1.Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: настроиться на работу Цель, которую учитель хочет достичь на этом этапе: Подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке | Приветствие учителя Проверка готовности к уроку. Устная работа. 1. Даны уравнения. Какие из них задают прямую? а) y = 2x – 3; в) y = 4 – x; б) y = 3x2 + 1; г) y = 3. 2. Назовите коэффициенты в уравнении прямых: а) y = 4x – 1; в) ; б) ; г) y = –3. 3. Укажите, у какой из следующих прямых наибольший угловой коэффициент: а) y = 2x + 5, y = 3x – 4, y = 0,7x + 1; б) y = –3x + 1 , y = –2x – 3, . у= - 0,01х +26 |
2Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: заинтересоваться заданием и вспомнить пройденный материал для его выполнения. Цель, которую учитель хочет достичь на этом этапе: подготовка учащихся к новым «открытиям» | Решение задач. В баке 10 л.воды, каждую минуту в бак поступает еще 4 л. Объем в баке через t мин.равен Vл. Составьте формулу, выражающую V через t. Саша копит деньги на новый компьютер. У него уже есть 2000р., кроме того, он устроился на работу и ежедневно откладывает по 100р. Запишите формулу, выражающую зависимость накопленной суммы S от числа проработанных дней х. Пешеход вышел из дома и шел по прямолинейному шоссе в одном направлении со скоростью 4 км/ч. Через 4 ч.он сделал часовой привал, а потом продолжил свой путь еще в течение 3 ч. Путь ,пройденный им за t ч. равен s км. Составьте формулу, выражающую s через t. |
“Открытие” нового знания. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: открытие нового факта по математике. Цель, которую учитель хочет достичь на этом этапе: а) организация работы обучающихся по самостоятельному нахождению формулы линейной функции и частных случаев. б) организация работы учащихся по самостоятельному построению графика линейной функции и исследование , как влияет k и l на ее свойства. | Учитель .Что общего во всех этих формулах? Затем сообщить им, что зависимости такого вида называются линейными функциями, и перейти к четкому определению. Линейной называется функция, которую можно задать формулой вида у = kx + l, где k и l – некоторые числа. | Задание №1Определите, какие из следующих функций являются линейными, назовите чему равны k и l – некоторые числа. а) у = 2,5х – 7; в) у = 4х – 5х2; д) у = –3х; б) у = 4 – 0,5х; г) у = ; е) у = . Т.о. учащиеся выбирают линейные функции и делают вывод о частных случаях линейной функции, если l =0 или k =0.Вывод записывают в тетради: 1) у = kx , где l=0 2) у = l, где k =0 Задание №2. Является ли функция линейной? А) у=5х-1+ (-8х+6) Б) у=4 (х-3)-2 (х+3) В) у= х( 4+х) -3х Задание №3 Линейная функция задана формулой у=0,5х+6.Заполните таблицу и постройте график. х | -4 | -2 | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | у | | | | | | | | | | Учащиеся делают вывод: т.к. геометрический образ линейного уравнения у = kx + l на координатной плоскости –это прямая, то графиком линейной функции является прямая. Для построения прямой достаточно знать координаты двух точек. Задание №4 Постройте графики линейных функций: А) у = 5x + 6, Б) у = - 0,2x + 6, В) у = x + 6, Г) у = - x + 6, Д) у = 0.4x + 6 Е ) у= - 4 Назовите одинаковые свойства графиков построенных функций, а затем различные. Сделайте вывод. В тетрадях учащиеся делают запись: 1) Роль параметра k. Если k 0, то линейная функция является возрастающей. Если k Частный случай: k = 0, у = l – константа. 2) Роль параметра l. Число l показывает ординату точки пересечения графика линейной функции с осью у. |
5. Закрепление. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: проверить правильность своих суждений по новой теме, выявить незнание, задать вопросы учителю. Цель, которую учитель хочет достичь на этом этапе: организовать работу по закреплению нового материала. | Даны линейные функции: y = 2x + 7; ; ; y = x – 1; y = –3x; y = 0,4x; ; y = –5. 1. Определите, какие из них являются: а) возрастающими; б) убывающими; в) константой; 2. Графики каких функций а) проходят через начало координат; б) пересекают ось у в точке (0; 2); в) проходят через точку (0; –1). |
5. Самостоятельная работа Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить хорошие оценки, если добросовестно работали на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на этом этапе: проверить уровень усвоения нового материала обучающимися. | Вариант I 1. Запишите какую-нибудь формулу, задающую возрастающую линейную функцию. 2. На рисунках а – в изображены графики нескольких функций. На каком из рисунков изображен график линейной функции? а) б) в) Вариант II 1. Запишите какую-нибудь формулу, задающую убывающую линейную функцию. 2. На рисунках а – в изображены графики нескольких функций. На каком из рисунков изображен график линейной функции? а) б) в) |
9.Рефлексия. | Вопросы учащимся: – Какая функция называется линейной? – Что является графиком линейной функции? – Как будет располагаться график линейной функции, если k 0; k k = 0? - Какова роль параметра l в формуле линейной функции у = kx + l, - При выполнении каких заданий вы испытывали затруднения? |