Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"
Урок- практикум по теме "Сложение и вычитание чисел с разными знаками" позволяет закрепить и отработать алгоритм сложения и вычитания чисел с разными знаками и совершенствовать вычислительные навыки. Материал урока содержит познавательные задания, связанные с биологией и экологией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел с разными знаками"»
МБОУ гимназия №1 г. Липецка
Предмет – математика
Класс – 6
Учитель Попова Ольга Николаевна
Программно-методическое обеспечение:
планирование составлено на основе авторского планирования Н.Я. Виленкина по учебнику «Математика» 6 класс;
Учебник «Математика» 6 класс Н.Я.Виленкин и др., М.: Мнемозина, 2012;
Дидактические материалы по математике для 6 класса Чесноков А.С., Нешков К.И., М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: «Сложение и вычитание чисел с разными знаками».
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
Образовательные: закрепить и отработать алгоритм сложения и вычитания чисел с разными знаками и совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, расширять математический и общий кругозор.
Воспитательные: формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность, умение слушать мнения других.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, тесты на 2 варианта, алгоритм сложения и вычитания рациональных чисел (в виде таблицы).
Ход урока
1.Организационный этап:
-приветствие;
-готовность учащихся к уроку;
-состояние рабочего места учащихся: наличие тетрадей, учебников, чертежных принадлежностей;
-отсутствующие на уроке (сообщают дежурные)
Учитель. Запишите в тетрадях число и тему урока: «Сложение и вычитание чисел с разными знаками».
2. Проверка домашнего задания.
Самопроверка с карандашом в руках. Напротив верно решенных заданий ставится плюс. Ответы по очереди озвучивают и комментируют учащиеся.
3. Подготовка к закреплению нового материала. Актуализация знаний.
Задание №1.
Индийские математики в древности трактовали положительные числа как «имущества», а отрицательные – как «долги». Вот как в рукописях VII в. излагались правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности». Переведите эти древнеиндийские правила на современный язык.
Учащиеся формулируют правила сложения и вычитания чисел с разными знаками.
Так как определяющим является сложение чисел, то можно воспользоваться таблицей 1 (см. опорный конспект урока изучения нового материала).
Таблица 1
Сложение чисел с разными знаками
Знаки а и b
Знак числа (а+b)
Модуль числа (а+b)
Одинаковы
Такой же как у а и b
|a| + |b|
Противоположные
|a| |b|
Такой же как у а
|a| - |b|
|a| |b|
Такой же как у b
|b| - |a|
|a| = |b|
а + b = 0
0
Учащиеся рассказывают, как надо пользоваться таблицей.
4. Отработка навыков сложения и вычитания чисел с разными знаками.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем решать задания, связанные с биологией и экологией.
Задание №2.
Выполняется по цепочке у доски и в тетрадях.
Выполните вычисления. Запишите буквы, соответствующие найденным ответам в табличках на рисунке. Прочитайте полученное слово.
Ответ:
Дендрарий (от греческого слова дендрон – дерево) – это территория, на которой в открытом грунте выращиваются древесные и кустарниковые растения. Такая живая коллекция из пальм, лавра, маслин и магнолий есть в южном городе Сочи. А на севере, в Карелии, в заповеднике «Кивач» древесная коллекция насчитывает 42 вида растений: лиственниц, пихт, клёнов, берёз, сосен и других.
Задание №3.
Задание на доске. Устная фронтальная работа.
С древних времён разные растения, деревья и кустарники, люди наделяли определённой символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир, берёза – грацию.
Оставшееся дерево – грецкий орех – символизирует хитрость.
Дополнительно: венок из оливы был высшей наградой победителям на Олимпийских играх в Древней Греции. На Дельфийских играх, где участники соревновались в различных видах искусств, победителей награждали лавровыми венками.
Задание №4.
Выполняется с комментированием с места.
а) выполните сложение чисел.
