Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике. Тема. Ряд натуральных чисел»
Тема. Ряд натуральных чисел
Цель: обобщить и углубить знания учащихся о натуральные числа; формировать умение распознавать натуральные числа, приводить их примеры.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
@ Поскольку тема не является новой для пятиклассников, целесообразно провести с учащимися беседу:
- Сколько тебе лет?
- Сколько цветов в радуги?
- Сколько предметов ты будешь изучать в этом учебном году?
После получения ответов учитель напоминает ученикам, что названные числа имеют нечто общее - используются для счета, поэтому называются натуральными числами.
После этого можно предложить учащимся привести примеры натуральных чисел, означающих количество учеников в ряду, количество учеников в классе и т.д. (при этом учащиеся повторяют, как записываются и читаются багатоцифрові числа).
Далее учитель предлагает учащимся дать ответ на вопрос:
- Какую часть недели составляют рабочие дни?
- Какую часть учебного года составляет один семестр?
- Какую часть года составляет лето?
- Сколько в классе учится человек, возрастом старше 20 лет?
Каждое из названных чисел ученики (или учитель) записывают на доске (и в тетрадях), после чего учитель спрашивает учащихся, являются ли эти числа натуральными. После этого учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на том, что:
1) числа, которые используются во время счета предметов, является натуральными;
2) не все числа, которые знаем, являются натуральными.
Теперь ученики готовы воспринимать дополнительные знания о свойство натуральных чисел.
II. Изучение нового материала
@ Этот этап урока также целесообразно провести в виде эвристической беседы. Для получения знаний об основных свойства натуральных чисел целесообразно предложить учащимся, например, такие вопрос:
- Если надо посчитать количество учеников в классе (тетрадей на парте, этажей в доме и т.д.), то с какого числа начинаем счет? Итак, какое натуральное число является наименьшим?
- Как отличается каждое следующее число от предыдущего? А от следующего?
- Какое натуральное число предшествует числу 365, стоит за числом 349?
После ответов на вопрос учитель вместе с учениками делает важные выводы:
1. Наименьшим натуральным числом является 1.
2. Наибольшего натурального числа не существует.
3. Все натуральные числа, записанные в порядке рост, образуют ряд натуральных чисел.
Например: 1, 2, 3, 4, 5, ... - ряд натуральных чисел; 1, 2, 4, 5 - не является рядом натуральных чисел.
III. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Устные упражнения
1. Назовите 14 первых натуральных чисел (ученики с места называют по очереди по одному числу в прямом и обратном направлениях).
2. Есть в ряду натуральных чисел: 1) меньше число; 2) наибольшее число?
3. Или каждое число в ряду натуральных чисел имеет: 1) следующее число; 2) предыдущее число?
4. Чего не хватает в записи 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, ... чтобы он обозначал натуральный ряд?
5. Дан натуральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, ... Сколько натуральных чисел стоит в нем между числами 2 и 6; 2 и 9; 2 и 12 (после простого подсчета предложить определить закономерность: между п и п + k содержится k - 1 натуральное число)?
Письменное выполнение упражнений (с комментарием учеников с места или у доски)
№№ 5; 6; 8; 10. (Повторить еще раз вывод, сделанный при решении устных упражнений.)
Дополнительно
Разгадайте анаграмму и найдите лишнее слово: ОСЛИЧ; ЛЬНУ; РІДБ; НАСІТ.