-формирование интереса к математике и ее приложениям.
3. Развивающие:
- формирование умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию,
- развитие познавательного интереса, математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Формы организации работы учащихся на уроке:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения:
частично-поисковый (эвристический), тестовая проверка уровня знаний, работа по опорным схемам, работа по обобщающей схеме, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.
Оборудование и источники информации: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы (плакаты) по теме «Решение тригонометрических уравнений», системно-обобщающая схема (приложение 1);
на партах учащихся: опорные схемы по решению тригонометрических уравнений, справочные материалы , листы учета знаний, лист бумаги для проведения теста , комплект «Математическая игра-лотерея», карточки заданий с уравнениями, карточки с домашними заданиями.
1.Организационный момент.(3 мин)
Эпиграф занятия: «Без уравнения нет математики как средства познания природы» (академик Александров П. С.).
Учитель: «Сегодня у нас очередной урок по теме «Решение тригонометрических уравнений». Повторяем, приводим в систему изученные виды, типы, методы и приемы решения тригонометрических уравнений.
Перед вами стоит задача – показать свои знания и умения по решению тригонометрических уравнений. Все виды работ на уроке будут оценены, результаты занесены в лист учета знаний».
2. Повторение теории.
Вопросы к классу:
1). Какое уравнение называется тригонометрическим?
2). Каков алгоритм решения тригонометрических уравнений?
3).Уравнения какого вида называются простейшими тригонометрическими уравнениям?
Учитель: «Рассмотрим решение простейших тригонометрических уравнений, повторим основные формулы». На столах находится раздаточный материал –это приложения, справочный материал, карточки заданий и математическое информационное лото .
Ученики работают с опорным конспектом (приложение №1).
3. Выполнение устного теста.(3 мин)
Работа выполняется на листах
Имеет ли смысл выражение (ответ объясните): а) (нет); б) (да); в) (нет); г) (нет); д) (да). Ученики осуществляют контроль в ходе самопроверки (правильные ответы на слайде).
4. Математическая лотерея(5 мин). Работа парная, меняются листами и проверяют друг у друга правильность подбора ответов,(выставляются оценки на листах учета знаний)
Учитель: «Найдите правильные ответы к вопросам на листочках, т. е. разложите ответы под вопросами-заданиями и прочитайте историческую информацию».
(Приложение 2. Математическое лото, 3 страницы).
Принцип действия лото: перед учащимися лист с вопросами-заданиями, и разрезанные информационные двусторонние прямоугольнички
Листок с ответами с обратной стороны заклеивается табличками с информацией, разрезаются на прямоугольнички, которые прикладываются под соответствующими вопросами. Учащимся предлагается вначале установить соответствие вопросов и ответов, а затем перевернуть таблички и прочитать «историческую» математическую информацию.
Лист с заданиями на математическом лото.
5. Работа в группах.(20 мин)
Учитель обращается к учащимся:
«Назовите основные методы решения тригонометрических уравнений»
Ответы учащихся:
Введение новой переменной.
Разложение на множители.
Деление обеих частей уравнения на cos(mx) для однородных уравнений первой степени.
Деление обеих частей уравнения на cos2(mx) для однородных уравнений второй степени.
Метод предварительного преобразования с помощью формул
Каждая группа получает карточку уравнений, определяет метод решения, письменно записывает каким рациональным методом решаются уравнения, и приступает к решению. Время на решение 15-20 минут.
1 группа готовит решение уравнения а),
2 группа-уравнение б )
3 группа –уравнение в)
4 группа –уравнение г)
«А по пятому уравнению д) попрошу обратить внимание группе учащихся»( можно разделить 2 –м учащимся решить одним из прилагаемых способов, а второй группке-другим способом). Если не успевают на уроке –задать на дом, с последующим объяснением на уроках.
Каждая группа получает карточки с уравнениями, они- находятся в файлах ,на столах. Решив уравнение, один из учащихся группы выходит, изначально записывает ответ на доске , а потом проверяет решение со слайда.
Карточка с уравнениями.( на столах- карточки без ответов)
Уравнение
Ответы
а)sin2x + 4cos x = 2,75;
в) 2 sin х · cos х - cos2x = 0;
г) 5 sin2x + sin х · cos х – 2 cos2x = 2;
д)cos x – sin x=1
(желательно решить 2-мя способами):
1 способ.Введением вспомогательного угла,
т. е. представить в виде
(cos x– sin x)=1,раскрыть скобки, представить в виде формулы сложения и довести до конца.
2 способ: преобразование разности в произведение.
Представить уравнение в виде
sin ( - x) - sin x = 1,
далее применить формулу разности синусов, довести до конца решение вторым способом.
x= – +2 πn, n∈Z.
Проводится обсуждение и взаимопроверка работ. Если ответ в уравнении не совпадает с правильным ответом, то на слайде рассматривается решение уравнения и исправляются ошибки .
6.Решение уравнения несколькими способами – уравнение д)
(решение представлено на слайде)-5-7 мин
cos x – sin x=1.
1 способ. Введение вспомогательного угла
cos x – sin x=1,
(cos x– sin x)=1,
sin cos x – cos sin x=1,
sin( – x)=.
x = 2 πn, n∈Z;
x= – +2 πn, n∈Z.
2 способ. Преобразование разности в произведение.
cos x – sin x=1,
sin ( - x) - sin x = 1,
2 sin ( - x) cos = 1,
sin(x - )= -,
x = 2 πn, n∈Z;
x = – +2 πn, n∈Z.
7. Решение упражнений на систематизацию уравнений. (3 мин)-самопроверка
Ученикам предлагаются блоки уравнений на сравнение, обобщение, выделение главного.
Нельзя?!
1) sin x + cos x = 0
2) sin2 x - 5 sin x cos x + 6 cos2 x = 0
3) 4 sin x cos x - cos2 x= 0
Можно ?!
Ответ: 1 - однородное уравнение первой степени, решается методом деления
на cos x (sin x);
2 - однородное уравнение второй степени, решается методом деления
на cos2x (sin2x);
3 - нельзя делить на cos2x, это приведет к потере корней.
Найти лишнее в этом блоке уравнение и раскрыть идею его решения.(3 мин)
1) sin4 x + sin2 x = 0
2)arcsin(x + 1) =
3) 8 cos 6x +4 cos x= 0
Ответ: 1, 3 - уравнения, решающиеся методом разложения на множители;
2 - лишнее уравнение в этом блоке, содержит обратную
тригонометрическую функцию. Так как x + 1=, x = -.
8. Подведение итогов урока.(1-2 мин)
Учитель: «Сегодня на уроке мы повторили решение разных типов тригонометрических уравнений, решали уравнения различными методами, ознакомились с информацией на математическом лото ,систематизировали знания».
Проводится рефлексия. Лист учета знаний ученики сдают учителю, за работу
на уроке выставляется оценка в журнал.
9. Домашнее задание.
Решение уравнений по индивидуальным карточкам(Приложение 4), а отдельной группе подготовить решение систем уравнений №175(в, б) и №176 б),с объяснением у доски.
Приложение № 1. Опорный конспект - системно-обобщающая схема по решению тригонометрических уравнений.
Приложение №2-таблица значений для синусов-косинусов, тангенсов-котангенсов.