Конспект урока алгебры в 7 классе
Автор: Макарова Татьяна Владимировна, учитель математики
Тема: Умножение одночленов
Цель: формировать умение умножать одночлен на одночлен, используя правило умножения степеней с одинаковыми основаниями;
воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.
Ход урока
I.Организационные моменты:
II. Устная работа:
1. Назовите коэффициент одночлена.
а) хс4у5; б) –с; в) -8х7; г) 5х; д) -9.
2. Определите степень одночлена.
а) 15х5; б)23ас4; в) у; г) 10х9у3; д) 0,1.
3.Являются ли одночленами выражения:
а) -3,2ху5; б) х + у; в) 0; г) х9у3; д) 0,1х – 2у; е) х5х7.
4.В применении каких свойств и правил были допущены ошибки:
а) 71 = 1; б) 2325 = 215; в) 00 = 1; г) 292=210; д) 23 + 27 = 210; е) х5х7 = х35?
III. Актуализация знаний.
Работа в парах с тестами с последующей взаимопроверкой.
Вариант 1
1. Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется произведение _______ множителей, каждый из которых равен _____ : ап = _____.
2. 73 = ________ = _______, здесь 7 – _______ степени, 3 – ______ степени, 343 – ________ степени 73.
3. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней _________.
4. am : aп = __________? (m n, a 0).
5. При возведении степени в степень основание остается прежним, а показатели степеней ___________________.
6. (ab)п = ___________________________________.
7. При возведении дроби в степень следует в эту степень _______________________________________________.
8. Произведение числовых и буквенных множителей называют __________________________________________.
9. Коэффициент одночлена (–8a3b2) равен _______________.
Вариант 2
1. В выражении ап число а называют _______ степени, число п – ___________ степени.
2. 45 = _______ = _______, здесь 4 – _______ степени, 5 – _______ степени, 1012 – _______ степени 45.
3. am ∙ aп = __________________________________.
4. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели степеней _____________.
5. (am)п = __________________________________.
6. При возведении в степень произведения, в эту степень возводится _____________________________________.
7. При возведении в степень дроби следует в эту степень _______________________________________________.
8. Числа, переменные и их степени называют ____________.
9. Числовой множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют ________________.
IV. Объяснение нового материала.
1. Решим следующую задачу.
Объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле
V = abc, где а – длина, b – ширина и с – высота этого параллелепипеда.
Каким будет объем нового параллелепипеда, если длину данного увеличить в 5 раз, ширину – в 2п раз, высоту в 3п раз?
Решение:
Найдем измерения нового параллелепипеда:
длина – 5а;
ширина – 2пb;
высота – 3пс.
Тогда его объем равен (5а) · (2пb) · (3пс). Данное выражение является произведением трех одночленов. По правилам умножения можно записать равенство:
(5а) · (2пb) · (3пс) = 5а · 2пb · 3пс = (5 · 2 · 3) · (аппbс) = 30ап2bс =
= 30аbсп2.
2. В результате умножения одночленов снова получается одночлен, который можно упростить, записав в стандартном виде:
(3a2b3c) · (4ab2) = (3 · 4) · (a2a) · (b3b2) · c = 12a3b5c.
3. Аналогично находим произведение трех и более одночленов.
V. Закрепление изученного материала:
На уроке отрабатываются умения перемножать одночлены и раскладывать одночлен в виде произведения двух и более одночленов.
1.№ 467 (б, г,е);
2.№ 468 (а,в);
3.№ 469 (а,в,д);
4.№ 470;
5. Замените значок * одночленом стандартного вида так, чтобы получившееся равенство было тождеством:
1) * · 4c2 = 30ac3;
2) 8a2b4 · * = –8a5b6.
Решение:
1) 7,5ac · 4c2 = 30ac3;
2) 8a2b4 · (–a3b2) = –8a5b6.
6. Представьте двумя способами в виде произведения двух одночленов стандартного вида следующий одночлен:
а) 18x2y6z; б) a5b5c; в) –0,24a3b4z.
VI. Итоги урока.
– Дайте определение одночлена. Приведите примеры.
– Приведите пример одночлена стандартного вида и назовите его коэффициент.
– Сформулируйте определение степени одночлена.
– Каким образом можно умножить одночлен на одночлен? На какие правила мы опираемся?
Домашнее задание: .№ 467 (а, в, д); .№ 468 (б, г); .№ 469 (б, г, е); .№ 471