Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Умножение и деление в пределах 2"»
Конспект урока математики во 2 классе (УМК «Школа России»)
Урок провела учитель начальных классов МОБУ СОШ № 18 Черкезян Мария Андреевна
Тема: «Умножение и деление на 2 .Половина числа».
Цели:1. Закреплять у обучающихся умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2.Научить находить половину числа.
Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа. Совершенствование навыков решения задач. Формирование и коррекция универсальных учебных действий.
- Ребята, сегодня для нашего класса почтальон принёс открытку. Но это открытка не простая – это ПРИГЛАШЕНИЕ! Я знаю, вы все любите мультфильмы, а сегодня нас приглашают к себе наши старые знакомые из Простоквашино.
2)-Что мы будем там делать, вы мне скажете сами, когда послушаете стихотворение.
(Слайд 2)
Гриб помножим на сосну.
Лист помножим на весну,
Тёплый ветер-на зерно,
Землянику-на звено.
Множим солнце на лучи
Всех мальчишек-на мячи,
Всех девчонок на хи-хи,
Всех поэтов-на стихи.
Множим крыши на людей,
А метро-на лошадей,
Голубей-на чердаки,
Поваров – на черпаки.
Выйдут тысячи чудес,
Выйдет лес до небес,
Города, моря, поля,-
Выйдет целая Земля! (Будем заниматься умножением)
II. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии и актуализация знаний. (3 мин.)
(Слайд 3)
- Посмотрите, на нашем пути – поляна. Это не простая поляна, чтобы ее перейти, нам нужно ответить на несколько вопросов.
1) Блицопрос .
- Сколько вершин у треугольника? (3)
- Сколько вершин получится, если я отрежу у треугольника один угол? (Четыре)
- Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)
-Как называются числа при сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)
-Как называется результат, полученный при сложении? (Сумма)
- Молодцы, справились с заданиями! Отправляемся дальше.
(Слайд 4)
- Посмотрите, кто это к нам спешит с письмом? (почтальон Печкин)
- Ребята, у него в конверте есть для нас задание. Посмотрите.
2)Распредели данные выражения на две группы
7+8+8+7=
17+13+4+4+4=
2+2+2+2+2=
9+6+6+6+6=
5+5=
1+2+3+4+4+1=
9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=
(Слайд 5)
-Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?
- Проверьте правильность своих рассуждений.
-Найдите значения последнего выражения, работая в парах. Я вам даю целую минуту на вычисления!
III.Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)
-Кому было очень трудно?
-В чём затруднение? ( очень долго считать)
- А я знаю ответ! Получится 90. Что мне помогло, как выдумаете?
-Когда нам в жизни приходится складывать несколько раз одни и те же числа? (например, чтобы узнать стоимость нескольких одинаковых предметов )
-Вот и в жизни считать долго, покупая несколько одинаковых предметов , нескольких килограммов продуктов и др.
-Какая будет у нас цель? (облегчить задачу)
- Для этого мы должны отправиться дальше.
IV.Постановка проекта выхода из затруднения. (10 ми.)
1) - Какой знак для нас пока еще является новым? (Знак умножения)
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!
-Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем)
-Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число)
-Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых)
- Назовите правильно компоненты при умножении. (Первый множитель, второй множитель, произведение).
(Слайд 6, 7)
2) –Обратите внимание вот на эти выражения: 2х5 и 5х2.(2х5=10,5х2=10)
-Что заметили?
-Почему результат одинаковый? (переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется)
- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.
Работа в тетрадях.
- Какое сегодня число?
- Какую работу мы выполняем? (Классную работу)
- Запишите это в тетрадях.
- Ребята, дяде Федору в школе дали задание решить задачу, давайте поможем ее решить.
1) Учебник математики (часть 1) стр.82 №8
В каждый из 6 кувшинов налили 2 стакана молока. Сколько молока в этих кувшинах?
-Как узнать?(можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, а можно умножить)
-Как можно решить данную проблему легче и быстрее? (Умножением)
- Какое решение мы запишем? (2х6=12 (ст.)-молока. Ответ: 12 стаканов молока всего.) Молодцы! Наше путешествие продолжается!
(Слайд 8)
- Ребята, к себе в гости нас приглашают Шарик и Гаврюша. Они очень любят играть. И предлагают вместе с ними поиграть в медвежат.
Физминутка (1 мин.)
V. Реализация построенного проекта. (10 мин.) (задачи на карточках)
- Ребята. Пока мы играли, почтальон Печкин принес каждому из вас еще задания. Они лежат у вас на столах. Карточка №1.
Задача №1.
-Мама купила 3 пакета макарон по 2 кг в каждом. Как узнать, сколько килограмм макарон всего купила мама в трёх пакетах?(2+2+2=6 (кг), 2х3=6( кг))
(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)
Задача №2.
