Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока математики»
Нурлатская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида
Конспект открытого урока математики
в 3 «А» классе
Сложение и вычитание
в пределах 20
2013- 2014 учебный год
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20 разряд. (слайд 1).
Цели урока:
Закреплять навыки действий с числами (сложение и вычитание в пределах 20 ); учить правильно строить отрезки длиннее и короче данных.
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Воспитание положительной мотивации к учению, интереса к урокам математики.
Оборудование: предметные картинки, учебник, касса цифр «Веер», линейки, счеты, презентация.
Ход урока:
I. Организационная часть.
1. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем меня внимательно.
- Сядет тот, кто ответит на вопрос:
- Какое время года на дворе?
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня месяц?
- Какой день недели?
- Какое число было вчера?
- А какой был день недели?
- А какое число будет завтра?
- А какой день недели?
- А какое время года будет после весны?
2. Рапорт дежурного.
3. Психологический настрой на урок.
- Ребята, мы начинаем урок математики. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям. Я желаю вам удачи и успехов. У всех ли хорошее настроение? Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
4. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку. (слайд 2).
(Солнце, цветы, птицы, снег, листья, бабочки).
- Какая картинка лишняя? (Снег).
- Почему? (Он бывает зимой).
- Давайте проверим - щелчок.
- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне).
- Что происходит с природой весной? (Она оживает).
- У нас в гостях Весна. (Вывешивается картинка).
- Посмотрите внимательно на картинку и докажите, что именно весна пришла к нам в гости.
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания вот на этих капельках, и хочет проверить вас, все ли вы сумеете выполнить. На каждой капельке – одно задание. А какие это капельки, вы узнаете чуть позднее.
- Чтобы быстро решить все задания, мы должны вспомнить таблицу сложения и вычитания, нумерацию от 1 до 20, уметь: решать задачи и примеры. Готовы?
II. Основная часть.
1.Устный счет.
а) Нумерация чисел в пределах второго десятка.
- Ребята, вы хотите узнать, откуда взялись капельки?
- Чтобы нам узнать, выполним задание:
- Перед вами 1 задание Весны.
- Что это? (Тучка). (слайд 3).
- Это математическая тучка.
- Назовите числа на капельках дождя. (Учитель показывает, дети называют по цепочке).
- Найдите лишнее число. Почему? (Однозначное).
- А какие числа называются однозначными?
- Давайте проверим – щелчок.
- Как называются остальные числа? (Двузначные).
- А это что за числа?
- Назовите самое большое двузначное число (20), самое маленькое двузначное число(10).
- Расставьте числа в порядке увеличения от 10 до 20. Назовите их.
( 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)
- Из каких разрядов состоят двузначные числа. (Десятки и единицы).
- А почему у нас одни числа красного цвета, а другие – синие?
- Посмотрите на картинку и скажите, откуда взялись капельки? (Снег растаял, и с крыши закапали сосульки) – рисунок сосульки с капельками.(слайд 4).
- Молодцы, ребята, с первым заданием справились хорошо!
б) Работа с кассой цифр «Веер».
- Как вы понимаете значение слова капелька?
- А где можно узнать точное определение?
(Учитель показывает толковый словарь.)
- Чтобы нам правильно найти в словаре нужное слово и его обозначение, нам необходимо выполнить второе задание весны.
- Молодцы ребята, очень хорошо считаете! Весна вами довольна!
2. Проверка домашнего задания.
- Следующая капелька, следующее задание – это проверка домашнего задания.
- Назовите ответы примеров в том порядке, в котором вы решили. (слайд 8).
- Назовите однозначные числа, двузначные.
- Назовите четные, нечетные.
3. Физкультминутка «Бабочка». (слайд 9).
4. Работа по теме урока.
а) Минутка чистописания
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишите сегодняшнее число, классная работа.
- Давайте вспомним правила при письме.
- Руки? – На месте! Ноги? – На месте!
- Локти? – У края! Спина? – Прямая!
