Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Понятие обыкновенной дроби"»
Учитель математики МБОУ «Приволжская ООШ» Мищук Наталья Борисовна
Тема урока: Понятие обыкновенной дроби
Тип урока: урок открытия нового знания.
Учебник: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и др. Математика: 5 класс.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби ; развивать математическую речь, оперативную память, логическое и пространственное мышление;
Задачи урока:
Образовательная:
Научить понимать, что такое обыкновенная дробь, доля, половина, треть и четверть, числитель и знаменатель дроби; сформировать умение записывать дроби и изображать их на координатном луче.
Развивающая:
Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность .
Воспитательная:
Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.
Формирование УУД.
Личностных:
Умение устанавливать учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
Метапредметных:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Эмоциональный настрой на урок.
Дети, вам тепло? (Да)
В классе светло? (Да)
Прозвенел уже звонок? (Да)
Уже закончился урок? (Нет)
Только начался урок? (Да)
Хотите учиться? (Да)
Значит можно всем садиться!
Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока
- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что является важным в наше время? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Ребята, сделаем разминку и посчитаем по цепочке:
- Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?
- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные.
Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (фильм)
- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (одинаковые)
- Значит, что такое доли? (Равная часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части)
- Молодцы!
- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на 5)
- А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? (3 доли, 5 долей)
- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».
3.Этап выявления места и причины затруднения.
- Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? (1 разделили на 5 частей, долей)
- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?
- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:
- Вы умеете разгадывать ребусы. Объяснить.(презентация)
«Дробь».
4.Этап постановки темы урока и учебной цели.
- Давайте сформулируем тему нашего урока. ( «Дроби »)
Мы с вами будем изучать не просто дроби , а «Обыкновенные дроби.»
- А теперь скажите мне ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня, по-вашему, заниматься на уроке? (выслушиваются ответы детей и формулируется совместно цель урока: научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби )
5.Этап открытия новых знаний
- Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.
- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число и тему нашего урока.
- Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. Пишут: .
- Как называют число, записанное над чертой?
- Как называют число, записанное под чертой?
Давайте сейчас выясним. Перед вами фигуры и нужно ответить какая часть от всей фигуры закрашена и записать в виде дроби. (раздаточный материал)
(Дети записывают , , , , , , , , и проговаривают сколько частей закрашено и сколько всего)
- Ребята давайте посмотрим на наши дроби, которые вы записали. Что показывает верхнее число?(сколько закрашено ) И что показывает нижнее число? (на сколько частей разделили всю фигуру).
У каждой составляющей вашей записи есть свое название.
Число, которое записано сверху – называется числителем дроби. Что оно показывает? (Числитель показывает сколько частей взяли)
Линия, которая разделяет числа – называется чертой дроби. Какое действие оно означает ? ( деление)
Число, которое записано под чертой – называется знаменателем дроби. Что означает знаменатель? (Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей разделили.)
Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко?
Какую долю получит каждый?
- Долю в математике принято еще называть половиной.
Записать в тетрадь ½ - половина.
- Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра и т.д.)
Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мёд. На сколько частей надо разделить мед чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь?
- Долю в математике принято называть треть. Записать в тетрадь.
Задача №3 Решила лисичка пригласить к себе в гости лягушку-квакушку, мышку-норушку, зайчика-попрыгайчика . Испекла лисичка вкусный пирог и решила разделить на всех поровну. На сколько частей нужно разрезать пирог, чтобы хватило и гостям, и лисичке? Какую долю получил каждый из них? (долю )
- Долю в математике принято называть четверть. Записать в тетрадь.
- Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
А если разделить на пять частей, то будем говорить «пятерть», на шесть – «шестерть»?
Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая». Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.
6 Физкултминутка. (презентация) - Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали.
Ножками потопали, раз, два, три.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем
Руки выше, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровнее.
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее
7 Первичное закрепление нового материала.
- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.
- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби. (Презентация)
- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет.
- Перед нами геометрическая фигура, как она называется?
- Прямоугольник разделили на равные части.
- Сколько таких частей? (5)
- Что такое 5? (знаменатель)
- Где нужно записать 5? (под чертой)
- Сколько частей закрасили?
- Что такое 3? (числитель)
- Где нужно записать 3? (над чертой)
- Значит, фигуры закрасили в зелёный цвет.
А теперь давайте откроем учебник на стр.173 №676(рис.189)
- Назовите, какая часть каждой фигуры закрашена.
- Какие фигуры разделили на равные части ?
- На сколько частей разделена каждая фигура?
- Дроби можно еще изображать на координатном луче.
- А что же такое координатный луч?
(Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами) Давайте начертим координатный луч длиной 10см. В начале поставим число 0, а отмерив 10см поставим число 1. Теперь попробуем отметить а нашем луче , , , ( для этого наш отрезок от 0до1 нужно разделить на 10 равных отрезков и отмерить нужное нам количество) Запишем наши дроби над координатным лучем. На этом же луче отметим , , и запишем под лучем.( для этого отрезок надо разделить на 5 равных частей)
8. Этап диагностики качества освоения темы
- Выполните задание на карточках (цветные карандаши)
-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.
А теперь давайте сыграем с вами в лото. Я буду называть дроби, а вы будете закрывать их на своих карточках.
- Четыре десятых, восемь пятых, три четвертых, шесть четвертых, пять пятых, пять восьмых. (учитель проходит и проверяет правильность выполнения) Ответьте какая часть цифр закрыта? Назовите в виде дроби? (четыре десятых)
Творческое задание (работа в группах) На партах находятся разные геометрические фигуры из цветного картона, разрезанные на части: прямоугольник, круг, треугольник. Задание учащимся из данных частей сделать аппликацию ( любую фигуру) Прямоугольник, разрезанный на 8 частей , круга разрезан на 6 частей, треугольник на 4 части. Ребята показывают получившуюся аппликацию и говорят в виде дроби сколько частей каждой фигуры использовано. (на сколько частей были разделены фигуры учитель говорит в начале задания). У каждого из вас на парте лежат карточки с заданиями. Ответьте на вопросы:
Что показывает знаменатель дроби?
А) Знаменатель показывает, на сколько равных частей делили предмет.
Б) Знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.
2. Дана дробь: 3/5. Какое высказывание верно?
А) 3 – знаменатель дроби.
Б) 3 – числитель дроби.
В) 5 – числитель дроби.
3. Какая часть фигуры заштрихована?
А) 5/9
Б) 9/5
В) 5/4
4) На каком рисунке изображено число 2/3
А)
Б)
В)
5. Какое слово «лишнее»
А)числитель Б)луч В)ломаная
А теперь мы с вами проверим правильность выполнения задания.
Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (проверка с слайда)
Оценка «5» - за 5правильно выполненных заданий;
Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;
Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.
- Поставьте оценку своему товарищу по парте.
- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.
9. Подведение итогов урока.
- Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)
- От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)
- Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)
- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?
- Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
- Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)
10. Домашнее задание
)
11. Рефлексия - На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей: (слайд)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?