План- конспект урока по теме "Арфметическая прогрессия. Формула n - го член" 9 класс
План- конспект урока по теме "Арфметическая прогрессия. Формула n - го член" 9 класс
Урок алгебры в 9 классе по теме
«Определение арифметической прогрессии.
Формула - го члена арифметической прогрессии».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов
последовательностей, вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Задачи:
Образовательные – повторить понятие последовательности, закрепить умение находить члены числовой последовательности, заданной формулой – го члена. Познакомить учащихся с определением арифметической прогрессии, вывести формулу – го члена арифметической прогрессии. Научить находить – й член арифметической прогрессии.
Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арифметическая прогрессия», карточки для выполнения теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по теме "Арфметическая прогрессия. Формула n - го член" 9 класс»
Урок алгебры в 9 классе по теме
«Определение арифметической прогрессии.
Формула - го члена арифметической прогрессии».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов
последовательностей, вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Задачи:
Образовательные – повторить понятие последовательности, закрепить умение находить члены числовой последовательности, заданной формулой – го члена. Познакомить учащихся с определением арифметической прогрессии, вывести формулу – го члена арифметической прогрессии. Научить находить – й член арифметической прогрессии.
Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арифметическая прогрессия», карточки для выполнения теста.
Ход урока.
I. Организационный момент. На экране высказывание: СЛАЙД 2
Закончился XX век, Куда стремится человек, Изучен космос и моря, Строенье звезд и вся земля, Но математиков зовет Известный лозунг
“Прогрессия – движение вперед!”
Тема нашего урока - арифметическая прогрессия. На этом уроке мы узнаем, какая последовательность называется арифметической прогрессией, выясним, как отличить её от других последовательностей; познакомимся с формулой го члена арифметической прогрессии и научимся применять её при решении задач.
Но, сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устная работа:
- С каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке? (С понятием последовательности).
- Объясните, как вы понимаете, что такое последовательность. (Последовательность – это числовой ряд, заданный некоторой формулой или правилом).
- Какими могут быть последовательности? (Последовательности могут быть конечными и бесконечными).
- Приведите примеры бесконечных и конечных последовательностей. (Последовательность четных положительных чисел 2;4;6;8;… бесконечна, последовательность двузначных чисел 10;11;12;13;… конечна).
- Как называются числа, образующие последовательность? (Числа, образующие последовательность, называются членами последовательности).
СЛАЙД 1
- Последовательность () задана формулой. Найдите: . Как называется такой способ задания последовательности? (С помощью формулы n-го члена последовательности).СЛАЙД 2
- Назовите три первых члена последовательности , если Как называется
такой способ задания последовательности? (Рекуррентный способ).
III. Изучение нового материала.
А сейчас приступим к изучению нового материала.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока:
«Определение арифметической прогрессии. Формула - го члена арифметической прогрессии».
СЛАЙД 3. Посмотрите на экран, здесь приведены последовательности.
- Найдите для каждой последовательности следующие два члена.
- А можно ли из данных пяти последовательностей выделить группу числовых рядов, объединённых каким-либо общим признаком? (Каждый следующий член последовательности больше предыдущего на одно и то же число)
- Такие последовательности называются арифметическими прогрессиями. Сделайте вывод: какая последовательность называется арифметической прогрессией? (Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом).
СЛАЙД 4
Запишем в тетрадях:
Последовательность () – арифметическая прогрессия, если для любого натурального nвыполняется условие , где d – некоторое число.
СЛАЙД 5
Из определения арифметической прогрессии следует, что разность между любым её членом, начиная со второго, и предыдущим членом равна d.
Число dназывают разностью арифметической прогрессии.
Запишем в тетрадях:
, d– разность арифметической прогрессии.
СЛАЙД 6
Последовательности заданы несколькими первыми членами? Есть ли среди них арифметические прогрессии?
Какое условие должно выполняться? (Разность арифметической прогрессии должна быть постоянна).
СЛАЙД 7
Давайте еще раз посмотрим на последовательности и поговорим о различиях. Какие особенности есть у каждой последовательности и с чем они связаны?
- Ребята, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы найти любой член арифметической прогрессии? (Необходимо знать иd).
- Рассмотрим следующую задачу.
СЛАЙД 8
- Пусть необходимо выписать первых три члена арифметической прогрессии , если известно, что = 2, d= 0,4.
- А что, если нужно будет найти 31-й или 100-й члены?
Понятно, что вышеуказанный способ последовательного нахождения второго, третьего, четвертого и т. д. членов арифметической прогрессии неудобен. Попробуем отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.
Проанализируем, как зависит каждый член последовательности от первого члена и разности.
- А нет ли какой-нибудь связи между порядковым номером члена прогрессии и числа, стоящего перед d. Тогда,
Запишем в тетрадях:
Мы получили формулу n - го члена арифметической прогрессии
- Теперь давайте вернемся к предыдущей задаче. Зная формулу n - го члена арифметической прогрессии, мы сможем найти
№1
Дано: – арифметическая прогрессия,
Найти:
Решение:
1) Воспользуемся формулой го члена арифметической прогрессии
,
2) учащиеся находят самостоятельно ().
Ответ:
IV. Первичное закрепление. № 584(а), 585(а), 589(а)
№ 584 (а)
Дано: арифметическая прогрессия, .
Найти:
Решение:
Воспользуемся формулой члена
№ 585 (а)
Дано: арифметическая прогрессия,
Найти:
Решение:
Воспользуемся формулой члена
№589 (а)
Дано: арифметическая прогрессия,
Найти:
Решение:
V. Тест (с последующей самопроверкой).
Вариант 1
Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.
К) 1; 2; 3; 5;…
П) 1; 3; 5; 7;…
О) 1; 2; 4; 8;…
Т)
Первый член арифметической прогрессии
Е) 0; М) 2; Р) ; Г) .
Найдите пятый член арифметической прогрессии 3;7;…
О) 19; Б) 15; С) ; Д) другой ответ.
Найдите разность арифметической прогрессии, если
А) 4; Н) 5; Г) ; В) другой ответ.
Задание
1
2
3
4
Буква
П
Р
О
Г
Вариант 2
Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её.
А) 3; 4; 5; 7;…
П)
Р) 1; 4; 7; 10;…
К) 3; 7; 11; 14;…
Первый член арифметической прогрессии
О) 1; Н) 0; Е) ; М) .
Найдите пятый член арифметической прогрессии
19; С) 24; Л) ; Г) другой ответ.
Найдите разность арифметической прогрессии, если
В) 2; Т) 3; К) другой ответ; С).
Задание
1
2
3
4
Буква
Р
Е
С
С
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Наши познания в курсе алгебры похожи на подъём по лестнице. И, сегодня мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку, под названием «Арифметическая прогрессия».
VI. Подведение итогов урока.
Вспомним начало нашего урока, ребята. Удалось ли за сегодняшний урок узнать что-то новое, сделать какие-то открытия? А какие цели урока мы ставили перед собой? Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?
VI. Домашнее задание.
П. 25, № 578(б), № 584(б), № 589(б), №601(б).
Спасибо за урок, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились.