kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики, презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  разработан  для  учащихся  4 классов   по учебнику Л.Г. Петерсон, «Математика» (УМК «Школа 2100»), но может быть использован при изучении этой темы и в других УМК. Его структура предполагает последовательность и взаимосвязь между этапами.
      На протяжении всего урока наблюдается плавный переход от одного этапа к другому. Через организацию мотивации в начале урока учащиеся эмоционально настраиваются на рабочий лад.
      В ходе урока эффективно применялись коллективные, индивидуальные, парные, групповые формы работы. Содержание учебного материала доступно и посильно для школьного возраста ученика четвероклассника,  актуально,  имеет связь с жизнью.  Учебный материал привлекателен для обучающихся тем, что расширяет их знания, повышает грамотность, расширяет словарный запас.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики, презентация к уроку »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 36 г. Мурманска




Урок математики в 4 классе

УМК «Школа 2100 …» , учебник Л.Г. Петерсон

Тема: «Шкала».

Тип урока: урок введения новых знаний.




Ильченко Любовь Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ школа № 36 г. Мурманска

Эл.адрес: [email protected]


2013 год

Урок математики в 4 классе по учебнику Л.Г. Петерсон, УМК «Школа 2100 …»

Тема: Шкала.

Цель урока:

      • познакомить детей с помощью деятельностного метода с понятием «шкала», «цена деления»;

  • учить находить цену деления на разных шкалах, правильно пользоваться шкалой на различных измерительных приборах;

  • развивать мыслительные способности детей, умение сравнивать, анализи­ровать, самостоятельно делать выводы, находить различные пути решения.

Задачи урока:

  • развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов;

  • расширять знания по математике и окружающему миру

  • стимулировать к поиску новых знаний.


Оборудование, демонстрационный материал:

  • секундомер, ростомер, часы, весы, рулетка, спидометр;

  • шкала землетрясения, шкала силы ветра, шкала настро­ения;

  • кассета с музыкой (для релаксации);

  • магниты, пригласительные билеты.


Раздаточный материал:

  • линейки, сантиметровые ленты, модели термометров, часов.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой).


- Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.


2. Постановка учебной задачи.


Итак, царица наук - математика приглашает вас снова к разговору о том, что без знаний в области этой науки не может обойтись ни один человек.

Согласны ли вы с мнением, что слово «измерение» мы произносим в жизни не так часто? Но сами же делаем измерения практически каждый день: когда определяем время, покупаем продукты в магазине или едем на машине и т.д. Без измерений жить невозможно. Так считает и наш герой из весёлой страны Мультляндия – смешной и незадачливый Пятачок.

Он у нас сегодня тоже в гостях. Собрался в гости на день рождения к ослику ИА , а по дороге решил заглянуть к нам. Пятачок предлагает вам решить небольшую проблему(?)

- угадать. как он провёл 1-ю половину дня, дополнив его рассказ подходящими словами.

Слушаем Пятачка!

«Встал я утром рано и посмотрел на прибор ..., чтобы узнать... Быстро умылся, по­завтракал и прежде, чем выйти на улицу, посмотрел на прибор, чтобы определить... Затем вышел на улицу и сел в машину, снова передо мной прибор, чтобы правильно установить... И, наконец, приехав к школе, я открыл портфель и убедился, что взял прибор, необходимый всегда на уроках математики?

Итак, восстановите ход событий.










- Чем же пользовался Пятачок?

- А какие вы ещё знаете измерительные приборы? (открыть на доске - после слов детей.)

Все они по- разному выглядят и разного назначения ( показ у доски приборов.)





Не очень часто.










«Встал я утром рано и посмотрел на часы, чтобы узнать время. Быстро умылся, по­завтракал и прежде, чем выйти на улицу, посмотрел на термометр, чтобы определить температуру. Затем вышел на улицу и сел в машину, снова передо мной прибор - спидометр, чтобы правильно установить скорость. И, наконец, приехав к школе, я открыл портфель и убедился, что взял линейку, необходимую всегда на уроках математики?

Приборами: часы, термометр, спидометр, линейка.


3. Постановка проблемы.

Девиз этого этапа урока - ищу и нахожу.


- Что же общего у всех этих приборов?


- Какая общая у них деталь ( в устройстве)?





  • Почему числа стоят только у длинных штрихов?

  • Зачем нужны короткие штрихи?

  • Каких штрихов больше ?

  • Как располагаются числа на линии ?

  • Как называется расстояние между двумя длинными штрихами?


Служат людям, нужны для измерения.

Линия разделена чёрточками на определённые расстояния. Есть чёрточки длинные и короткие. Около длинных чёрточек стоят числа.)





Шаг, единица, отрезок - из наглядной геометрии.

4. Открытие нового знания.

Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог).


