конспект урока математики по теме:: «Сложение положительных и отрицательных чисел. Координатная прямая.»
Конспект урока математики по теме:: «Сложение положительных и отрицательных чисел. Координатная прямая.»
1. повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»; тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой; закрепление умений учащихся по данной теме;
2. воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
3. развитие математического мышления, умения находить ошибки;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока математики по теме:: «Сложение положительных и отрицательных чисел. Координатная прямая.» »
Тема: «Сложение положительных и отрицательных чисел. Координатная прямая.»
Цели урока:
повторение полученных ранее знаний по теме «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»; тренировать умение обозначать рациональные числа точками координатной прямой и находить координату точки по ее изображению на координатной прямой; закрепление умений учащихся по данной теме;
воспитание внимания, тренировка памяти, развитие находчивости и сообразительности;
развитие математического мышления, умения находить ошибки;
Тип урока: урок-игра, закрепление изученного материала
Технологии: использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), слайды программы Power Point, Word.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение целей урока, плана урока.
Станция «Кроссвордная». Устная работа с классом.
Станция «Лукоморье». Работа с координатной прямой.
Станция «Солнечный город». Сложение положительных и отрицательных чисел. Физкультминутка.
Станция «Зазеркалье». Сравнение чисел.
Станция «Тридевятое королевство». Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент. (Слайд 1)
Сегодня мы совершим чудесное путешествие на математическом экспрессе по удивительной и сказочной стране рациональных чисел, где встретимся с уже знакомыми вам литературными героями. Итак, наше путешествие начинается.
Сообщение целей и плана урока. (Слайд 2)
Станция «Кроссвордная».
Мы уже изучали натуральные числа, потом дробные, затем познакомились с положительными и отрицательными числами. Проверим свои теоретические знания на станции «Кроссвордная». (Слайд 3)
Мы должны разгадать кроссворд, вписав в его клетки слова, пропущенные в предложениях. (Слайд 4)
(Учащиеся читают предложенные вопросы, выбирают те, в которых знают ответ и вписывают нужные слова в клетки кроссворда).
По горизонтали:
3. Числа со знаком "-" называются … (отрицательные)
6. Положительное направление на координатной прямой указывает … (стрелка)
7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки. (координата)
По вертикали:
1. Числа со знаком "+" называются … (положительные)
2. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа. (модуль)
4. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа. (целые)
5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число … (ноль)
Станция «Лукоморье».
Продолжим наше путешествие. На пути нашего экспресса немало загадочного и сказочного. В этом вы убедитесь на станции «Лукоморье». (Слайд 5)
Кот ученый задает вам свои вопросы:
Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой. (Слайд 6)
(Учащиеся называют числа, соответствующие точкам).
( А(2), В(4), С(-2), D(0,5), Е(-3,5) )
(Приложение 1.Слайд 7) Запишите координаты точек, отмеченных на прямой.
(Ребята записывают в скобках координаты предложенных точек).
( В(1), К(-0,5), М(0,5), D(-), F(), N(1) )
Отметьте на координатной прямой точки. (Слайд 8)
(Учащиеся отмечают на прямой перечисленные точки, записывают соответствующие буквы).
Станция «Солнечный город».
Следующая станция на нашем пути – это Солнечный город. (Слайд 9) Здесь мы встретимся с Незнайкой и его друзьями – малышами.
Утро в Солнечном городе всегда начинается с зарядки. Давайте и мы вместе с обитателями Солнечного города сделаем зарядку.
Физкультминутка. (Слайд 10)
Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — на место тихо сесть.
Среди малышей Солнечного города Знайка всегда славился сообразительностью и хорошей памятью. Однако во всех своих финансовых делах он не полагался на память, а предпочитал тщательно записывать свои доходы и расходы. Доходы он обозначал знаком «+», а расходы – знаком « - ».
Например, в январе Знайка сделал следующую запись. (Слайд 11)
Знайка
+15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4
Сиропчик
+8-2+4+9-11-5+4+5-2
Пончик
+17-1-3+6-2-5+4-2+1
Тюбик
+5+1+6-2-8+4-3-3
Авоська
+3-2+1-3+4-2-1-5
Незнайка
-12+2-1-6+4-3+5+4
Она обозначает, что в начале месяца у него было 15 монет, а в течение месяца к ним добавились сначала 3 монеты, потом 8, потом он израсходовал 5 монет и т.п.