Л -57,246 + 46,156
Д -3,26 + 13,15
Е -6,27 - 3,83
Б -7,328 - 2,652
Ь 145,2 - 156,3
У -23,045 + 23,45
б) используя найденные числа, выберите те буквы, которые связаны с ответами меньшими, чем -10. Расположите выбранные буквы в алфавитном порядке. Получите слово и запишите его в схеме. Расскажите о значении этого дерева в жизни человека.
Ответ: Л -11,09; Д 9,89; Е -10,1; Б -9,98; Ь -11,1; У 0,405.
Ель. Это главное сырьё для бумажного производства. Древесина ели певучая и звонкая. Это качество было подмечено давно, и знаменитые скрипки Страдивари и Амати были изготовлены из ели. Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон или апельсин.
Задание №5.
Примеры решают в тетрадях на скорость, первый ряд – первый пример, второй ряд – второй пример, третий ряд – третий пример.
Выполните вычисления. Используя найденные ответы, узнайте методом исключения, дерево какой породы занимает наибольшую часть от лесных массивов России.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Ответ: 1) ; 2) ; 3) . Лиственница.
Задание №6.
Решение в тетради с записью ответов в диаграмме, расположенной на доске.
а) вычислите:
б) найдите на диаграмме «Распространение деревьев различных пород на территории России» полученные ответы. Запишите соответствующие названия деревьев.
Оставшийся сектор диаграммы показывает территории, занятые деревьями других пород.
Вычислите, сколько процентов территории России занято другими деревьями.
Ответ: а) берёза – 13%, ель – 10%, сосна – 16%, лиственница – 38%; б) другие породы – 23%.
Задание №7.
Устная фронтальная работа.
У многих деревьев, растущих в благоприятных условиях, продолжительность жизни достаточно велика. Например, сосна живёт в среднем от 300 до 500 лет. Но среди сосен есть дерево, возраст которого примерно 4700 лет. Это дерево начало свою жизнь в то время, когда зарождалась человеческая цивилизация, и строились египетские пирамиды. Эта сосна имеет собственное имя.
Выполните вычисления. Используя найденные ответы, запишите соответствующие буквы на рисунке (рисунок на плакате). Прочитайте название самой древней сосны.
Ответ: Ф -23; С 17; И -13; Л 1; М -1; У -17; А -2,5.
Эта сосна называется Мафусаил. Она находится в реликтовом лесу в заповеднике американского штата Калифорния, который расположен в горах на высоте 3 км. По мнению учёных, эта сосна является самым древним деревом на Земле. В середине 20 века в этом лесу варварски было уничтожено ещё более древнее дерево по имени Прометей, возраст которого составлял 4862 года.
Задание №8.
Выполняется в тетради.
Найдите значения m и n и прочитайте текст.
На нужды одного человека в современном обществе за всю его жизнь расходуется примерно n деревьев среднего размера. Древесина используется на постройку жилья, мебель, бумагу и другие мелкие нужды. Однако деревья растут достаточно медленно. Например, ель за первые десять лет вырастает на 1 – 2 метра, а к m годам достигает высоты 25 – 30 метров. Поэтому необходимо расходовать лесные запасы бережно. Например, для производства бумаги использовать бумагу, уже бывшую в употреблении. Старую бумагу, которую целенаправленно собирают для последующей переработки, называют … . Из m кг бумажного сырья получается столько же бумаги, сколько из одного дерева.
Ответ: m = 60, n = 40; макулатура.
5. Тестовая работа
Ответы:
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
Вариант 1
г
а
г
в
г
г
Вариант 2
б
в
а
а
а
г
6. Подведение итогов урока.
1. Учащиеся сообщают о проделанной работе на уроке:
- повторяли правило сложения и вычитания чисел с разными знаками
- использовали таблицу сложения чисел с разными знаками
- выполняли сложение и вычитание целых чисел, смешанных чисел, десятичных дробей, обыкновенных и десятичных дробей с разными знаками
2. Выставление отметок за работу на уроке.
Постановка домашнего задания
§33,34, правила
составить задачу, пример на все действия, уравнение
Дополнительная литература:
1. Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 1999. – 287с.
2. Лебединцева Е. А., Беленкова Е. Ю. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект - центр, 2007.