Оказывается, линия разделяется штрихами на деления и числа. Длинные штрихи, увеличивающиеся в определённой последовательности, образуют шкалу.

Есть открытие (!) ( на доску)

Итак, тема сегодняшнего урока - «Шкала» (на доску). Она есть на всех измери­тельных приборах. Слово Scala -латинское, в переводе означает лестница. В такой стране, как Италия - шкала- это школа ( развитие детей по ступеням.)

В музыке - шкала- это гамма. Ещё одно открытие мы должны сегодня сделать. Нельзя путать на шкале единичный отрезок (шаг) и расстояние между маленькими штрихами. Оно называется цена деления! (на доску). На разных шкалах она разная в зависимости от назначения прибора.

Итак, мы познакомились с понятием шкала и узнали, что у любой шкалы есть цена деления. Её надо уметь определять на шкале , чтобы правильно делать измерения.

Рассмотрим измерительные приборы, которые есть у вас на партах.

  1. Линейка - цена деления?

Числа увеличиваются на 1. Цена деления - расстояние между двумя малыми штрихами. Начертите отрезок 3 см 2 мм.

  1. Сантиметровая лента- цена деления на одной стороне -1 мм , на другой - 3 мм, ед. отрезок - 2 см 54 мм (дюйм ) - английская мера длины, используется для за­рубежных аналогов.

  2. Термометр - для измерения t воздуха, цена деления?

- Почему так называется ?

(Цельсий - шведский астроном и физик, участник Лапландской экспедиции по изучению дуги меридиана. В 1742 г. пред­ложил температурную шкалу.)

Сколько делений на термометре ?

Покажите - 2 . Как прочитать по другому ?

Кто знает t кипения воды по С ?

Кто знает t замерзания ?

4) Часы.

Всегда ли шкала располагается по линии на измерительных приборах ?

-А как? Цена деления?

(Минимальная V=10 км/час, максимальная V= 160 км/час.)


Покажите 8 ч. 15 мин.

- Сколько единичных отрезков от 12 ч. Малых штрихов ?

Прочитайте время по-другому.


5) Сегодня мы услышали об интересном человеке - Цельсии. Есть ещё много

интересных шкал. Например, шкала Бофорта (силы ветра).

И шкала Рихтера (шкала землетрясения).

Цена деления на них - 1 балл.
















Цена деления - 1 мм.

3 см 2мм = 32 мм




Цена деления - 1 ° С.




(55).

20 холода, 20 ниже нуля.

Температура кипения воды – 1000.

Температура замерзания – 00.


Нет.

По дуге - спидометр. 10 км/час.

По окружности - часы, секундо-мер. Цена деления на часах - 1 мин.


8 ч. 15 минут, 15 минут 9-ого, четверть 9-ого.


- сообщение Юрьева Б.

- сообщение Козиной А.


5. Первичное закрепление.

Девиз этого этапа урока: думаю и понимаю.

1)Учимся определять цену деления на разных шкалах и порядок следования чисел, учебник - с. 54, з. №3: (вместе с Пятачком.)

- Что происходит с числами?

Находим цену деления : ( 100 : 2 = 50 ; 15:3 = 5; 10:5 = 2)

  1. Спидометр - шкала спидометра автолюбителя "Волга"- цена деления - 10 км/час.

-Что показывает стрелка?


  1. В гости к нам прилетела ещё из Мультляндии "Совушка - умная головушка -любит вникать в суть дела, задания потруднее.

А вы, ребята, любите трудные задания?

Итак, определяем порядок следования чисел и цену деления ( на доске )

( из учебника : с. 54, № 6 )

Кто сделает вывод, как же определить цену деления на любой шкале?




Увеличиваются на 100, 15,10.




40 км/час, 70 км/час, 100 км/час, 150 км/час.






Из конца единичного отрезка вычесть начало и разделить на количество коротких штрихов в данном единичном отрезке.

6) Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Девиз этой части урока:

- пробую и делаю.

Контроль и оценка усвоения новых знаний.


1) Проведём сравнительный анализ 2-х шкал: с. 54, з. № 7 ( на доске )

  • Что общего у 2-х шкал?

  • А в чём различие?



  • Значит, цена деления будет разной (2 ц.д., 3 ц.д.) - определить координаты точек, расстояние до точки А (разница !)

2) И последнее самое трудное задание от Совушки.

Начертите в тетради отрезок равный 12 см. У начала - 0, у конца - 32. Разделите его на 8 равных частей и поставьте соответствующие числа у концов единичных отрезков.

Кто быстрее справится, получит приглашение на день рождения к ослику ИА, не простое, а с заданиями. Все наши герои спешат сегодня к нему на юбилей.

цена деления - 1,5 см

Молодцы!


Числа увеличиваются на 6.

