Тема урока «Какие числа называют рациональными»
Класс: 6.
Цели урока:
Образовательные:
- введение понятия рациональных чисел, запись рациональных чисел либо в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби.
Развивающие:
- развитие речи, мышления;
- совершенствование умственной деятельности: анализ, способность наблюдать, делать выводы, составлять алгоритм решения, проверять результаты.
Воспитательные:
- воспитание информационной культуры, поддержание интереса к математике, через расширение знаний, учащихся об истории математики.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада видеть вас на своем уроке! Желаю Вам сегодня хорошо поработать на уроке! А девиз нашего урока будет таким:
Математика, друзья!
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно
И успех тебя ждет обязательно!
- Вы со мной согласны?
2. Изучение нового материала.
Рассмотрим записанные числа.
Сначала записаны примеры целых чисел. 2 – это целое положительное число, (-3)– это целое отрицательное число. Число ноль – целое число, которое не является ни положительным, ни отрицательным.
Далее записаны примеры положительных и отрицательных дробных чисел, а затем примеры смешанных чисел.
Попробуем все эти числа записать в виде отношения:
Любое целое число можно записать в виде такой обыкновенной дроби, взяв за знаменатель единицу, а за числитель – само это число.
Рассмотрим обыкновенные дроби. Число уже представляет собой искомую дробь.
Дробь - можно записать как . Отметим удобный технический прием. Знак минус, который стоит перед дробью, можно при необходимости записать или в числитель, или в знаменатель.
Представим рассматриваемые десятичные дроби как обыкновенные.
Итак, любую десятичную дробь можно записать в подобном виде. Для этого нужно:
Любое смешанное число можно представить в виде неправильной дроби.
Итак, мы смогли записать все данные числа в виде отношения a к n. Более того, мы поняли, как найти a к n для любого известного нам числа. Значит, мы получили признак, который объединяет их в одно множество. Это множество называется множеством рациональных чисел. Сформулируем определение.
Не все обыкновенные дроби можно представить в виде десятичной дроби (см раздел ниже «5. Перевод обыкновенных дробей в десятичные»).
3. Видео-уроки.
Просмотреть видео-урок на тему «Рациональные числа»
https://infourok.ru/videouroki/2984
Просмотреть видео-урок на тему «Координаты на прямой»
https://infourok.ru/videouroki/2972
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
В тетрадь записать таблицу:
Рациональные числа |
Целые числа | Дробные числа |
Натуральные | Ноль | Отрицательные | Положительные дроби | Отрицательные дроби |
5. Классная работа.
Учебник параграф 11.1 стр.228, стр. 231 задание №865, №867, №868, №870, №871.
6. Перевод обыкновенных дробей в десятичные
Рассмотрим примеры.
Переведем обыкновенную дробь в десятичную. Дробную черту можно заменить знаком деления. Значит, . Выполнив деление в столбик, получим 0,4. Заметим, что это можно было сделать иначе. Число 10 кратно 5. Поэтому дробь можно привести к знаменателю 10, умножив ее числитель и знаменатель на 2.
Попробуем, рассуждая аналогично, перевести обыкновенную дробь в десятичную. Будем делить 1 на 3 в столбик. Получим сначала ноль целых, потом 3 десятых. Далее при делении все время будут повторяться остаток 1, а в частном – цифра 3. Деление никогда не кончится. Эту дробь нельзя представить в виде десятичной дроби. Для записи числа нужна бесконечная десятичная дробь.
Сделаем вывод.
Например, дроби можно перевести в десятичную дробь, а вот дробь перевести нельзя.
7. Периодические дроби
Рассмотрим дробь . Разделим 5 на 11. Получим в частном 0 целых, 4 десятых, 5 сотых. Далее при делении все время будут чередоваться остаток 5 и 6, а в частном – цифры 4 и 5. Такую запись называют периодической дробью.
Сделаем замечание.
Любое рациональное число можно записать не только в виде обыкновенной дроби, но и в виде либо десятичной, либо периодической дроби.
Рассмотрим, как записывают и читают периодические дроби:
8. Вывод
Мы видим, что в этих записях одна или несколько цифр повторяются бесконечно много раз. Повторяющуюся часть называют периодом дроби. Данные числа можно прочесть так: ноль целых и три в периоде; ноль целых и сорок пять в периоде; ноль целых, ноль десятых и шесть в периоде.
9. Тренировочный тест
http://inf-mat.ucoz.ru/publ/testy/matematika_6_klass/racionalnye_chisla/20-1-0-93
10. Итоги урока. Рефлексия.
Что нового я сегодня узнал?
Что мне понравилось на уроке?
О чём я ещё хочу узнать?
Что у меня получилось хорошо?
Над чем мне ещё нужно поработать?
11. Подведение итогов урока: оцените, пожалуйста, себя, как вы занимались на уроке (звёздочка – «5», квадрат – «4», треугольник – «3», круг – «плохо»).
12. Домашнее задание:
Выполнить тест на сайте Решу ВПР – номер работы 813317.
(Ответы в тесте вводим все символы слитно и в одну строчку (например, -12,15 – отрицательная десятичная дробь, или -1,1/8 – так записываем отрицательное смешанное число - ).
2