Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями"»
Задание 3. Применение периодичности функции к решению задач.
1. Подберите не менее 3 источников, описывающих применение периодичности функции к решению математических задач. Приведите их библиографические описания с краткой аннотацией.
2. На основе анализа источников сформулируйте теоремы, раскрывающие теоретические основы применения периодичности функции к решению задач.
3. Составьте комплект из трех задач, при решении которых нужно применять периодичность функции. Приведите их краткое решение.
Задание 1:
1)Азимов Н.С., Применение свойств функции в решение математических задач. URL: https://cutt.ly/6oge6eT (дата обращения: 02.07.2020)
Аннотация: D статье рассматриваются нестандартные методы решения классов уравнения и неравенств, а именно метод использования свойств функции: монотонность, ограниченность, периодичность , четность, нечетность, ОДЗ.
2) Писаревский М.И., Садекова Е.Х., Балберкина Ю.Н., Методические рекомендации к курсу повышения квалификации по математике: для учителей и выпускников педагогических ВУЗов. - М.: МИФИ, 2016. – 45 с. URL: http://profil.mos.ru/images/docs/8.05.pdf (дата обращения: 02.07.2020)
Аннотация: Рекомендации составлены к курсу повышения квалификации для учителей математики и содержат темы, знание которых позволит школьникам решать задачи повышенного уровня сложности. Представленные задачи встречаются на ЕГЭ и олимпиадах ведущих ВУЗов России среди 9 – 11 классов. Задачи структурированы по принципу «от простого к сложному», разбиты на темы по методам решения.
3) Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. др . Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012 г
Аннотация: в первой части учебника разобраны темы, посвященные повторению материала пройденного в 8-9 классах(показательная и логарифмическая функции, тригонометрические формулы). После чего даны темы, где изучаются подробно тригонометрические функции, их свойства , а также начала математического анализа. Система упражнений представлена на трёх уровнях сложности. Задачи повышенной трудности в конце учебника содержат богатый материал для подготовки в вузы с повышенными требованиями по математике.
4)Хомушку Ч.М., Методика изучения тригонометрических функций в курсе «Алгебра и начала анализа» в 10 классе : выпускная квалификационная работа. URL: https://cutt.ly/jogAKiY (дата обращения: 02.07.2020)
Аннотация: Работа состоит нескольких частей. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения тригонометрических функций и вопросам, связанным с теорией учебной деятельности в обучении математике. Во второй главе разработана методика обучения учащихся тригонометрическим функциям, выделены различные типы по решению задач раздела «Тригонометрические функции» в курсе алгебры и начал анализа. В этой же главе сделан анализ учебников алгебры и начал анализа 10 класса.
5) Шоластер Н. Н. Изучение тригонометрических функций в курсе математики средней школы : дис. ... канд. пед. наук. — Ч. 1 : Основные вопросы методики изучения тригонометрических функций в средней школе. — М., 1952. — [3], 95 с. — Библиогр.: с. 89—95 (105 назв.). URL: https://cutt.ly/SogA3ht (дата обращения: 02.07.2020)
Аннотация: диссертация посвящена анализу существующего положения в изучении тригонометрии. Рассмотрена история развития тригонометрии как науки и как учебного предмета, проведен анализ действующих учебников алгебры средней школы, а также рассмотрены методики изучения данной темы в средней школе.
6) Селивоник С.В., РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ. Электронный учебно-методический комплекс для студентов физико-математического факультета. URL: https://cutt.ly/4ok1j7a
(дата обращения: 02.07.2020).
Задание 2:
Теорема 1: Если периодическая функция на X ( ), то уравнение , где T неизвестная величина, x параметр, имеет хотя бы одно решение .
Теорема 2: Если функция F(х) — периодическая, то решение уравнения F(х) = 0 или неравенства F(х) 0 (F(х) 0) достаточно найти на промежутке, равном по длине периоду функции, после чего записывается общее решение. Если периодическая функция еще и четная или нечетная, то решение достаточно найти на промежутке, равном по длине половине периода.
Теорема 3: Если положительное число T – период функции f(x), то число n · T, где n ∈ Z, также является ее периодом.
Теорема 4: Если T 0 – период функции f(x), то периодом функции f(kx + a) является число = T |k| .
Теорема 5:Если периодическая функция f(x) в некоторой точке принимает значение m, то это же значение функции f(x) принимает в бесконечном числе точек + n · T, где n – произвольное целое число.
Задание 3:
1)При каких значениях параметра a число является периодом функции f(x) = ?
Решение: Число является периодом данной функции, если для всех допустимых значениях x выполняется следующее равенство:
Отсюда = , следовательно, a = 0. В самом деле, если a = 0, то функция имеет вид f(x) = ctg 2x, причем, если 2 ∈ D(f), то и 2( + = 2( + ∈ D(f).
Ответ: при a = 0.
2)Решите неравенство:
.
Решение:
Рассмотрим функцию f(х) = .
Её период
Следовательно, решение неравенства достаточно найти на промежутке равном по длине периоду функции. За такой промежуток возьмем .
Так как функция чётная, решение найдём на промежутке .
Функция на данном промежутке имеет два корня: 0; - которые разбивают промежуток на два интервала знакопостоянства: (0; ),( ; ).
Неравенство выполняется для всех х ( ; ). Но тогда оно будет выполняться и для всех (- ; - ).
Учитывая периодичность:
- + x - +
+ x + .
Ответ: - + x - + ; + x + .
3) Функция f(x) периодическая с периодом T = 5 [9]. Найдите f(11)- 3(f(-7)+f(3), если f(1)=4; f(-2)=1.