Тема урока. Формулы сокращённого умножения.
Цель. Формирование навыков применения формул сокращённого умножения.
Задачи.
1.Образовательные: повторить формулы сокращённого умножения, закрепить знания формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений.
2.Развивающие: формировать навыки умения работы с заданиями, развивать творческую деятельность учащихся.
3.Воспитательные: создавать условия для включения каждого ученика
в учебно-познавательную деятельность, воспитывать интерес к математике.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Оборудование.
1.Мультимедийный проектор.
2.Презентация.
3.Карточки с заданиями (для каждого ученика)
4.Оценочные листы.
5.Экран успехов.
План урока.
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
2.Устные упражнения.
3.Самостоятельная работа №1. Проверка.
4. Самостоятельная работа №2. Проверка.
5. Самостоятельная работа №3. Проверка.
6. Самостоятельная работа №4. Проверка.
7. Самостоятельная работа №5. Проверка.
8.Подведение итогов урока.Рефлексия. Релаксация.
Ход урока.
1.Организационный момент (слайд №1)
Сообщение учителя: темы урока, цели. Учитель сообщает, что сегодня на уроке будем повторять одну из важных тем алгебры. Формулы сокращённого умножения имеют
широкое применение в математике, особенно в старших классах.
- Вы знаете, где их используют? (ответы учащихся).
- Видите, сколько функций позволяют выполнять эти формулы. Значит, эти формулы надо
знать хорошо.
-А почему эти формулы называют формулами сокращенного умножения? (ответы учащихся)
-Девизом нашего урока будет высказывание великого математика Софьи Ковалевской:
«У математики существует свой язык – это формулы» (слайд №1)
-Сегодня мы ещё раз повторим и закрепим знание этих формул.
- Сегодня на уроке пять проверочных самостоятельных работ. Результаты работ мы все увидим и обсудим, так как они будут занесены в ваши оценочные листы в экран успехов.
2. Поработаем устно. Устные упражнения (слайд №2).
1. Прочти выражение:
а2; с3; (2х)2; (3у)3; 2аб; 3ху.
2.Представьте в виде квадрата:
16а2; 0,25х2 ; 9х4у10 .
3.Представьте в виде куба:
m3n3; 125у3; 27х6у9.
3.Устно поработали. Сейчас поработаем письменно. Возьмите карточку с.р. №1.
Самостоятельная работа №1(слайд №3).
На карточке выписаны формулы, у каждой свой номер. Я называю левую или правую часть равенства, вы записываете номер этой формулы. В конце получится число, его и проверим.
1)а3 + b3 = (а + b) (а2 – аb + b2)
2) (а – b)2 = а 2 – 2аb +b2
3) (а – b)(а + b) = а2 – b2
4) а3 – b3 = (а – b) (а2 + аb + b2)
5) (а + b)2 = а2 + 2аb + b2
(Читает учитель)
1.Квадрат суммы двух выражений.
2.Произведение разности двух выражений и их суммы.
3.Сумма кубов двух выражений.
4.Разность кубов двух выражений.
5.Квадрат разности двух выражений.
Самопроверка. Ответ: 53142 (слайд №4).
Выставление оценок в оценочные листы и в экран (учащиеся)
4. Самостоятельная работа №2(слайд №5)
Подберите заданию верный ответ запишите ему соответствующую букву. Прочтите получившееся слово.
№
Задания
Ответы
Буквы
1. 1
(2х – 3у)2
(2х - 3у)(4х2 + 6ху + 9у 2)
т
2.
(2х)3 - (3у)3
(2х +3у) (2х – 3у)
о
3.
(2х +3у)(2х –3у)
4х2 -12ху + 9у2
о
4.
(2х + 3у)2
4х2 - 9у2
л
5.
(2х) 3 + (3у)3
(2х + 3у)(4х2 -6ху + 9у2)
ч
6.
(2х + 3у)3
4х2+ 12ху + 9у2
и
7.
4х2 – 9у2
8х3 + 36х2у + 54у2 + 27у3
н
1
2
3
4
5
6
7
Запиши в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам
.Прочти слово.
Взаимопроверка. Ответ: отлично (слайд №6).
Выставление оценок в оценочные листы в экран (учащиеся)
5. Самостоятельная работа №3(слайд №7)
Заполните пропуски, чтобы получились верные равенства.
1. (m + …)2 = m2 +6m +9.
2. (… - 1) 2 = 16с2 - … +1.
3. (х - …) 2 = x2 + … + 9.
4. (6x + …) 2 = … + … + 25.
5. (3x - …) (3x +…) = 9x2 – 16y2.
Самопроверка. Ответы (слайд №8)
Выставление оценок в оценочные листы и в экран (учащиеся)
6. Самостоятельная работа №4(слайд №9)
Нужно найти ошибку в каждой формуле и исправить ее на своих листах.
1.(4у - 3х) (4у + 3х) = 8у² - 9у² (вместо 8у² должно быть 16у²)
2.100х ²- 4у²= (50х - 2у)(50х + 2у) (вместо 50х должно быть 10х)
3.(3х+у)²= 9х² - 6ху +у² (вместо-6ху должно быть +6ху)
4.(6a- 9c)² = 36a² - 54ac + 81c²(вместо-54ac должно быть-108ac)
5 х³ + 8= (х + 2) (х² - 4х + 4)(вместо -4х должно быть -2х)
Самопроверка. Ответы (слайд №10)
Выставление оценок в оценочные листы и в экран (учащиеся)
7.Самостоятельная работа №5(слайд №11)
Вычисли:
1.( 20 – 1)( 20+ 1) =
2.472 – 372 =
3. x2 + 2x +1; Х = 7.
4. а2 - 2а + 1; а = 8.
5. 39*41 =
Ответы: 399,840, 64, 49, 1599.
Самопроверка. Ответы (слайд №12)
Выставление оценок в оценочные листы и в экран (учащиеся)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Релаксация.
Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке...
Теперь я знаю ...
Мне на уроке ...
Релаксация.
Активно на уроке работали …
Старались …
Спасибо всем за работу (слайд №13)