Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике. Тема: Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа.»
Конспект урока математики
5 класс (АООП НОО для детей с задержкой психического развития)
Тема: «Математический язык»
Цель урока: сообщение вводных (новых) знаний о чтении математических выражений
Задачи урока:
Образовательные
совершенствовать умения выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
Коррекционные
работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения информации
Воспитывающие
формирование интереса (мотивации) к обучению
Планируемые результаты
Личностные результаты обучающихся:
- умение рефлексивной самооценки, умение анализировать свои действия и управлять ими
Метапредметные результаты обучающихся:
Регулятивные УУД:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- планирование учебной задачи и её пошаговое выполнение
Познавательные УУД:
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- ориентирование в своей системе знаний: умение отличатьновое от уже известного
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- умение слушатьи понимать речь других.
Ресурсы урока:
Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 270 с.: ил.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=Sch0tzp-N64
карточки с заданием для групп
Ход урока
I. Организационный момент (вводная часть)
- Здравствуйте, садитесь. Откройте свои тетради, запишем сегодняшнее число.
II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний)
Предлагаю нам начать урок с математической игры. Я буду называть числа, показывать карточки, вам надо их запомнить и записать в тетради. А один человек выходит записывать на доске. Кто будет выходить – определим по считалке.
Первое число для запоминания – 49.
Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!
Кто поднимет, тот и выйдет!
(предлагается детям повторить считалку)
Карточка с латинской буквой с
(предлагается детям повторить считалку)
- Следующее число для запоминания – 304.
(предлагается детям повторить считалку)
Карточка с латинской буквой h
(предлагается детям повторить считалку)
- Следующее число для запоминания – 417.
(предлагается детям повторить считалку)
- Что вы записали? На какие две группы можно разделить записанное? (натуральные числа и латинские буквы)
- Если вы забыли названия латинских букв, используемых в математике, то можно посмотреть форзац учебника.
- Вы знакомы с такими математическими понятиями как «числовое выражение», «буквенное выражение». Давайте вспомним, что такое «числовое выражение» и «буквенное выражение».
Числовое выражение – выражение, которое содержит числа и знаки.
Буквенное выражение – выражение, которое кроме чисел и знаков содержит также и буквы.
- Предлагаю поработать в парах. Каждая пара составит либо числовое, либо буквенное выражение. А после запишем их на доске в два столбика.
- Для записи выражений мы использовали цифры, буквы латинского алфавита, знаки действий. А также в математике используются ещё многие другие символы, с которыми вы пока не знакомы.
III . Подведение (подготовка) к изучению нового материала
- Сейчас я предлагаю посмотреть видеосюжет, а потом обсудить его вместе.
- Что вы увидели в этом сюжете? (учёный – математик решает задачу, уравнение)
- На каком языке он говорит? (на английском)
- Знакомы ли вам символы, которые он писал на доске? (да, это цифры, латинские буквы, знаки)
- Значит, он писал на языке, который понятен нам, знаком. На нем пишут все ученики, изучая математику, учителя, студенты и учёные-математики всего мира. Как называется такой язык? (математический)
- Тема сегодняшнего урока: «Математический язык»
- Изучение математики немыслимо без математического языка. Не зная его, можно допустить множество ошибок.
IV. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
- Проверим, действительно ли важно правильно понимать, говорить и писать на математическом языке. Проведём небольшой эксперимент. Предлагаю трём ученикам записать на доске выражение, которое я прочитаю на математическом языке.
- Произведение суммы чисел 5 и 2 и числа 10.
- Одинаковы ли записи у ребят? Почему? Обоснуйте свой ответ. Ответы получатся одинаковыми?
V. Выявление места и причины затруднения
- Сравните с правильной записью.
- Возникла проблема: чтение выражений осуществляется по какому-то правилу, могут возникнуть сложности при записи и чтении на математическом языке, которые могут привести к дальнейшим ошибкам.
VI. Построение проекта выхода из затруднения
- Сегодня на уроке нам предстоит решить эту проблему. Что нам для этого необходимо вспомнить, узнать?
1. вспомнить названия действий
2. узнать правило чтения выражений
3. попробовать читать и записывать выражения на математическом языке
4. проверить себя, научились ли правильно читать и записывать математические выражения
VII. Реализация построенного проекта
- И первое, что мы сделаем – вспомним названия действий (памятки). Мне помогут Сергей и Игорь (карточки – памятки вывешиваются на доску)
- Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- Как мы можем узнать, по какому правилу читают выражения? (в учебнике)
- В учебнике на стр. 76 вы найдёте теоретический материал, необходимый нам.
Чтение выражений начинается с последнего выполняемого действия.
- Значит, чтобы найти последнее выполняемое действие, надо (определить порядок действий).
VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Выполнили два пункта плана. Следующее наше действие в решении проблемы: попробовать читать и записывать выражения на математическом языке (фронтальная работа, № 260, № 261)
- Переведём на обычный язык выражения и проверим себя по таблице.
IX. Групповая работа с последующим объяснением, проверкой по образцу
- А теперь проверим, научились ли мы правильно читать и писать на математическом языке (работа в группах)
- Каждой группе даётся задание, вы обсуждаете его и потом отвечаете, поясняя свой выбор. Решение должно быть записано в тетради у каждого члена группы, каждый должен быть готов объяснить решение. Отвечающего выбираете вы сами. Но я могу попросить дополнить ответ любого человека из группы.
Карточки с заданием
Выполняя задание: «Частное разности a и b и суммы чисел 608 и 32», учащиеся записали разные выражения. Отметьте, с кем из учеников вы согласны:
О ля: a : b – 608 + 32
В адим: (a : b) – 608 + 32
Г леб: a : b – (608 + 32)
С тепан: a – b : (608 + 32)
К оля: (a – b) : (608 + 32)
В ика: a – b : (608 + 32)
X. Обобщение (включение изученного материала в систему знаний)
- Вернёмся к выражению, которое я прочитала в начале урока, и которое вызвало у нас столько разногласий. Попробуем записать подобное, похожее выражение, используя знания, которые вы получили на этом уроке.
Произведение чисел 28 и 17 и числа 9.
- Изучали ли мы в начальной школе математический язык? Продолжим ли мы его изучать в старших классах?
XI. Подведение итогов, анализ, рефлексия
- Какая проблема у нас возникла на уроке?
- Как мы её решали? Надо ли нам продолжать работать над знанием математического языка? Безусловно, надо. Невозможно изучать математику, не используя математический язык.
- Было ли вам всё понятно или нет? Какие возникли трудности?