kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Понятие обыкновенной дроби"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по формированию понятия Обыкновенной дроби

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Понятие обыкновенной дроби"»

Учитель математики МБОУ «Приволжская ООШ» Мищук Наталья Борисовна


Тема урока: Понятие обыкновенной дроби

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебник: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и др. Математика: 5 класс.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби ; развивать математическую речь, оперативную память, логическое и пространственное мышление;

Задачи урока:

Образовательная:

Научить понимать, что такое обыкновенная дробь, доля, половина, треть и четверть, числитель и знаменатель дроби; сформировать умение записывать дроби и изображать их на координатном луче.

Развивающая:

Содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность .

Воспитательная:

Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.



Формирование УУД.

Личностных:

Умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;



Метапредметных:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

Ресурсы:

  • Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);

  • Презентация «Доли. Обыкновенные дроби».

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.



ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да)

Прозвенел уже звонок? (Да)

Уже закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Хотите учиться? (Да)

Значит можно всем садиться!

Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока

- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что является важным в наше время? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Ребята, сделаем разминку и посчитаем по цепочке:

33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 5 = ? (проблема 1:5)

- Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные.

Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (фильм)

- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)

- Из чего он состоит? (Из долек)

- А какие дольки в апельсине? (одинаковые)

- Значит, что такое доли? (Равная часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части)

- Молодцы!

- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на 5)

- А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? (3 доли, 5 долей)

- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».

3.Этап выявления места и причины затруднения.

- Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? (1 разделили на 5 частей, долей)

- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?

- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:

- Вы умеете разгадывать ребусы. Объяснить.(презентация)

«Дробь».



4.Этап постановки темы урока и учебной цели.

- Давайте сформулируем тему нашего урока. ( «Дроби »)

Мы с вами будем изучать не просто дроби , а «Обыкновенные дроби.»

- А теперь скажите мне ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня, по-вашему, заниматься на уроке? (выслушиваются ответы детей и формулируется совместно цель урока: научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби )

5.Этап открытия новых знаний

- Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.

- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число и тему нашего урока.

- Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. Пишут: .

- Как называют число, записанное над чертой?

- Как называют число, записанное под чертой?

Давайте сейчас выясним. Перед вами фигуры и нужно ответить какая часть от всей фигуры закрашена и записать в виде дроби. (раздаточный материал)

(Дети записывают , , , , , , , , и проговаривают сколько частей закрашено и сколько всего)

- Ребята давайте посмотрим на наши дроби, которые вы записали. Что показывает верхнее число?(сколько закрашено ) И что показывает нижнее число? (на сколько частей разделили всю фигуру).

У каждой составляющей вашей записи есть свое название.

Число, которое записано сверху – называется числителем дроби. Что оно показывает? (Числитель показывает сколько частей взяли)

Линия, которая разделяет числа – называется чертой дроби. Какое действие оно означает ? ( деление)

Число, которое записано под чертой – называется знаменателем дроби. Что означает знаменатель? (Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделили.)

Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко?

Какую долю получит каждый?

- Долю в математике принято еще называть половиной.

Записать в тетрадь ½ - половина.

- Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра и т.д.)

Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мёд. На сколько частей надо разделить мед чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь?

- Долю в математике принято называть треть. Записать в тетрадь.

Задача №3 Решила лисичка пригласить к себе в гости лягушку-квакушку, мышку-норушку, зайчика-попрыгайчика . Испекла лисичка вкусный пирог и решила разделить на всех поровну. На сколько частей нужно разрезать пирог, чтобы хватило и гостям, и лисичке? Какую долю получил каждый из них? (долю )

- Долю в математике принято называть четверть. Записать в тетрадь.

- Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

А если разделить на пять частей, то будем говорить «пятерть», на шесть – «шестерть»?

Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая». Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.

6 Физкултминутка. (презентация) - Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали.

Ножками потопали, раз, два, три.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем

Руки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровнее.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее



7 Первичное закрепление нового материала.

- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.

- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби. (Презентация)

- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет.

  - Перед нами геометрическая фигура, как она называется?

- Прямоугольник разделили на равные части.

- Сколько таких частей? (5)

- Что такое 5? (знаменатель)

- Где нужно записать 5? (под чертой)

- Сколько частей закрасили?

- Что такое 3? (числитель)

- Где нужно записать 3? (над чертой)

- Значит,   фигуры закрасили в зелёный цвет.

А теперь давайте откроем учебник на стр.173 №676(рис.189)

- Назовите, какая часть каждой фигуры закрашена.

- Какие фигуры разделили на равные части ?

- На сколько частей разделена каждая фигура?

- Дроби можно еще изображать на координатном луче.

- А что же такое координатный луч?

(Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами) Давайте начертим координатный луч длиной 10см. В начале поставим число 0, а отмерив 10см поставим число 1. Теперь попробуем отметить а нашем луче , , , ( для этого наш отрезок от 0до1 нужно разделить на 10 равных отрезков и отмерить нужное нам количество) Запишем наши дроби над координатным лучем. На этом же луче отметим , , и запишем под лучем.( для этого отрезок надо разделить на 5 равных частей)

8. Этап диагностики качества освоения темы

- Выполните задание на карточках (цветные карандаши)

-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.



А теперь давайте сыграем с вами в лото. Я буду называть дроби, а вы будете закрывать их на своих карточках.

- Четыре десятых, восемь пятых, три четвертых, шесть четвертых, пять пятых, пять восьмых. (учитель проходит и проверяет правильность выполнения) Ответьте какая часть цифр закрыта? Назовите в виде дроби? (четыре десятых)

Творческое задание (работа в группах) На партах находятся разные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольник, круг, треугольник. Задание учащимся из данных частей сделать аппликацию ( любую фигуру) Прямоугольник, разрезанный на 8 частей , круга разрезан на 6 частей, треугольник на 4 части. Ребята показывают получившуюся аппликацию и говорят в виде дроби сколько частей каждой фигуры использовано. (на сколько частей были разделены фигуры учитель говорит в начале задания).
У каждого из вас на парте лежат карточки с заданиями. Ответьте на вопросы:

  1. Что показывает знаменатель дроби?

А) Знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет.

Б) Знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.

2. Дана дробь: 3/5. Какое высказывание верно?

А) 3 – знаменатель дроби.

Б) 3 – числитель дроби.

В) 5 – числитель дроби.

3. Какая часть фигуры заштрихована?

А) 5/9









Б) 9/5

В) 5/4


4) На каком рисунке изображено число 2/3

А)

Б)

В)

5. Какое слово «лишнее»

А)числитель Б)луч В)ломаная

А теперь мы с вами проверим правильность выполнения задания.

Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (проверка с слайда)

Оценка «5» - за 5правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;

Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.

- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.

9. Подведение итогов урока.

- Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)

- От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)

- Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)

- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?

- Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)

- Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)

10. Домашнее задание

)

11. Рефлексия - На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей: (слайд)

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Понятие обыкновенной дроби"

Автор: Мищук Наталья Борисовна

Дата: 16.02.2022

Номер свидетельства: 600415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Понятие обыкновенной дроби""
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_po_matematike_v_5_klasse_po_teme_poniatie_obyknovennoi_drobi"
    ["file_id"] => string(6) "514695"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560454073"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей 5 класс", с презентацией к урокуацией "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-matiematiki-dielieniie-obyknoviennykh-drobiei-5-klass-s-priezientatsiiei-k-urokuatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "205777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430025922"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока математики "Понятие обыкновенной дроби""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_matiematiki_poniatiie_obyknoviennoi_drobi"
    ["file_id"] => string(6) "377979"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484131705"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obyknoviennyie-drobi-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416391944"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока математики "Доли. Обыкновенные дроби" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-matiematiki-doli-obyknoviennyie-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "157005"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421515260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства