Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике тема "Доли"»
Конспект урока по математике по теме «Доли»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доли», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: контролировать и оценивать деятельность;
личностные: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки для работы в парах,
Для практической работы: круги,карандаши.
Ход урока.
Организационный момент
- Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуем их. А сейчас Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте друг друга.
- Присаживаемся на места откроем тетради и запишем число и классная работа.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем получать новые знания, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.
I. Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
Произведение двух чисел 4 и6
Увеличить 5 в 7 раз
Частное двух чисел 40 и5
Уменьшить 39 на 8
Вычитаемое 15, разность 7, чему равно уменьшаемое?
Какое число нужно разделить на 2, чтобы получилось 10?
36 разделили на 3
У Оли 16 марок, это на 8 меньше, чем у Миши. Сколько марок у Миши?
Итак, мы повторили то, что мы знаем и умеем, вы молодцы и это нам поможет идти дальше, продолжим
2) Формулирование темы и целей урока.
А Для того чтобы определить тему урока нам необходимо прочитать и решить задачу
1. Девочки занимаются рукоделием. У них есть атласная лента длиной 10 метров, которой они обшивают салфетки . часть этой ленты они уже истратили.
Сколько метров ленты девочки израсходовали?
- Все ли получается? (не получается ни прочитать , ни решить 2 задачу).
– Почему вы не смогли прочитать данное число? (Мы не знаем, как оно читается.)
Вот на сегодняшнем уроке мы и сможем это узнать
– Тема урока скрыта в решении примеров.
36:4*5:1= 6*4:3*4=
18:2:3*9= 18:3*8*0=
Ответ : доли
Итак , тема сегодняшнего урока ДОЛИ.
Мы сегодня Познакомимся с понятием «доля»,и обязательно чему –то научимся-чему? Читать, записывать и сравнивать доли.
- Мы с вами столкнулись с проблемой, эта проблема решаема .Для получения знаний мы будем использовать разные источники информации, мы вновь будем заниматься различными видами деятельности
П одготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
Итак, Некоторые ребята нашего класса получили опережающее домашнее задание и приготовили информацию по этой теме
1 Маслюк Лена (пословицы о долях), Карамурзина Регина ( словарь).
Спасибо за работу, вы справились, а мы переходим к практической части.
работая в паре вы будете учиться выделять доли
- У вас на парте лежат 2 круга. Сравните эти два круга. Какие они? Первый круг один из вас разделите при помощи перегибания на 4 части, закрасьте 1/4 часть. Второй круг другой из вас при помощи перегибания разделите на 8 частей, закрасьте 1/8 часть.
- Какая доля меньше? Какая больше? Что заметили?
-Записать это можно так -1/4 и 1/8 –записываем в тетрадь
- Сейчас мы с вами используя хорошо известный нам прием «Чтение с пометками» выполним задание. На каждой парте лежит конверт, вскройте его и приступите к выполнению задания. Читаем и на полях делаем пометки – V-я это знаю, +- новая информация, ?- хотелось бы узнать подробнее
«ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ»
Начиная есть мандарин, мы его делим на дольки.
На рисунке мандарин разделён на 8 долек. Взяли _1 мандарина.
8
В математике число, которое записано над чертой, называют числитель, а число, которое записано под чертой – знаменатель. Числитель – показывает, сколько равных частей взяли, а знаменатель – показывает, на сколько равных частей разделили целое.
Когда мы «делим» в математике числа, то используем знак (:)
Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта «—» и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Итак, сейчас некоторые ребята поделятся результатом своей работы.
Число , которое стоит под чертой будем называть знаменателем.
- А число над чертой? (Мнения детей.)
а над чертой ставится единица, т.к. взяли одну долю. Число, которое над чертой, будем называть числителем.
Вывод:
- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхнее число, а затем нижнее-1/4, 1/8.
