Конспект урока математики в 10 классе по теме "Решение тригонометрических уравнений" .
Конспект урока математики в 10 классе по теме "Решение тригонометрических уравнений" .
Методическая разработка урока математики в профильном 10 классе по теме "Решение тригонометрических уравнений" с применением современных педагогических технологий. Даный урок можно использовать для систематизации и обобщения знаний учащихся по теме "Тригонометрические уравнения".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3.Закрепление знаний, умений, навыков решения простейших тригонометрических уравнений (тест на решение простейших тригонометрических уравнений с информацией из истории тригонометрии).
4.- Работа в группах (учащиеся различного уровня математической подготовки)
- Индивидуальная работа у доски
5.Контроль знаний, умений по решению тригонометрических уравнений (дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой).
6.Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». На уроке вы должны быть внимательными, активными, работать с интересом, желанием, чтобы полученные знания переварились и усвоились, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Сообщается тема и цель урока.
Класс разбит на четыре группы, состоящие из учащихся с различной математической подготовкой. Из числа «сильных» учащихся выбирается в каждой группе консультант, который оценивает работу членов своей группы на каждом этапе урока и заносит результаты в оценочный лист.
Оценочный лист
Ф.И. учащихся
Домашнее
задание
Решение простейших тригонометрических уравнений
Решение тригонометричес-ких уравнений
Индивидуальная работа
Самостоятель-ная работа
Итоговая оценка
На перемене консультанты групп проверяют домашнее задание в своей группе и заносят результат проверки в оценочный лист.
2. Актуализация знаний, умений, навыков.
Фронтальная устная работа (задания записаны на доске)
Sin x = ; cos x= ; tg x=1; Sin x= 1; cos x= - ; cos x= - 1;
ctg x= ; Sin x= - ; Sin x= 0 ; cos x= 0
3. Закрепление знаний, умений, навыков решения простейших тригонометрических уравнений (тест на решение простейших тригонометрических уравнений с информацией из истории тригонометрии).
Каждая группа получает задание на отработку умений, навыков решения простейших тригонометрических уравнений.
I группа
Решив эти уравнения, вы узнаете, кто впервые стал обозначать синус и косинус знаками sin и cos
1.
1,6 cosx +1,6=0
Г
X=(-1)k + , k Z
2.
tg3x=1
Л
X= + 3πn, n Z
3.
sin - =0
Н
X= +πn, n Z
4.
2cosx + = 0
И
X= π + 2πn, n Z
5.
ctgx -1=0
Р
X= (-1)k + 1 +, k Z
6.
2sinx + =0
О
X= + , n Z
7.
сtgx +1=0
Б
X= + πn, n Z
8.
cos -1 =0
Л
X=
9.
2sin 4x +1=0
У
X= + 2πn, n Z
10.
2 cos (2x - ) -2=0
Е
X= +4πn, n Z
11.
4tg=4
Н
X= + πn, n Z
12.
sin2x=0
А
X= + 2πn, n Z
13.
cos +2=2
И
X= +2πn, n Z
14.
Sin (x- ) = 1
Н
X= (-1)k +1k Z
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13 14
(Иоганн Бернулли)
II группа
Решив эти уравнения, вы узнаете имя и фамилию французского математика, сочинения которого сыграли особую роль в развитии тригонометрии. Этот ученый использовал тригонометрию при решении кубических уравнений.
1.
(x- ) + 1=0
Р
X= +4πn, n Z
2.
2cos + =0
Н
X= (-1)k + 1 +, k Z
3.
2 tg2x -2 =0
В
X= + , n Z
4.
2sin + 1=0
А
X= + , n Z
5.
6cos 3x + 3=0
Т
X= +πn, n Z
6.
tg(x - ) -1=0
Е
X= + 6πn, n Z
7.
2 cos ()=0
Ф
X= (-1)k +1k Z
8.
4sin 3x – 4=0
У
X= +πn, n Z
9.
ctg5x -1=0
С
X= + , n Z
10.
2 cos + = 0
И
X= + , n Z
11.
3 cos (2x- ) +3 =0
А
X= +3πn, n Z
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11
(Франсуа Виет)
III группа
Решив эти уравнения, вы узнаете имя и фамилию математика, который разработал теорию тригонометрических функций
1.
