Пояснительная записка
Автор:
Наурзалинова Акмарал Асылбековна, учитель математики
КГУ «Станционная основная школа»
Направление:
естественно-научное
Тема, класс:
«Арифметическая и геометрическая прогрессия» 9 класс
Тип:
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель:
- повторить и систематизировать теоретический материал по теме;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять и обобщать получение знания на основе решения нестандартных задач с помощью формул прогрессий;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся, воспитывать эстетические и нравственные качества, формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Методы:
проблемно-поисковый
Оборудование:
компьютерное оборудование для каждого, тесты в электронном виде, карточки с заданиями, с кодами, оценочные листы, жетоны, цитаты великих людей»
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии модульного обучения. Урок «Арифметическая и геометрическая прогрессия» реализован с использованием элементов этой технологии.
Данный урок, являясь одним из учебных элементов модуля «Прогрессии», состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения учащихся в учебный процесс. В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным, эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации.
На первом этапе урока было проведено электронное тестирование. Цель тестирования: повышение качества знаний учащихся, подготовка к предстоящей ВОУД. Электронное тестирование позволяет более рационально использовать время. Учитель может проверить домашнее задание, провести индивидуальную работу с отдельным учащимся.
Второй этап построен в виде диалога (брейн -ринга). При такой форме обучения вовлекается весь класс, нет таких кто бы «отмалчивался».
На протяжении третьего этапа продолжается воспроизведение и актуализация приобретенных знаний. Здесь была проведена самостоятельная работа с зашифрованным именем ученого, доказавшего формулу суммы п- первых членов арифметической прогрессии. Кроме расшифровки заданий, учащимся нужно было сделать краткие решения самостоятельной работы на доске для дальнейшей проверки и коррекции. Работа проверяется, ошибки исправляются самими учащимися, при анализе выявляются оставшиеся пробелы, трудности. Оценки за работы выставляются в оценочные листы. Задания подготовлены дифференцированно: от более легкого к более сложному. Затем предлагается разбор и решение одной из старинных задач Магницкого, что является пропедевтикой решения других нестандартных задач практической направленности.
Отсутствие задач практической направленности - один из недостатков современных учебников. К задачам такого характера учащиеся больше проявляют интерес, решение нестандартных задач стимулируют их учебно - познавательную деятельность. Поэтому считаю, что в данном уроке важнейшим этапом является - этап оперирования знаниями, овладения способами деятельности в новых измененных условиях.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Это обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Учащиеся работают вместе, решают, обсуждают, выносят одно правильное решение. На этом этапе осуществляется межпредметная связь, пропаганда здорового образа жизни.
На шестом и седьмом этапах урока обобщаем деятельность в течение урока, составляем алгоритм решения задач с использованием геометрической и арифметической прогрессий, применяя методы противопоставления и сопоставления, выясняем различия и общее в арифметической и геометрической прогрессиях. В завершении обратная связь - рефлексия.
Без уроков обобщения и систематизации нельзя считать процесс усвоения учащимися учебного материала завершенным. Основное назначение этого урока заключается в усвоении учащимися связей и отношений между понятиями, теоремами, формулами в формировании целостного представления об изучаемом материале, его значимости и применении в конкретных условиях.