-Мама купила 6 кг гречневой крупы. Половину крупы мама положила в шкаф. Сколько килограммов гречневой крупы мама положила в шкаф? Выполните задание, используя фишки.
( чтобы разделить 6 на2, учащиеся раскладывают фишки на 2 кучки по одной, пока не будут разложены все фишки)
-Сколько фишек получилось в каждой из двух кучек?(по 3)
-Разделив 6 фишек на две части поровну, вы нашли половину числа. (6:2=3 (кг) – макарон)
(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)
- Как найти половину числа? (Спрашиваю нескольких учеников)
3)Чтение правила в учебнике на стр. 83 (как вывод выше сказанному)
(Если разделить число на 2, то можно найти его часть – половину числа.
Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2.)
4) –Как, используя таблицу умножения на 2,можно 6:2=?
(деление связано с умножением, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель) (Ответ: 3)
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
Учебник математики (часть 1) стр.82рубрика «Обрати внимание!» (учащиеся по цепочке объясняют, проговаривая вслух, как найти значение выражений на умножение и деление, пользуясь таблицей умножения)
2х2= 2х4= 2х6= 2х8=
4:2= 2:8= 12:2= 16:2=
2х3= 2х5= 2х7= 2х9=
6:2= 10:2= 14:2= 18:2=
(Слайд 9)
- Ребята, Шарик и Гаврюша снова предлагают нам вместе с ними поиграть, теперь в мышек.
Физминутка (1 мин.)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин.)
(Слайд 10, 11)
- А теперь мы с вами пришли в гости к другому персонажу. Кто это?
- Ребята, у кота Матроскина тоже есть для вас свои задания. У вас на столах лежат Карточки №2. Выполните их самостоятельно. (Читаю задания для каждой группы)
Задания по группам на карточках.
«Красные»
1)Соединить суммы с произведениями и с ответом.
2+2+2+2 5х2 10
5+5 4х2 8
4+4 2х4 6
2+2+2 2х3 8
«Зеленые»
2) Найти ошибки и исправить.
-Правильно ли сумму заменили умножением?
2+2+2+2=2х2
5+5=5х3
4+4=2х4
2+2+2=3х2
«Синие»
2) Вставить пропущенные числа.
2+2+2+2=?х4
5+5=5х?
4х?=8
?+?+?=2х?
Даю индивидуальную карточку для самого слабого ученика и, пока остальные дети решают самостоятельно, я оказываю помощь этому ученику.
5х2 10
4х2 8
2х4 6
2х3 8
(после выполнения дети в парах занимаются взаимопроверкой, после этого сверяют свои работы с эталоном на слайде)
VIII.Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.)
(Слайд 12)
- Ребята, все коты достаточно хитры, вот и Матроскин приготовил для вас еще одно задание. Его тоже вы должны выполнить самостоятельно.
Работа для групп. Задание для «красных» и «зелёных». Работа в рабочей тетради(№1) .№125 с.40.
- Что делает каждая из «машин»? (Первая умножает каждое число на 2, вторая «машина» делит каждое число на 2).
«Красные» - записываете результаты вычислений умножения чисел на 2.
«Зелёные» и «Синие» - записываете результаты вычислений деления чисел на 2.
(Пока дети работают самостоятельно, помогаю слабому ученику справиться с заданием)
Вызываю 1 ученика из «зеленой» группы, который решает первое задание и 1 ученика из «синей» группы, который решает второе задание. Ученики работают на закрытой стороне доски – самостоятельно.
(После выполнения дети в парах занимаются взаимопроверкой и при помощи сигнального хлопка проверяют работу, сверяя ее с работой, которую выполняли дети
у доски).
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)
-Что было интересного на уроке?
-Что нового узнали?
-Где можно использовать полученные знания?
-Что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов?
X.Итог. (1 мин.)
- Молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите, что будет задано на дом.
(Слайд 13)
Д/з: в рабочих тетрадях №124, 128, таблица на 2.
- А нам пора прощаться с героями мультфильма.
- Они нам говорят: «До встречи в Простоквашино!»
- Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен. Спасибо всем за урок.
Дополнительный материал.
Решение задачи в рабочей тетради(№1) № 123
Надо разложить 12 кусочков сахара в стаканы по 2 кусочка. Сколько потребуется стаканов? Закрась их.
(Учащиеся выполняют задание практически, «раскладывая» кусочки сахара по стаканам, изображая квадратиками кусочки сахара в каждом стакане по 2. Всё это проговариваетсявслух.)
Каким действием можно решить эту задачу? (учащиеся проговаривают вслух и записывают решение 12:2=6)