kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План- конспект урока по теме "Арфметическая прогрессия. Формула n - го член" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок алгебры в 9 классе по теме

«Определение арифметической прогрессии.

Формула - го члена арифметической прогрессии».

Тип урока: комбинированный.

Цель: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов

            последовательностей, вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии.

Задачи:

Образовательные – повторить понятие последовательности, закрепить умение находить члены числовой последовательности, заданной формулой  – го члена. Познакомить учащихся с определением арифметической прогрессии, вывести формулу  – го члена арифметической прогрессии. Научить находить – й член арифметической прогрессии.

Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

Воспитательные  – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арифметическая прогрессия», карточки для выполнения теста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по теме "Арфметическая прогрессия. Формула n - го член" 9 класс»

Урок алгебры в 9 классе по теме

«Определение арифметической прогрессии.

Формула - го члена арифметической прогрессии».


Тип урока: комбинированный.


Цель: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов

последовательностей, вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии.


Задачи:

Образовательные – повторить понятие последовательности, закрепить умение находить члены числовой последовательности, заданной формулой – го члена. Познакомить учащихся с определением арифметической прогрессии, вывести формулу – го члена арифметической прогрессии. Научить находить – й член арифметической прогрессии.


Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.


Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арифметическая прогрессия», карточки для выполнения теста.


Ход урока.

I. Организационный момент. На экране высказывание: СЛАЙД 2


Закончился XX век,
Куда стремится человек,
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля,
Но математиков зовет
Известный лозунг

“Прогрессия – движение вперед!”



Тема нашего урока - арифметическая прогрессия. На этом уроке мы узнаем, какая последовательность называется арифметической прогрессией, выясним, как отличить её от других последовательностей; познакомимся с формулой го члена арифметической прогрессии и научимся применять её при решении задач.



Но, сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.



II. Актуализация опорных знаний.



1. Устная работа:



- С каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке? (С понятием последовательности).



- Объясните, как вы понимаете, что такое последовательность. (Последовательность – это числовой ряд, заданный некоторой формулой или правилом).



- Какими могут быть последовательности? (Последовательности могут быть конечными и бесконечными).



- Приведите примеры бесконечных и конечных последовательностей. (Последовательность четных положительных чисел 2;4;6;8;… бесконечна, последовательность двузначных чисел 10;11;12;13;… конечна).



- Как называются числа, образующие последовательность? (Числа, образующие последовательность, называются членами последовательности).



СЛАЙД 1

- Последовательность () задана формулой. Найдите: . Как называется такой способ задания последовательности? (С помощью формулы n-го члена последовательности).СЛАЙД 2

- Назовите три первых члена последовательности , если Как называется

такой способ задания последовательности? (Рекуррентный способ).

III. Изучение нового материала.



А сейчас приступим к изучению нового материала.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока:

«Определение арифметической прогрессии. Формула - го члена арифметической прогрессии».



СЛАЙД 3. Посмотрите на экран, здесь приведены последовательности.



- Найдите для каждой последовательности следующие два члена.


- А можно ли из данных пяти последовательностей выделить группу числовых рядов, объединённых каким-либо общим признаком? (Каждый следующий член последовательности больше предыдущего на одно и то же число)

- Такие последовательности называются арифметическими прогрессиями. Сделайте вывод: какая последовательность называется арифметической прогрессией? (Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом).


СЛАЙД 4

Запишем в тетрадях:

Последовательность () – арифметическая прогрессия, если для любого натурального n выполняется условие , где d – некоторое число.



СЛАЙД 5

Из определения арифметической прогрессии следует, что разность между любым её членом, начиная со второго, и предыдущим членом равна d.


Число d называют разностью арифметической прогрессии.


Запишем в тетрадях:

, d – разность арифметической прогрессии.


СЛАЙД 6


Последовательности заданы несколькими первыми членами? Есть ли среди них арифметические прогрессии?

Какое условие должно выполняться? (Разность арифметической прогрессии должна быть постоянна).


СЛАЙД 7

Давайте еще раз посмотрим на последовательности и поговорим о различиях. Какие особенности есть у каждой последовательности и с чем они связаны?



- Ребята, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы найти любой член арифметической прогрессии? (Необходимо знать и d).


- Рассмотрим следующую задачу.










СЛАЙД 8


- Пусть необходимо выписать первых три члена арифметической прогрессии , если известно, что = 2, d = 0,4.

- А что, если нужно будет найти 31-й или 100-й члены?


Понятно, что вышеуказанный способ последовательного нахождения второго, третьего, четвертого и т. д. членов арифметической прогрессии неудобен. Попробуем отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.

Проанализируем, как зависит каждый член последовательности от первого члена и разности.



- А нет ли какой-нибудь связи между порядковым номером члена прогрессии и числа, стоящего перед d. Тогда,


Запишем в тетрадях:

Мы получили формулу n - го члена арифметической прогрессии


- Теперь давайте вернемся к предыдущей задаче. Зная формулу n - го члена арифметической прогрессии, мы сможем найти




№1

Дано: – арифметическая прогрессия,

Найти:

Решение:

1) Воспользуемся формулой го члена арифметической прогрессии

,



2) учащиеся находят самостоятельно ().


Ответ:





IV. Первичное закрепление. № 584(а), 585(а), 589(а)



№ 584 (а)

Дано: арифметическая прогрессия, .

Найти:


Решение:

Воспользуемся формулой члена







№ 585 (а)

Дано: арифметическая прогрессия,

Найти:


Решение:

Воспользуемся формулой члена






№589 (а)

Дано: арифметическая прогрессия,

Найти:


Решение:








V. Тест (с последующей самопроверкой).

Вариант 1

  1. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.

К) 1; 2; 3; 5;…

П) 1; 3; 5; 7;…

О) 1; 2; 4; 8;…

Т)


  1. Первый член арифметической прогрессии

Е) 0; М) 2; Р) ; Г) .

  1. Найдите пятый член арифметической прогрессии 3;7;…

О) 19; Б) 15; С) ; Д) другой ответ.


  1. Найдите разность арифметической прогрессии, если

А) 4; Н) 5; Г) ; В) другой ответ.


Задание

1

2

3

4

Буква

П

Р

О

Г


Вариант 2

  1. Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.

А) 3; 4; 5; 7;…

П)

Р) 1; 4; 7; 10;…

К) 3; 7; 11; 14;…


  1. Первый член арифметической прогрессии

О) 1; Н) 0; Е) ; М) .


  1. Найдите пятый член арифметической прогрессии

  1. 19; С) 24; Л) ; Г) другой ответ.

  1. Найдите разность арифметической прогрессии, если

В) 2; Т) 3; К) другой ответ; С).


Задание

1

2

3

4

Буква

Р

Е

С

С


Прогре́сс  (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Наши познания в курсе алгебры похожи на подъём по лестнице. И, сегодня мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку, под названием «Арифметическая прогрессия».


VI. Подведение итогов урока.

Вспомним начало нашего урока, ребята. Удалось ли за сегодняшний урок узнать что-то новое, сделать какие-то открытия? А какие цели урока мы ставили перед собой? Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?


VI. Домашнее задание.

П. 25, № 578(б), № 584(б), № 589(б), №601(б).

Спасибо за урок, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План- конспект урока по теме "Арфметическая прогрессия. Формула n - го член" 9 класс

Автор: Зюкин Николай Анатольевич

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 262967


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства