Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике «Доли. Нахождение доли числа». 3класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей»
городского округа город Урюпинск
Волгоградской области
Конспект урока математики
3класс
Тема: «Доли. Нахождение доли числа»
Выполнила учитель нач.классов
Егорова Наталья Алексеевна
2021г.
Тема урока: Доли.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатсяприменять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
- На какие две группы можно разбить данные выражения?(равенства и неравенства)
- Какое действие с числами выполняли?(делили)
-А теперь посмотрите пожалуйста мультфильм(показ мультфильма Апельсин)
-Прав ли был волк и что он сделал не так если был не прав.(он поступил не правильно)
-А что он сделал. Забрал себе апельсин.
-А как надо было поступить волку?
-разделить всем поровну.
-Правильно .ребята.(Надо делиться)А вы делитесь с друзьями?
Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин.
- На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки)
-Кто знает, что это такое?
-Значит какая сегодняшняя тема урока?
-Доли.
Узнать
Находить
Читать
5.Объяснение нового материала.(практическая часть)
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Личностные УУД: развитие познавательных интересов
Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других уч-ся.
А)Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина.Слова с приставкой «пол» можно услышать каждый день.
(полдня,полгода ,полчаса,полурока и т.д.).)
-Я хочу поделиться мандарином с (…..имя)Как мне это сделать?
-разделить на доли
- Как вы думаете, какую часть мандарина я взяла?(половинку)
-А если я захочу поделиться со всеми.как мне поступить?
-Разделить на большое кол-во долек.
-Сколько долек получилось?(9)
Как же это записать?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
1/9
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей.)
- А число над чертой? (Мнения детей.)
- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой сколько таких частей взяли .
Современная система записи дробей была создана в Индии
- Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.
Далее учитель берет все дольки и спрашивает
_Сколько долей я взяла(9 из девяти как правильно прочитать?( 9 девятых)
У меня что то осталось (нет)
А в руке что находится?(целый мандарин)Значит 9 девятых равно 1(целой)-
6.Физкультминутка Личностные УУД:
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише-тише-тише
Деревцо все выше-выше
Жил исэ-исэ-исэ
Агачларны селкетэ
Жил тына –тына-тына
Агачлар усэ-усэ
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
7. Первичное закрепление материала. Развитие умения записывать, называть и сравнивать доли.
А)Работа в группах .
Б)Индивидуальная работа
– У вас на партах лежат геометрические фигуры. Как они называются? (Овал, квадрат)
– Разрежьте овал пополам.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили овал пополам, т.е. на две равные части.
- Покажите одну часть
– Как она называется? (Половинка)
– Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.
- А записывают это так: 1/2
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы круг разделили на две равные доли и получили долю круга.
– Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите квадрат, согните пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
– Разрежьте и покажите мне ¼ часть квадрата.
– Сколько равных частей получили? (4)
- Какую часть показали?
– А записывают это так: 1/4 .
- А теперь посмотрите на числа, которые читали в начале урока. Кто сможет прочитать? (читают дети)
8.Работа по учебнику.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Форма работы: устная, коллективная, письменная.
-Кто может ответить на вопрос задачи? Почему так думаешь?
-А задание второе будем делать в тетради.
9. Закрепление изученного материала.
а)Задания на слайде
б)Логическая задача
10.Физминутка для глаз
11. Рефлексия. Составление синквейна.
Синквейн-это не рифмованное стихотворение которое состоит из 5 определённых строк
1стр.-1сущ.-Доля
2стр.-2 прил.-равная ,разделенная
3стр.-3-глагола-делим,сравниваем,читаем
4стр.-Вывод-Чем большее количество равных долей тем одна доля меньше
5стр.-Синоним-часть.
12. Итог урока.
- Расскажите, что вам больше всего понравилось делать на уроке? Что вы узнали нового?
- Что такое доля? (часть целого)
-Чему научились на уроке?
-(делить на доли, записывать доли, сравнивать доли. Какой вывод сделали?
-(Чем больше частей, тем доля меньше) Оцените свои полученные знания в листках достижений
Внимательно прочитайте и выберите ту долю которая вам подходит и закрасьте её.
Домашнее задание –стр.92№3,стр.93№8(по желанию)
Спасибо за работу. Я очень вам благодарна за плодотворную работу. Желаю вам успехов в изучении математики.
Урок окончен.
Приложение
Тест
1. Найдите долю, которая читается: «Одна третья».
a. 1/2
b. 1/3
c. 3/1
d. 2/3
2. Как правильно читается доля 1/4?
a. две четвертых
b. одна вторая
c. одна четвертая
d. одна третья
3. Какая из этих долей является наибольшей?
a. 1/2
b. 1/4
c. 1/6
d. 1/7
4. Какая из этих долей является наименьшей?
a. 1/3
b. 1/5
c. 1/4
d. 1/9
5. Сколько шестых долей в целом торте?
a. 1
b. 2
c. 6
d. 8
6. Торт разделили на четыре равные части и взяли одну такую часть. Какие доли получатся, если разделить на три равные части каждую четвертую часть торта?
a. 1/4
b. 1/8
c. 1/12
d. 1/16
7. От куска ткани отрезали одну пятую часть, она равна 3 метра. Какова длина всего куска ткани?
a. 5 метров
b. 10 метров
c. 15 метров
d. 20 метров
8. Одна шестая часть от числа 24 равна …
a. х = 2
b. х = 3
c. х = 4
d. х = 6
9. Начертили отрезок длиной 20 см. Чему равна 1/4 часть этого отрезка?
a. 2 см
b. 4 см
c. 5 см
d. 10 см
d. 20 см
1. Найдите долю, которая читается: «Одна третья».
a. 1/2
b. 1/3
c. 3/1
d. 2/3
2. Как правильно читается доля 1/4?
a. две четвертых
b. одна вторая
c. одна четвертая
d. одна третья
3. Какая из этих долей является наибольшей?
a. 1/2
b. 1/4
c. 1/6
d. 1/7
4. Какая из этих долей является наименьшей?
a. 1/3
b. 1/5
c. 1/4
d. 1/9
5. Сколько шестых долей в целом торте?
a. 1
b. 2
c. 6
d. 8
6. Торт разделили на четыре равные части и взяли одну такую часть. Какие доли получатся, если разделить на три равные части каждую четвертую часть торта?
a. 1/4
b. 1/8
c. 1/12
d. 1/16
7. От куска ткани отрезали одну пятую часть, она равна 3 метра. Какова длина всего куска ткани?
a. 5 метров
b. 10 метров
c. 15 метров
d. 20 метров
8. Одна шестая часть от числа 24 равна …
a. х = 2
b. х = 3
c. х = 4
d. х = 6
9. Начертили отрезок длиной 20 см. Чему равна 1/4 часть этого отрезка?