kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики по теме «Операция. Точка. Линия. Прямая».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет сормировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Операция. Точка. Линия. Прямая».»

Тема: «Операция. Точка. Линия. Прямая».

Основные цели:

1) Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).

2) Тренировать умение находить операцию, объект и результат операции, находить обратную операцию, строить луч, прямую и отрезок.

3) Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Демонстрационный материал:

1) девиз урока:

Не бойся допустить ошибку

Бойся ее не исправить!




2) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):







3) эталон понятия «операция» (см. урок 1, ч.2, М-2);

4) эталон понятия «обратная операция» (см. урок 2, ч.2, М-2);

5) эталон построения отрезка, прямой и луча (см. урок 3, ч.2, М-2).

Раздаточный материал:

1) алгоритм исправления ошибок, принятый в данном классе;

2) самостоятельная работа 1:

























3) образец для самопроверки самостоятельной работы 1:

















4) эталон для самопроверки самостоятельной работы 1:































5) дополнительное задание:

















6) задания для тренировки:

























7) образец заданий для тренировки:





















8) самостоятельная работа 2:



















9) эталон для самопроверки самостоятельной работы 2:



























10) образец дополнительных заданий:











11) «лестница успеха» из трех ступенек для этапа 8.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности посредством поговорки;

2) определить тематические рамки урока: прямая, луч, отрезок, операция, обратная операция;

3) сформулировать основную образовательную цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Чему были посвящены последние уроки? (Изучению операций, выделяли особенности отрезка, прямой и луча.)

  • Вы уверены в своих знаниях по данным темам?

  • Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

  • Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Повторению и закреплению знаний.)

  • Какую цель вы поставите перед собой? (Проверить свои знания, а если выясниться, что мы допускаем ошибки, будем работать над ними.)

Учитель открывает девиз урока Д-1:

Не бойся допустить ошибку

Бойся ее не исправить!




  • Прочитайте девиз урока.

  • Вы согласны с ним?

  • Я желаю вам удачи!

  • С чего начнем нашу работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать учебное содержание: умение строить луч, отрезок, прямую, находить операцию, обратную операцию, объект и результат операции;

2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде эталонов;

3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы 1;

7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы 1;

8) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

9) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Операция, объект и результат операции, обратная операция.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):







  • Нужно заполнить пропуски. Что поможет выполнить это задание? (Эталон операций.)

  • Что такое операция? (Это некоторое действие, преобразование.)

  • Что еще известно об операции? (То, что было в начале называют объектом операции, то, что получилось называют результатом операции.)

Учитель открывает на доске эталон Д-3.

    • Выполните это задание.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.

    • Что вам еще известно об операциях? (Существуют обратные операции.)

    • Какие операции называются обратными? (Это операции, в которых объект и результат меняются местами.)

Учитель открывает на доске эталон Д-4.

    • Назовите обратные операции данным.

Учащиеся по цепочке с места называют обратные операции.

2) Построение прямой, луча и отрезка.

  • Что еще нового вы узнали на прошлом уроке? (Что называют, прямой, лучом, отрезком.)

  • Что такое прямая? (Это прямая линия, которая не имеет конца и начала.)

  • Что такое луч? (Луч имеет начало, но не имеет конца.)

  • Что такое отрезок? (Отрезок – это часть прямой, он имеет начало и конец.)

Учитель открывает на доске эталон Д-5.

    • Постройте отрезок МК, луч NP, прямую ST.

Учитель для наглядности выносит задание на доску. Учащиеся по цепочке выполняют задание у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.

3) Самостоятельная работа 1.

  • Что вы повторили? (Определение операции, объекта и результата операции, нахождение обратной операции, потренировались в построении отрезка, прямой и луча.)

  • Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)

  • Зачем? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)

  • Вспомните, как вы работали над ошибками. Что вам помогает в этом? (Алгоритм исправления ошибок.)

  • На данном уроке вы будете использовать алгоритм исправления ошибок с предыдущих уроков, без изменений.

Учитель раздает учащимся листы с самостоятельной работой Р-2. Время выполнения ≈ 5–6 минут. Во время написания самостоятельной работы учащимися учитель нумерует эталоны на доске.

  • Время закончилось. Проверьте свои работы по образцу.

Учитель раздает учащимся образец для самопроверки самостоятельной работы 1 (Р-3).

  • Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)

  • Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть затруднения, а где всё получилось.)

  • Вы это выяснили? (…)

  • Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании 1 ( 2)?

Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме 4*):

1 – … чел.

2 – … чел.

3 – … чел.

Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий.

  • Что сейчас вы должны сделать? (Проверить свои работы по эталону для самопроверки.)

  • А, зачем, если вы уже проверили свои работы? (Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения, правильность рассуждений, а те, кто выявил, что есть затруднения, должны определить место ошибки и определить на какое правило допущена ошибка.)

3. Локализация затруднений.

Цель:

организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Учитель раздает учащимся эталоны для самопроверки самостоятельной работы 1 (Р-4).

  • Что вам поможет при проверке самостоятельной работы? (Эталон для самопроверки.)

  • Проверяем первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?

  • У кого возникли затруднения в задании 1?

  • В каком месте вы допустили ошибку?

  • Проверяем второе задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?

  • У кого возникли затруднения в задании 2?

  • В каком месте вы допустили ошибку?

  • У кого возникли затруднения в задании 3?

  • В каком месте вы допустили ошибку?

  • У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий;

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Тренироваться в выполнении дополнительных заданий.)

  • Выполните дополнительные задания на карточке.

Учитель раздает учащимся карточки с дополнительным заданием Р-5.

  • Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить решение, используя эталон для самопроверки, выполнить задание для выбора.)

  • Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)

  • Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)

  • Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)

  • Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила.)

Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.

  • Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в их выполнении.)

С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить задания на карточках Р-6. Учащиеся выполняют аналогичные задания тем, в которых были допущены ошибки.

В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.

В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу Р-7.

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)

  • Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)

  • Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы 2, которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу Р-10.

  • Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)

  • Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону Р-9.

  • Кто допустил ошибки в самостоятельной работе 2?

  • В чем их причина?

  • Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  • Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе 2?

  • Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать умение решать текстовые задачи.

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • В конце урока я предлагаю вам выполнить еще одно задание.

10, стр. 9

  • Найдите 10 на странице 9.

  • Прочтите задачу.

Один из учащихся читает задачу вслух.

    • Заполните схему.

Учитель заранее выносит схему на доску. Один из учащихся заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работаю в учебнике.








    • Решите эту задачу.

Один из учащихся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

    • Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из всего количества вычесть количество винограда, проданного в первый и второй дни, по правилу нахождения неизвестной части. Этого сделать не могу, так как не известно количество винограда, проданного во второй день. Поэтому первым действием я узнаю количество винограда проданного во второй день, а вторым – отвечу на вопрос задачи.

1) 56 + 8 = 64 (кг) – винограда продали во второй день

2) 180 – 56 – 64 = 60 (кг)

Ответ: в третий день продали 60 кг винограда.





8. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) уточнить алгоритм исправления ошибок;

2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;

3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценить собственную деятельность на уроке;

5) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Какова была цель этого урока? (Проверить свои умения определять операции, объект и результат операции, строить отрезок, прямую и луч.)

  • Достигли ли вы поставленной цели? Докажите.

  • В чем причина ваших ошибок?

  • Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, эталоны, эталоны для самопроверки, …)

  • Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.

Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха Р-11. Учитель проводит рефлексию оценивания.

  • Какие еще трудности остались на конец урока?

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.

Домашнее задание:

 № 9, 15 стр. 9;

☺ №13*, 14* на стр. 9.




10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока математики по теме «Операция. Точка. Линия. Прямая».

Автор: Кука Виктория Евгеньевна

Дата: 20.01.2019

Номер свидетельства: 496215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока на тему "Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 7""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemuchislaitsifry6i7pismotsifry7"
    ["file_id"] => string(6) "263368"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449514171"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему: " Меры длины - дециметр"."
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_miery_dliny_dietsimietr"
    ["file_id"] => string(6) "350624"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476903733"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока на тему "Блокада Ленинграда в математических задачах на проценты и дроби". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-na-tiemu-blokada-lieninghrada-v-matiematichieskikh-zadachakh-na-protsienty-i-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "197406"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428240515"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по математике на тему "Прямой угол" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-priamoi-ughol"
    ["file_id"] => string(6) "154809"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421217199"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства