Конспект урока математики и окружающего мира во 2 классе
Конспект урока математики и окружающего мира во 2 классе
Данный урок представлен в ходе изучения темы «Числа от 1 до 100. Нумерация.».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, детям необходимо было использовать не только уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема «Закрепление навыков сложения и вычитания, основанных на знании суммы разрядных слагаемых. Космос – человечеству».
Цель :
1.Закрепить навыки сложения и вычитания чисел, основанные на знании суммы разрядных слагаемых.
2. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Развивать монологическую речь, способность вести диалог.
3. Воспитывать интерес к предмету, желание и интерес к наблюдению за окружающим миром; уверенность в своих силах.
Планируемые результаты.
Личностные: умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; сотрудничество в поиске информации; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия на уроке.
Предметные: научатся заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых; вычитать из двузначного числа десятки или единицы и складывать десятки или единицы;
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Я в школе на уроке.
У меня прекрасное настроение.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я внимательный и сообразительный.
У меня всё получится.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке математики мы будем закреплять табличные случаи сложения и вычитания при решении примеров, задач, узнаем много интересного.
От вас, ребята, потребуется трудолюбие, внимательность, дисциплинированность и чёткость действий. Мы отправляемся в увлекательное путешествие и берём с собой друга, вот этот компьютер.
- А в какое путешествие? Вы узнаете, прочитав шифровку, ключ к которой на доске.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
а
о
и
р
с
т
м
к
у
(1;8) (1;2) (1;5) (1;7) (1;2) (1;5)
- Какое слово зашифровано?
- Что вы знаете о космосе?
- Сколько загадочного и таинственного в слове «космос». Во все времена люди вглядывались в звёздное небо, пытаясь постичь секреты неведомых горизонтов. Человеческое воображение рисовало фантастический мир космических далей.
Сейчас космос уже не фантастика, а реальность. И нам людям необходимо извлечь пользу из его даров.
III. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
1. Работа с геометрическим материалом.
- Перед вами конверт, а в нём задание. Достаньте его. Я предлагаю вам побывать в роли конструкторов.
Ваша задача: сконструировать фигуру.
- Как это сделать? (соединить точки по стрелочке)
Что у вас получилось?
(Ракета)
- Как можно по-другому назвать ракету?
(Космический корабль)
- Для чего нужен космический корабль?
(Для полёта в космос)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, если мы построили космический корабль?
(Отправимся в космическое путешествие)
В умах ученых много лет
Жила мечта заветная
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
- Во время полёта нам необходимо будет выполнять определённые задания.
2. Устный счёт
- Ребята, космонавты сразу могут отправляться в полёт или необходимо выполнение каких-то условий?
(Нет, сначала космонавты тренируются на Земле.)
-Итак, приглашаю вас на тренажёр. Приготовьте свои пластиковые доски. Внимание, начинаем подготовку к полёту.
а ) Задачи в стихах:
Ёжик по лесу гулял,
И грибочки собирал:
Белых 2 и 2 опёнка,
2 лисички, 2 маслёнка.
Большую волнушку нашёл он под ёлкой.
Сколько грибов у ежа на иголках? 2+2+2+2+1=9
Двенадцать сыроежек,
2 рыжика и груздь.
Грибов набрал я много,
А сосчитать боюсь.
Помогите мне, ребята. 12+2+1=15
В небе скворцы порхали
20 штук мы насчитали.
Шесть из них улетели,
Остальные звонко пели.
Ты их сосчитай скорей.
Сколько в небе пернатых друзей? 20-6=14
Если звёздочку возьмём,
То 5 лучиков найдём.
Три звезды себе представьте,
Все лучи сосчитайте. 5+5+5=15
б) Счёт десятками
- На сколько десятков 50 больше 20?
- Сколько десятков составит сумма чисел 30 и 60?
- Сколько десятков составит разница чисел 80 и 40?
- Назовите самое маленькое однозначное число.
-Назовите самое большое двузначное число.
в) Арифметический диктант (один у доски, остальные пишут ответы на пластиковой доске):
- запишите число, в котором 8 десятков;
- запишите число, в котором 6 ед и 2 десятка;
- запишите число, в котором 4 десятка и столько же единиц;
-первое слагаемое – 30, второе слагаемое – 5. Чему равна сумма?;
-70 увеличили на 1;
-Уменьшаемое – 15, вычитаемое – 3. Чему равна разность?
Проверка.
80, 26, 44, 35, 71, 12.
- Какое число можно назвать лишним?
(Дети могут называть различные варианты:
Число 80 – лишнее, потому что оно «круглое».
44 – лишнее, потому что у него одинаковое количество десятков и единиц.
12 – лишнее, потому что сумма цифр в записи этого числа равна трём, а у всех остальных сумма цифр равна восьми.)
- Все справились с тренировочными заданиями – значит, все готовы к полёту.
3.Физминутка
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.
Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся.
4. Работа с единицами измерения времени.
- Полёт протекает нормально.
- Ребята, а вы знаете, кто совершил первый полёт в космос?
(Юрий Гагарин)
- Когда это произошло?
(12 апреля 1961 года)
- В 2014 году 12 апреля, сколько лет со дня полёта Юрия Гагарина в космос мы будем отмечать?
(53 годовщину (запишу в столбик 2014 – 1961))
- Верно. А совсем недавно, 9 марта, исполнилось 79 лет со дня рождения Юрия Гагарина.
- Первый полёт в космос продолжался 108 минут. Посчитайте, сколько это часов.
- Сколько десятков и единиц в этих числах?
- Продолжаем наше космическое путешествие.
IV.Обобщение изученного.
1. Сложение и вычитание чисел, основанные на знании суммы разрядных слагаемых.
- А как вы думаете, космонавтами могут быть только мужчины?
- В этом году, в 2013, исполняется 50 лет со дня полёта в космос женщины. И эта женщина была нашей соотечественницей, а как её звали вы узнаете когда решите примеры, под которыми спрятаны буквы. (Валентина Терешкова)
10+40 90-30 44-4 50+7
50-1 70-1 80-1 40-1
60+3 28-8 100-40 60+30
73-3 20+9 30+2 38-30
40+1 67-60
- Кто же эта первая в мире женщина, побывавшая в космосе?
2. Беседа о значении космоса для человека.
- Зачем люди летают в космос?
Изучение космического пространства позволяет учёным делать открытия, проводить невозможные в земных условиях исследования солнечной системы, накопить новые данные о Земле и окружающем её космическом пространстве.
Метеорологи поставляют информацию о циклонах, цунами, пылевых бурях. Проводят разведку ледяных и снежных покровов планеты.
Космонавтика решает проблемы глобального картирования поверхности нашей планеты.
Изучают природные ресурсы:
растительный покров;
лесные пожары;
миграции биологических вредителей.
Помогают сельскому хозяйству.
3. Решение задач.
Текст задачи в конверте на столе:
«Высота первой ракеты 5м, второй на 14м длиннее первой, а третья на 5м короче второй»
- Поставьте вопрос к задаче и решите её. (Чей ряд быстрее?)
(На парте лежит ещё один конверт. Можно посмотреть, что в нём находится.
Дети вскрывают конверт № 3, рассматривают задание, формулируют задачу: построить ломаную линию.)
- Как вам удобнее выполнять это задание самостоятельно или в паре?
(Ученики выбирают вид работы и выполняют задание.)
Задание в конверте: Незамкнутая ломаная линия состоит из 3 звеньев. Длина первого звена 2 см. Длина каждого последующего звена на 2 см больше предыдущего. Найти длину ломаной, обозначить вершины ломаной.
- Маршрут определён. Пора возвращаться домой – на Землю.
-Принимаем решение – курс – планета Земля.
-Раз-два! Скорость света.
-Три-четыре! Мы летим.
-На любимую планету,
-Поскорей попасть хотим!
-Мы приближаемся к родному дому. Посмотрите, ребята, как прекрасна наша Земля на фотографии, сделанной из космоса.
Слайдшоу фотографий ЗЕМЛИ из космоса.
Стихотворение читает ученица
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
V. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы совершили необычное путешествие. Поделитесь своими впечатлениями.