2. Актуализация знаний, выход на тему урока. | -Изучая большую тему «Рациональные числа», мы научились определенным действиям. Каким? - Какой следующий шаг в изучении темы «Рациональные числа»? - С какого действия целесообразнее начинать дальнейшее изучение? - Почему? - Итак, тема урока «Умножение рациональных чисел». | - Сложение и вычитание, сравнение рациональных чисел. - Умножение и деление рациональных чисел. - С умножения. - Так как деление – действие, обратное умножению Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. |
3.Совместное с учащимися проектирование урока | - Тема определена. Я предлагаю совместно составить ход сегодняшнего урока. - Исходя из заявленной темы, что должно быть результатом работы? - Прежде, чем приступить к обоснованию правила умножения рациональных чисел, на какие моменты следует обратить внимание? - Какие случаи необходимо рассмотреть? - Мы с вами умножать положительные числа умеем давно, я бы уточнила, рассмотреть умножение чисел отрицательных и с разными знаками. - Итак, подвожу итог вышесказанному, сегодня на уроке мы планируем: - рассмотреть умножение чисел с разными знаками; -рассмотреть умножение отрицательных чисел; - получить правило умножения рациональных чисел; - оформить правило(блок-схема, словесная формулировка; символическая запись) -научиться применять правило при решении примеров. | - Нужно получить правило умножения рациональных чисел и научиться применять его. - Возможно, на то, какие числа умножаем? - Числа с одинаковыми знаками, с разными знаками. |
4. Конструирование правила | Учащимся предлагается либо парами, либо в группах, поработать над обоснованием каждого случая. Выслушиваются гипотезы, предлагается обосновать на примере, почему -4 • 3 =-12 5• (-3) = - 15 Какими математическими фактами воспользовались? (-6) • (-4) =24 Обоснование каждого случая было представлено, теперь по группам оформите правило тем способом, который вам больше нравится. | -4 • 3 = -4 + (-4) + (-4) = -12; 5• (-3) = (-3) • 5 = (-3) + (-3) + (-3) + (-3) + (-3) = - 15; (-6) • (-4) = - (+6) • (-(+4)) = - (- (6 • 4)) = = -(-24) = 24 Группы учащихся предлагают: словесную формулировку правила, записанную на слайде; На доске оформляют блок – схему; На листе ватмана демонстрируют символическую запись. |
5. Работа по закреплению нового правила | Учащимся предлагается карточка (в пустые клетки вписать значение произведения) Учитель после проверки результатов, акцентирует внимание при умножении рациональных чисел на -1, на 1, на 0. Далее учащимся могут быть предложены примеры с несколькими множителями и проанализировать: какой знак будет у произведения, если число отрицательных множителей – нечетное (четное число)? Вопросы учителя: - Произведение трёх чисел положительно. Верно ли, что: а) все три числа положительны? б) среди данных чисел есть отрицательное число? в) среди данных есть два числа положительных? г) среди данных чисел есть нуль? - Представьте -100 в виде произведения трёх различных множителей. | Учащийся, кто первый выполнит, идет заполнять полученные результаты на слайде. Учащиеся фиксируют в тетради: а • 1 = 1 • а = а; а • (-1) =(-1) • а = - а; а • 0 = 0 • а = 0. Примеры: №519 или а) (-2) • (-3) • (-4) • (-5) = б)(-1) • (-1) • (-1) • (-1) •(-1) • (-1) • (-1) = в) (-3) • (-1) • 0 • 1 •3 = - 25 • 4 • 1 = -1 • 20 • 5= -10 • 10 • 1= |
6. Итог урока | - Итак, в начале урока мы с вами спланировали его ход. Ваше мнение: Выдержаны ли были все прописанные этапы и достигли ли мы цели? Дома вам предстоит хорошо повторить полученное правило и выполнить задание на его закрепление: №531(а-з), 526. | Учащиеся высказывают свое отношение. |