- Вот мы и узнали как называются как называются компоненты дробных чисел запишем это в тетрадь ( На доску выводим)1\2 числизнам
Мы хорошо поработали и пришло время отдохнуть
Физминутка
Первичная проверка понимания изученного.
Продолжаем, итак, мы познакомились с новыми понятиями такими как доля, название компонентов при записи дробных чисел, занимались моделированием теперь пришло время попробовать свои силы. Мы будем работать с учебником, а на какой странице вы сейчас узнаете решив числовое выражение 1 слаг 60, 2 слаг 32 чему равна сумма?
- правильно. 92
1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа .
Работа по учебнику:
№ 1 с. 92
Задание 1 - коллективно, с комментированием, задание 2 – самостоятельно.
- Посмотрите на рисунок на полях. Повар разделил пирог на 6 частей. Прочтите первую задачу.
- Подумайте, какие доли получатся, если разделить каждую шестую часть на две равные части?
- Вторую часть задачи выполните в тетрадях самостоятельно.
-Вы молодцы, у вас все получилось.. но это еще не все чему мы можем научиться ,сейчас мы будем учиться сравнивать доли, а для этого выполним следующее задание.
V. Применение знаний и способов действий.
- Выполним следующее задание. Решение задач.
- Послушайте 2 задачи, в тетрадь в строчку запишите только ответы.
Задача 1.
На день рождения Милены пришли 4 друга, торт разделили на 4 части. Какая часть торта досталась каждому ? (1/4)
Задача 2.
На день рождения Вани придут 8 друзей, торт разделили на 8 частей. Какая часть торта досталась каждому ? (1/8.)
Теперь внимание вопрос- кому же достанется кусочек побольше –Милениным гостям или Ваниным?-
- Сколько мнений в классе? (Два.)
Теперь попросим Милену выйти к доске и разделить торт на 4 части, А Иван разделит свой торт на 8 частей
Итак, какой вывод мы можем с вами сделать?
- Вы отлично справились с задачами. Какие у вас получились доли (1/4 и 1/8). Давайте попробуем их сравнить.
Появляются знаки сравнения. Вот мы и увидели результат, запишем его в тетрадь
Итак, мы можем двигаться далее
У вас на партах лежит карточка прочитайте, заполните пропуски в предложениях , записанные на карточках, словами «больше», «меньше» . В данном случае мы используем методику незаконченного предложения.
Ученики приходят к выводу:
Чем больше долей, тем меньше каждая доля.
Чем меньше долей, тем больше каждая доля.
Это и будет являться памяткой
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята, а все-же вопрос: «А зачем нам, что-то знать про эти числа?»
- Для чего, нужно уметь сравнивать доли? (В жизни людей часто встречается такое понятие, как сравнение долей, например, мы, употребляем такие слова, как полдня, полкусочка, полведра, треть ведра и т.д.)
Итак, теперь мы можем с вами подвести итоги- мы знаем, что такое Доли, как они образуются и умеем их читать, записывать и сравнивать
Мы , решая задачу столкнулись с проблемой- не знали ни как прочесть, ни как записать это число, теперь, когда мы ввели это понятие, вернемся к ней и попробуем решить ее, уверена, что у вас все получится
Резервы- сравнение дробей на слайдах
VI. Подведение итогов.
1) Вернемся к началу нашего урока. Были поставлены следующие цели 1.Познакомиться с понятием «доля»
2. Учиться читать и записывать доли.
3.Сравнивать доли.
Всех ли целей мы достигли?
- Что такое доля?
- Как образуются доли?
- Как называются числа под чертой? Над чертой?
- Как сравнить доли?
- От чего зависит размер доли?
Итак , подведем итоги- мы столкнулись с проблемной ситуацией, мы выполняли различные действия , чтоб ее разрешить и у всех это получилось.
VII. Рефлексия деятельности.
Оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат листы для рефлексии, пожалуйста закрасьте одну часть круга
Впереди Вас ожидает еще много интересного и познавательного. Такова ваша ученическая доля.