Данная разработка предназначена для учителей математики работающих в 5-6классах.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся должны знать следующие темы: "Делители и кратные", "Признаки делимости", "Простые и составные числа", "Разложение на простые множители", "Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа", "Наименьшее общее кратное", владеть навыками работы с числами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Признаки делимости" »
Автор: Новосёлова Алла Владимировна
Место работы: МБОУ «Винницкая школа»
Урок в 5 классе
Тема: Признаки делимости
Цели урока:
-образовательная: выработка умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
-воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание чувства ответственности;
-развивающая: развитие памяти, воображения, мышления, внимания, сообразительности.
Оборудование: презентация к уроку, листы с заданиями (без решения), учебник по математике 5 класс, автор Никольский С.М.; оценочный лист
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Знать обязательно каждому надо, Чтоб получить без ошибки ответ: Признак делимости вспомнить вам надо Четные числа, мы делим Нечетные — нет.
(Ответ: признак делимости на 2) Сформулируйте правило на 2.
Натуральные без всякого труда Те лишь на … делятся всегда, У которых сумма цифр, ты посмотри, Без остатка тоже делится на ….
(Ответ: признак делимости на 3 или на9) Сформулируйте правила на 3 и на 9)
О том, что не вернуть минуты вспять, Давно по свету ходит поговорка. А те лишь числа делятся на пять, В конце которых …………… .
(Ответ: нуль или пять)
Устная работа (Учащийся может объяснить свои действия приведением правила)
Назовите все делители натурального числа 24
Решение: число 24 делится без остатка на 2. Частное деления равно 12. Это число в свою очередь делится без остатка на 2 и на 3. В результате последовательного деления на 2 и на 3 у нас остаётся 2. Таким образом, число 24 делится на 2, на3, на 12, на 24,на 8, на 6, на 4 , на 1.
Правило.Делителем натурального числа а, называется натуральное число, на которое а делится без остатка.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24.
Назовите несколько кратных числа 24.
Решение: наименьшим кратным любого числа является само число. В нашем случае это 24. Также мы можем его умножить на любое натуральное число и получим его кратное
Умножим число 24 на 2, мы получим кратное ему 48;
Умножим число 24 на 3, мы получим кратное ему 72.
Ответ: 24 и 48; или 48 и72.
Правило. Кратным натуральному числу а называется натуральное число, которое делится без остатка на а
Какие из чисел 1, 2, 7, 12, 23, 54 являются простыми, а какими составными?
Решение: простыми числами являются 2, 7, 23, так как имеют всего два делителя 1 и само число.
Число 12 является составным, так как кроме 1 и 12 также делится и на 2, и на 3, и на 4, и на 6.
Число 54 – составное ( кроме 1 и самого себя делится также и на 2, и на 3, и на 6, и на 9,…)
Правило. Натуральное число является простым, если оно имеет только два делителя: 1 и само это число. Натуральное число является составным, если имеет более двух делителей.
Ответ: 2,7,23-простые числа; 12 и54-составные; число 1-ни простое, ни составное число.
Основная часть урока.
Задание №1
Из цифр 0,3,4,5 составьте:
А)
Трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно
340; 350; 540; 530; 430; 450
Б)
Двузначные числа, делящиеся на 3
30; 45; 54
В)
Трехзначные числа, делящиеся на 6
540; 450
Г)
Двузначные нечетные числа, делящиеся на 10
________________________
Д)
Числа, делящиеся на 9
54; 45; 405; 504; 540; 450.
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
Выставляем баллы в оценочный лист
Задание №2(Учащиеся записывают числа на слух)
Из указанных чисел 250; 432; 501006; 121032; 6524; 342108; 321405; 5643; 3000020; 686; 615; 1440 выберите те, которые делятся:
1
На 2 и 3 одновременно
432; 501006; 121032; 342108;1440
2
На 3 и 9 одновременно
432;121032;342108; 5643;1440
3
На 5 и 10 одновременно
250; 3000020;1440
4
На 15
321405;615
5
На 18
432; 121032;342108;
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
Выставляем баллы в оценочный лист
Задание №3 Назовите три натуральных значения переменной а, при которых значение выражения
а будет
А) кратно 2
2, 4, 6…
Б) кратно 3
2,8, 11…
В) кратно 5, но не кратно 10
9, 19,29…
Г) кратно 10
4,14,24…
Д) кратно 9
5;14;23…
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
Выставляем баллы в оценочный лист
Гимнастика для глаз.
На доске в разных местах развешаны плакаты с простыми числами. Под диктовку учителя, не поворачивая головы, учащиеся глазами ищут названное число.
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы
Вариант №1
Вариант№2
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 5 и на 9 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите НОД и НОК
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 3, но не делились на 9, на 5 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите НОД и НОК
Решение: если искомые числа делятся на 2, на 5 и на 9, то они кратны их произведению, т.е. 90
Составим пары:
180 и 810, НОД=90, НОК=1620
270 и 720, НОД=90, НОК=2160
360 и 630, НОД=90, НОК=2520
450 и 540, НОД=90, НОК=2700
Решение: если искомые числа делятся на 2, на 3 и на 5, то они кратны их произведению, т.е. 30
Составим пары:
150 и 510, НОД=30, НОК=2550
210 и 120, НОД=30, НОК=840
Взаимопроверка: без ошибок -2б
Неправильно составил пары -0б
Выставляем баллы в оценочный лист
Подведение итогов. Рефлексия.
Возьмите пожалуйста оценочный лист и просчитайте баллы заработанные на уроке, если
9-10б «отметка 5»
7-8б «отметка 4»
5-6б «отметка 3»
Менее 5б «отметка 2»
А также в оценочном листе подчеркните тот смайлик, которому соответствует ваше эмоциональное состояние на уроке.