Какие доходы были у Знайки в январе? (+41)
Какие расходы? (-18)
Каков итог за месяц? (+23)
Вслед за Знайкой все малыши Солнечного города стали вести свои дела методом «доходов» и «расходов». Сиропчик, Пончик, Тюбик, Авоська и Незнайка сделали в феврале свои записи в таблицу. Какой итог на конец февраля получился у каждого?
(Учащиеся устно выполняют вычисления доходов и расходов, находят итог. Учитель вписывает результаты в последнюю колонку таблицы).
Знайка
+15+3+8-5+9-3+2-7-1-2+4
Доходы : +41
Расходы : -18
Итог: +23
Сиропчик
+8-2+4+9-11-5+4+5-2
Доходы : +30
Расходы : -20
Итог: +10
Пончик
+17-1-3+6-2-5+4-2+1
Доходы : +28
Расходы : -13
Итог: +15
Тюбик
+5+1+6-2-8+4-3-3
Доходы : +16
Расходы : -16
Итог: 0
Авоська
+3-2+1-3+4-2-1-5
Доходы : +8
Расходы : -13
Итог: -5
Незнайка
-12+2-1-6+4-3+5+4
Доходы : +15
Расходы : -22
Итог: -7
Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чем – то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя и вы узнаете, если правильно выполните действия и найдете буквы, соответствующие полученным числам. (Слайд 12)
(Учащиеся выполняют вычисления, находят нужную букву. Буквы вписываются в колонку рядом с примером).
-6+2=-4 (Д)
8+(-1)=7 (Е) -10,6+2,6=-8 (К)
-3+(-3)=-6 (А)
2+(-7)=-5 (Р)
-1+1=0 (Т)
ДЕКАРТ. (Слайд 13) Рене Декарт – французский философ, физик, математик. Считал математику идеалом и образцом для всех наук. Ввел понятие координатной прямой. Его знаменитое изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Станция «Зазеркалье».
Попрощавшись с жителями Солнечного города, мы попадаем в не менее загадочное Зазеркалье. (Слайд 14)
Алиса задает вам свои задачки: (Слайд 15)
Соедини числа стрелками в порядке возрастания
-6
(На одном слайде два задания на эту тему. Первый – более простой, содержит только целые числа. Второй несколько сложнее, содержит дробные числа. Учитель, слушая ответы учащихся, соединяет стрелками числа).
Чеширский кот и Шалтай – Болтай в свободное время увлекаются математикой, любят помечтать и посчитать. (Слайд 16) Правда, не всегда у них получается правильно. Найдите ошибки в их вычислениях.
(Учащиеся находят ошибки, исправляют их.)
Кот: -5+2=7 (-3) Шалтай – Болтай: 0+(-1)=0 (-1)
-4+(-1)=3 (-5) 16+(-2)=18 (14)
5+(-2)=-3 (3) -15+15= 30 (0)
Станция «Тридевятое королевство».
И в конце нашего путешествия самое далекое и загадочное «Тридевятое королевство» (Слайд 17)
Жил да был царевич. Был он высок, статен, хорош собой. Прослышал он, что за тридевять земель, в некотором царстве живет Елена Прекрасная. Чудо как хороша! Отправился царевич на поиски. Долго ли, коротко ли, а нашел он Елену Прекрасную. Да только царевну современную одной красотой да статью не завоюешь. Дала она царевичу задание. Выполнил он задание, да только сомневается – правильно ли. Помогите царевичу в вычислениях. Выполните и вы задание Елены Прекрасной. (Слайд 18)
(Учащиеся в тетрадях выполняют самостоятельную работу).
Сравните свои ответы с ответами царевича.
(Ребята проверяют свои ответы по этому же слайду)
Оцените свою работу сами и поставьте себе оценку.
(Тетради по окончании урока сдаются учителю)
С заданием почти все справились хорошо, помогли царевичу. Завоевал он сердце Елены Прекрасной не только красотой, но и умом, а вы проверили свои силы в сложном учебном испытании. Можно и домой возвращаться.
Подведение итогов урока.
Вот мы и вернулись на свою станцию. Сегодня мы прошли, точнее, проехали немалый путь.
Что мы делали сегодня на уроке?
Что вы умеете?
Не всегда и не всем было легко, но все успешно справились с испытаниями, отлично поработали. (Слайд 19)