На 1-ой шкале в единичном отрезке - 2 штриха, на 2-й шкале - 3 штриха.





1 способ: 12/8 ( сокращаем на 4 ) =3/2=1=1,5 (см)

2 способ: 12 см • 2(кл.)=24 кл. : 8

=3 кл.=1,5 см

7)После тяжких трудов отдохнуть не возбраняется.

Физминутка ( музыка-релакс.)



8) Задания на повторение.





















































Рефлексия.







1) Хотите узнать, кто ещё спешит в гости к ИА?
Вспомним дроби. Какие знаем ?


Какие дроби называются правильными? Неправильными?

Внимание: объявляю соревнование:"Быстрота и внимание- вот итог соревнова-ния!" Соревнуются мальчики и девочки. Предлагается каждой команде таблица. (с.55, №9)

В каждой строчке таблицы надо найти истинное высказывание и доказать, почему оно истино, поставить на него магнитик.

Судья соревнования у девочек – Корниенко Д.

- Какой измерительный прибор возьмёшь ? (секундомер) цена деления ? (1 сек.) 1,3,2,1 Итак, время пошло. Итог- Петя.

- А теперь - мальчики. Судья – Иванова А. Задание то же. 2,1,3,3.

Итог. Выиграли. Похлопаем. Всем победителям - приглашение на день рождения к Ослику.

- Кто же в гостях ещё у нас ? (читаем по буквам ЛЕОПОЛЬД.)

Говорит он вам свои знаменитые слова :" Ребята, давайте жить дружно !"

2) Все собрались у домика ИА. Но кого-то нет!

Поехал за подарком Ослику и по дороге что-то случилось, (обратная сторона доски.)

- Кто его остановил?

- Что за знак?

- Что сделал Пятачок?

Чтобы не наказали его штрафом, предложили решить задачу. (с.55, з.№12)

У доски 1 человек - чертёж и анализ задачи. Все в тетрадях:

1. 59 + 4 = 63= 64 (км) - во 2-ой час;

2. 59+ 64 = 123(км) - в 1-ый и 2-ой часы;

3. 185- 123 = 184- 123= 61= 61= 61,5 (км)

(кто быстрее решит - приглашение или фото Ослика - "5" !)

3) Ну вот, молодцы, выручили Пятачка. Все в сборе - у домика ИА. Но Ослик-
-любитель математики встречает друзей у входа в домик и вручает им тоже
пригласительные билеты - а на них уравнения, чтобы узнать код его замка.

Х/14 = 30 80/Y = 5 1008/28 = 36m

Х = 420 Y = 16 m = 36

420 + 16 + 36 = 472 (код)

  1. Молодцы! Все уравнения решили и код замка узнали.

Но тут ИА встречает гостей со словами:

«Приглашаю друзей на свой юбилей.

А вместо подарка – лучше в математике смекалка».

а) Посмотри и не зевай, уравнение решай : (С - ) + = 7

б) Сочини стихотворение, используя рифмы и настроение:

термометр – спидометр

ростомер – секундомер

часы – весы

Дети читают свои стихи. Я тоже сочинила стихотворение к нашему уроку

(на доске) - часть:

"Хочешь знать температуру,

Или времени отсчёт,

На сколько вырос ты за год

И как прибавил в весе.

А кто работал весь урок,

Ответит без сомненья:

Итак, ответ у вас готов?

- Конечно, это шкала и её цена деления .

5) Настроение у наших героев великолепное. А у вас ? Сейчас проверим.

Поможет нам шкала настроения. Цена деления - 1 балл.

+1 - +5 - хорошее настроение

- 1 - -5 - плохое настроение

На ваших приглашениях внизу в квадратике поставьте балл своего настроения.

В подарок – песня от кота Леопольда.

Урок окончен. Спасибо за работу.




Правильные и неправильные дроби.















Пятачка.



представитель ГБДД

(60)

Нарушил правила дорожного движения, превысил скорость.































Самооценка.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока математики, презентация к уроку

Автор: Ильченко Любовь Васильевна

Дата: 10.09.2014

Номер свидетельства: 113486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "План-конспект урока математики во 2 классе по теме: "Состав числа 14" УМК Гармония "
    ["seo_title"] => string(86) "plan-konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-po-tiemie-sostav-chisla-14-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "128315"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415469563"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по математике в 6 классе  на тему "Пропорциональность величин" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-v-6-klassie-na-tiemu-proportsional-nost-vielichin"
    ["file_id"] => string(6) "192013"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427390672"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока закрепления "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-zakrieplieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107828"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403458287"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока векторы в пространстве "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-viektory-v-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "240337"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444997341"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока Векторы 10класс "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-viektory-10klass"
    ["file_id"] => string(6) "240605"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445070317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства