Цель урока: развитие познавательного интереса при решении математических заданий
Задачи урока:
- развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитательная: побуждать учащихся к самоконтролю, взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний, способствовать формированию умения работать в группах;
- образовательная: систематизировать, расширить, углубить знания, умения учащихся при решении заданий на умножение многочленов.
Оборудование:
Индивидуальные комплекты, включающие в себя оценочный лист, карточку тестового контроля, задания для устного счета, тест «Действия над многочленами».
Используемые технологии: фронтальная, проблемно- поисковая, групповая.
Методы работы:
а) методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.
б) методы контроля и самоконтроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль, тест.
Структура урока.
1. Мотивационно-ориентировочный: разъяснение цели деятельности учащихся.
2. Актуализация изученных знаний.
- устный опрос, закрепляющий изученные правила;
- устный счет, подтверждающий умение применять теоретические знания;
- Выполнение заданий.
- графический диктант, как итог обобщения по теме;
- упражнение – энергизатор для снятия напряжения;
- письменное задание, подтверждающее теоретические знания;
- самостоятельное выполнение теста «Действия над многочленами»
4. Контроль, проверка и оценка полученных результатов.
Ход урока.
1. Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Умножение многочленов». На нем мы повторим все, что знаем о многочленах, одночленах и действиях над ними, выполним много заданий, подтверждающих изученные правила. Лично я уверена, что все из вас покажут прочные знания и хорошие результаты.
На уроке нам понадобятся: оценочный лист, листок с копиркой для выполнения графического диктанта, примеры для устного счета, тест по теме «Умножение многочленов». Все это находится у вас на столах в индивидуальных конвертах.
Урок будет состоять из нескольких этапов, каждый из которых внесен в оценочный лист. Баллы проставлены, критерии даны, а потому в конце урока каждый из вас будет иметь свою оценку. Я соберу ваши конверты и оценочные листы и проверю правильность выставления оценки.
Итак, мы начинаем.
Оценочный лист учащегося 7 класса
Устный опрос, дополнения (1)
Устный счет (2)
Графический диктант (3)
Карточка (5)
Тест «Многочлены» (4)
Я помогаю ( по 1 баллу)
Общее количество баллов
Моя оценка за урок
Критерии оценок: 15-16 баллов – «5»,
с 11 до 14 баллов – «4», с 7 до 10 баллов – «3»
2 Устный опрос.
1. Что называют многочленом? (Сумму одночленов)
2. Что значит привести многочлен к стандартному виду? (привести подобные слагаемые)
3. Что называют алгебраической суммой многочленов? (сложение и вычитание многочленов)
4. Как умножить многочлен на одночлен? (Алгоритм)
5. Каким правилом мы пользуемся при умножении многочлена на многочлен?
6. Закончите фразу: сумма двух одночленов это - (двучлен), трех - - (трехчлен), четырех - (многочлен).
7.Что значит привести одночлен к стандартному виду? (перемножить числовые коэффициенты, буквенные и т.д.)
Учитель: Вы отлично справились с этим этапом. Все, кто ответил без ошибок и дополнений, поставьте в свой оценочный лист 1 балл (1).
2. Мы достаточно повторили, чтобы перейти к следующему заданию, практическому. Посмотрим, как вы умеете применять изученные правила. В ваших конвертах есть карточки, на которых записаны по два примера. На доске – народная мудрость, которую мы прочтем, если вы правильно решите свои примеры и запишете букву, соответствующую номеру вашего задания. На первой парте каждого ряда – карточка с ключом. Как только вы решили пример и сверили ответ с ключом, можно отметить нужную букву на доске.
Жизнь – это море. Плыть желаешь- построй корабль из добрых дел.
Как вы понимаете смысл этой народной мудрости? За каждый правильно решенный пример добавьте по одному баллу в свой лист в графе «Устный счет».
3. Достаньте из конвертов заготовки с копиркой. Приготовьтесь к графическому диктанту. Если вы согласны с утверждением, поставьте плюс, не согласны – минус. Итак,
- Многочлен это произведение одночленов (-)
- Алгебраическая сумма подразумевает сложение или вычитание одночленов(+)
- Перемножить многочлены это значит привести подобные слагаемые (-)
- Одночлен – частный случай многочлена (+)
- Говорят, что 3у/3у взаимно уничтожились (-)
- Запись вида (за+в)/6 не является многочленом (+)
- Говорят, что (2,7+3,8)/6-6 – некорректная задача (+)
Вложите верхний листок с копиркой в конверт. Проверим ваши результаты. У кого 1 ошибка -3 балла, 2-3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл. Если больше – 0 баллов.
Физминутка «Фруктовый компот» (Яблоки, груши, сливы, вишни меняются местами)
В ваших конвертах есть карточки, раскрашенные тремя цветами: синим, зеленым и красным по степени сложности. Вы вправе выбрать любой из цветов и решить задания. Потом поменяйтесь с соседом по парте и сделайте взаимопроверку. Синяя и зеленая карточки с одной ошибкой – 3 балла, красная 4 балла.
- Выполните умножение
(а+3)(в-7)=
(а-5)(11-в=)
- Выполните умножение
(т²-п)(т²-п=)
(п-2т)( 2т+п-1)=
- Выполните умножение
в(3в+1)(2в-5)=
-8(у-1)(у+5)=
- Замените *одночленом
*·(х-у)=3х-3у
*·(2а+в)=2а³+а²в
- Замените *одночленом
*·(3х-у)=3х²-ху
*·(4-а)=24в-6ав
2.Замените *одночленом
*·(2у-1)=10у³-5у²
*·(а+в-1)=2ах+2вх-2х
3 человека одновременно решают задания каждого цвета у доски, после чего происходит самопроверка.
1)4а(х-у)
17) (58а²-4в)-(17а²-8в)
33) 5(х+8)-8х
2)(6х+у)х²
18)4а(х-у)
34) (4а²-4а)а
3)10в(а+в-2)
19)3х²(х-3)
35)(8с²+3с)+(-7с²-11с)
4)-3в(а+в)
20) (2а+5в)+(8а-11в)
36) (4т-12п)-(4т-12п)
5) (58а²-4в)-(17а²-8в)
21) с(с-8)
37)(2а+5в)+(8а-11в)
6) а²(4а+1)
22)3х²(х-3)
38) (58а²-4в)-(17а²-8в)
7) -а²(4а+1)
23) (3х+10у)-(6у-8х)
39) (6х+у)х²
8) 5(х+8)-8х
24) (58а²-4в)-(17а²-8в)
40) 10в(а+в-2)
9)19х²у-6у²х+7 х²у-6у²х
25)2а(2а²-8ав+в²)
41)(9а³-а-3)+(9а²+а-4)
10)5(х+8)-8х
26) 5(х+8)-8х
42) 5(х+8)-8х
11) (4а²-4а)а
27)(2у²+8у-11)+(3у²-6у+3)
43)(4т-12п)-(4т-12п)
12)3х²(х-3)
28) -а²(4а+1)
44)(4а²-4а)а
13) 2а(2а²-8ав+в²)
29) (4а²-4а)а
45) (3а-5в)-(7а-5в)
14)(2а+5в)+(8а-11в)
30) 5(х+8)-8х
46) (3х+10у)-(6у-8х)
15) (3а-5в)-(7а-5в)
31)(7х+3)+(х-14)
47) (9а³-а-3)+(9а²+а-4)
16)-а²(4а+1)
32)(3х+2а)-(х+2а-в)
48) 3х²(х-3)
49) (2а+5в)+(8а-11в)
А
с²-8с
Б
0
Д
9а³+9а²-7
Е
3х³-9х²
Ж
4ах-4ау
З
10ав+10в²-20в
И
6х³+х²у
К
2х+в
Л
10а-6в
М
26х²у-12у²х
Н
-3ав-3в²
Й
8х-11
О
-3х+40
П
4а³-16а²в+20в²
Ы
-4а
Р
4а³-4а²
Ь
41а²+4в
С
5у²+2у-8
Э
4а³+а²
Т
-4а³-а²
Х
11х+4у
Ш
-3х+7у
В
9а³+9а²-1
У
11х-4у
Зарядка для снятия напряжения глаз.
Самостоятельная работа по тесту «Действия над многочленами»
4. Итак, наш урок подошел к концу. Подведем итоги. Общий обзор результатов работы, выставление самооценок.
Используемая литература:
- Учебник «Алгебра 7 класс» А.Г.Мордкович «Мнемозина» Москва 2014
- Тесты к учебнику «Алгебра 7 класс» Е.М.Ключникова, И.В.Комиссарова «Экзамен» Москва 2011
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 7 классе
По теме:
«Умножение многочленов»
Учитель: Бабенцева Елена Вячеславовна