Cos (2x + )=
Н
X= + 6πn, n Z
2.
Sin - = 0
Л
X= +2πn, n Z
3.
tgx – 1= 0
О
X= +πn, n Z
4.
2 cos -
Р
X= + , n Z
5.
2sin 2x + =0
Э
X= - +πn, n Z
6.
Sin + =
Е
X= (-1)k k Z
7.
Cos (4x - ) = 0
Л
X= - + πn, n Z
8.
tgx + = 0
А
X= (-1)k + 1 +, k Z
9.
cos +
Д
X= + , n Z
10.
+ 1 =0
Е
X= + 10πn, n Z
11.
2sin =2
Р
X= 5πn, n Z
12.
cos3x + 1=0
Й
X= 2π + 4πn, n Z
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12
(Леонард Эйлер)
IV группа
Решив эти уравнения, вы узнаете имя и фамилию древнегреческого ученого, который вывел формулу sin2x + cos2x = 1
1.
Sin2x=0
X= (-1)k + 1 +πk, k Z
2.
tg - 1=0
X= , n Z
3.
Cos (x- ) = 0
X= , n Z
4.
sinx + 1=0
X= (-1)k + 1 +πk, k Z
5.
-2 cos4x + 3 =5
X= + 2πn, n Z
6.
2 cosx - = 0
X= + πn, n Z
7.
3 tg2x -
X= + , n Z
8.
cos - 1 =0
X= + , n Z
9.
2 sinx + 1=0
X= + πn, n Z
10.
сgx =-1
X= + 2πn, n Z
11.
tg 3x + =0
X= (-1)k + 1 +πk, k Z
12.
- 2 sinx - =0
X= + , n Z
13.
4sin5x – 4=0
X= -π + 4πn, n Z
14.
Sin + 5= 5
X= + , n Z
15.
sin + 1 =0
X= 8πn, n Z
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14 15
(Клавдий Птолемей)
4.- Работа в группах (учащиеся различного уровня математической подготовки)
- Индивидуальная работа у доски
Разноуровневые группы получают карточки с заданиями: решить уравнения. Группы решают самостоятельно, затем выполняют отчёт о методе решения уравнений на примере уравнений своего задания (у доски).
Во время работы групп отдельные учащиеся получают индивидуальное задание и работают у доски. Учащиеся сами выбирают уровень задания Б (задания проверяют не только достижение обязательного уровня математической подготовки, но и овладение знаниями, умениями на более высоком уровне) или С (задания рассчитаны на учащихся с высокой математической подготовкой).
Уровень Б. Уровень С.
Решить уравнение: Решить уравнение:
Sin3x + sinx = cosx; 1. 4 cos( + ) + = 0;
4 cosx sinx - = 0; 2. = 0,5;
Sin22x = cos22x + ; 3. cosx + sinx = 2.
Sin cos = - ;
1 – 2 cos2 2x = .
5.Контроль знаний, умений по решению тригонометрических уравнений (дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой).
Самостоятельная работа по уровням В и С, ученики сами выбирают уровень.
Выполнение работы учащиеся проверяют по «листу самопроверки» (ответы к каждому уравнению). Консультанты выставляют оценку в «лист контроля».
Уровень Б. Уровень С.
I вариант I вариант
Решить уравнение: Решить уравнение:
а) sin 2x = cos4 - sin4 ; а) + + + =2
б) sin 7x + cos 4x - 8 sinx = 0;
II вариант II вариант
Решить уравнение: Решить уравнение:
а) cosx + cos 3x = cos 2x; cos2x + cos2 2x + cos2 3x =1,5;
б) 4 sin 3x cosx + 4 cos 3x sinx = - 2.
Дополнительно:
Уровень Б. Уровень С.
sin 3x cosx - cos 3x = - 1; sinx + sin 2x +sin 3x = 1 + cosx + cos 2x.
Рефлексия.
Задайте вопросы на понимание.
Какими способами приводили тригонометрические уравнения к простейшим тригонометрическим уравнениям?
Какие тригонометрические формулы использовали?
Какие навыки и умения нужны для решения тригонометрических уравнений?
В конце урока «листы контроля» сдают учителю, и он выставляет итоговую оценку в журнал.
Задание на дом: (учащиеся сами выбирают уровень сложности задания)