- Приготовьтесь к минутке чистописания. Какое число пропишем? (15).
- Скажите, из каких цифр состоит число 15? (1 и 5) – щелчок.
- Расскажите все, что знаете об этом числе. (Число 15 следует за числом 14 и предшествует числу 16; 15 - двузначное число, в числе 15-1 десяток и 5 единиц; 15 - нечетное число.) (слайд 10).
- Напоминаю правило написания.
Цифра 1 состоит из двух элементов - маленькой и большой наклонных прямых.
Начинаем писать меньшую прямую немного выше середины клетки, и ведем ее к вершине верхнего угла, затем большую прямую от вершины верхнего правого угла ведем до центра нижней стороны клетки.
Цифра 5 состоит из трех элементов: из наклонной прямой, правого полуовала и горизонтальной прямой.
Начинаем писать наклонную прямую немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее чуть наклонно через центр клеточки немного ниже, возвращаемся по написанному до центра и пишем правый полуовал, закругляя чуть выше нижней стороны клетки.
Сверху пишем горизонтальную прямую до вершины верхнего правого угла.
- Приступайте к выполнению.
б) Решение задачи.
- Весна пригласила к нам гостей. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание: отгадав загадки.
Солнце греет у порога, и растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи, прилетели к нам ... (грачи) – щелчок.
«Из дальних стран вернулся я, чтоб вас порадовать, друзья.
- Правильно, это грач и скворец. (слайд 11). Они приготовили нам задачу.
- Откройте учебник на странице 107 и найдите задачу номер 5.
- Послушайте условие – чтение учителем.
- Ирина прочитает задачу. Хором прочитаем задачу.
- Разбор:
- О чем говорится в задаче? (О книгах).
- Сколько книг лежало на нижней полке? (10 книг).
- Сколько книг лежало на верхней полке? (2 книги) - (слайд 12).
- Какой вопрос задачи? (Сколько книг лежало на двух полках).
- Каким действием узнаем, сколько книг лежало на двух полках?
(сложением).
- Почему? (всего значит – прибавить).
- Какие главные слова возьмём для краткой записи? (верхняя, нижняя)
Верхняя – 10 к.
Нижняя – 2 к.
- Самостоятельное решение задачи.
- У доски решит задачу Дима с обратной стороны.
- Как нужно относится к книгам?
в) Зрительная физкультминутка. (слайд 13).
г) Сравнение чисел.
- А вот и следующее задание. Посмотрите на весеннее цветущее дерево. (слайд 14).
На нашем дереве цветы непростые, а двойные и числовые. Сравните эти числа – устно.
13…13; 2…20; 18…17.
д) Решение примеров (на счетах).
- А теперь весна хочет проверить, умеете ли вы решать примеры.
- № 3, с. 106.
- Разбор 1 столбика у доски с чтением примеров разными способами, 2 столбик решают самостоятельно, сильные ученики решают 3.
- Проверка 2-го столбика: чтение примеров разным способом – устно.
5. Геометрический материал.
- И вот мы добрались до последней капельки - последнего задания Весны.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Месяц март построил отрезок длиной 5 см, а апрель на 2 см длинее. А май построил на 3 см короче марта. Какой длины отрезки построили каждый из месяцев?
- Давайте вспомним, а что такое отрезок, что есть у отрезка?- работа в тетради.
III. Заключительная часть.
1. Итог.
- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать в пределах 20)
- Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, сравнивали числа, решали задачу). (слайд 15).
2. Домашнее задание: № 4, с. 107.
3. Рефлексия:
- Ребята, оцените свою работу. Откройте конверты, достаньте цветы.
- Если вы считаете, что работали активно, не допускали ошибок – возьмите красный цветок.
- Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите желтый цветок.
- Если вам нужно еще потрудиться - возьмите зеленый листок.
- Поднимите вверх – у нас весенняя полянка. Весна очень довольна.
4. Оценки за урок.
- Оценки за устный счёт, за работу у доски, за активную работу на уроке.