Буратино |
Локализация индивидуальных затруднений. Посмотрите на краткую запись задачи, как бы вы ответили на вопрос задачи?
А теперь вспомним материал прошлого урока «Деление меньшего числа на большее»: при использовании какого арифметического действия могут получаться дроби?
Как может получиться дробь 2? 5 Мы искали, какую часть составляет 2 число от 5, и получили, что нужно 2:5. Давайте попробуем сформулировать правило: Как найти какую часть одно число составляет от другого? Как тогда узнать, какую часть составляет 2 от 7? | Весь путь поделен на 5 частей – 5 км, а Буратино прошел 2 км, то есть 2 части из 5. Значит, он прошел 2 пути 5 Деления 2:5 _2 7 Предположения детей Предположения детей |
4.Построение проекта выхода из затруднений Чтобы узнать, верны ли наши предположения, обратимся к правилу в рамочке на стр. 44 Итак, ребята, как найти какую часть одно число составляет от другого? ( повторение правила) Верными были наши предположения? | |
5.Реализация проекта выявленных затруднений. №3 стр 44 А) О ком говорится в задаче? Что о нем говорится? Что нужно найти в задаче? Как мы можем найти, какую часть одно число составляет от другого? Давайте на доске сделаем рисунок к этой задаче Давайте запишем решение на доске. В) О чем говорится в задаче? Что о них говорится? Каков вопрос задачи? Можем ли мы сразу на него ответить? Почему? А можем мы узнать количество черных фломастеров? Почему? А можем узнать, сколько было красных и синих фломастеров? Почему? Во сколько действий мы будем решать задачу? Что мы найдем в 1 действии? Какой знак действия выберем? Что мы найдем во 2 действии? Какой знак действия выберем? Что мы найдем в 3 действии? Какой знак действия выберем? Давайте запишем решение на доске, кто желает? | Об ученике О том, что из 8 предложенных рисунков он может сделать только один Какую часть 1 рисунок составляет от общего количества. Первое число разделим на второе 1:8=_1 (ч.) 8 Ответ: 1 часть. 8 О фломастерах Что из 25 фломастеров 5- красных, 7- синих, а остальные черные Какую часть черные фломастеры составляют от всех фломастеров Нет Нам не известно количество черных фломастеров Нет Не знаем, сколько было красных и синих Да Мы знаем, что 5- красных, 7- синих В 2 Количество красных и синих + Количество черных фломастеров - Какую часть черные фломастеры составляют от всех фломастеров : 5+7=12 (ф.) - красных и синих 25-12=13(ф.)- черных 13:25=_13(ч.)- черные 25 фломастеры составляют от всех. Ответ:_13 части. 25 |
6. Обобщение во внешней речи Выполним задание № 4 на стр 44, работая по цепочке, записывая в тетрадь. Ребята, если у дробей одинаковый числитель, то какая дробь будет больше? Ребята, если у дроби одинаковый знаменатель, то какая дробь будет больше? Физкультминутка Задание 5 на стр 45. А) Сначала упростим левую часть уравнения Что нам неизвестно? Как найти неизвестный множитель? Б) Сначала упростим правую часть уравнения Что нам неизвестно? Как найти вычитаемое? В) Сначала упростим правую часть уравнения Что нам неизвестно? Как найти вычитаемое? Рашид считает, что Два из этих уравнений являются решением задачи, расположенной ниже. Определим какое. Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? Что о них говорится? Что нам известно в этой задаче? Что нам нужно найти в задаче? Что мы можем обозначить за Х? Правильно, молодцы. Так какие уравнение подойдет нам для решения задачи? Почему под а)? Почему под в)? | А) _2 _2 _2 _2 _2 5, 7, 3, 10, 15 Б) _1 _5 _2 _9 _7 _6 10, 10, 10, 10, 10, 10 Дробь с меньшим знаменателем А)_2 _2 _2 _2 _2 15, 10, 7, 5, 3 2:15 Дробь с большим числителем Б)_1 _2 _6 _7 _9 10, 10, 10, 10, 10 1:10 А) Х+ _5+_17=1 25 25 Х+_22=1 25 слагаемое Из суммы вычесть известное слагаемое Х= 1- _22 25 Х=_25-_22 25 25 Х= _3 25 Б) 1-Х=_17-_5 25 25 1-Х=_12 25 Вычитаемое Из уменьшаемого вычесть разность Х= 1- _12 25 Х=_25-_12 25 25 Х=_13 25 В) 1-Х=_17+_5 25 25 1-Х=_22 25 Вычитаемое Из уменьшаемого вычесть разность Х= 1-_22 25 Х=_25-_22 25 25 Х=_3 25 О четвероклассниках Они подготовили работы к выставке пером и тушью То что _17 работ выполнено 25 Акварелью, а _5 работ 25 Выполнено карандашом. Количество работ выполненных пером и тушью Какая часть работ сделана пером и тушью Под буквой а) и в)
Часть работ, выполненных пером и тушью + часть работ выполненных карандашом +часть работ, выполненных акварелью = все работы Все работы - часть работ, выполненных пером и тушью = часть работ выполненных карандашом +часть работ, выполненных акварелью |
Включение в систему знаний и повторение. Почему в первом случае =?
Почему во втором случае Почему в третьем случае =? Почему в четвертом случае =? | Сумма не зависит от порядка выполняемых действий (сочетательное + переместительное) Слева вычитается и в и с, справа только с. Распределительное свойство Правило деления суммы на число |