Конспект урока математики по теме «Операция. Точка. Линия. Прямая».
Конспект урока математики по теме «Операция. Точка. Линия. Прямая».
Данный урок поможет сормировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме «Операция. Точка. Линия. Прямая».»
Тема: «Операция. Точка. Линия. Прямая».
Основные цели:
1) Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
2) Тренировать умение находить операцию, объект и результат операции, находить обратную операцию, строить луч, прямую и отрезок.
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Чему были посвящены последние уроки? (Изучению операций, выделяли особенности отрезка, прямой и луча.)
Вы уверены в своих знаниях по данным темам?
Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Повторению и закреплению знаний.)
Какую цель вы поставите перед собой? (Проверить свои знания, а если выясниться, что мы допускаем ошибки, будем работать над ними.)
Учитель открывает девиз урока Д-1:
Не бойся допустить ошибку
Бойся ее не исправить!
Прочитайте девиз урока.
Вы согласны с ним?
Я желаю вам удачи!
С чего начнем нашу работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание: умение строить луч, отрезок, прямую, находить операцию, обратную операцию, объект и результат операции;
2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде эталонов;
3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы № 1;
7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
8) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
9) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Операция, объект и результат операции, обратная операция.
Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):
Нужно заполнить пропуски. Что поможет выполнить это задание? (Эталон операций.)
Что такое операция? (Это некоторое действие, преобразование.)
Что еще известно об операции? (То, что было в начале называют объектом операции, то, что получилось называют результатом операции.)
Учитель открывает на доске эталон Д-3.
Выполните это задание.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
Что вам еще известно об операциях? (Существуют обратные операции.)
Какие операции называются обратными? (Это операции, в которых объект и результат меняются местами.)
Учитель открывает на доске эталон Д-4.
Назовите обратные операции данным.
Учащиеся по цепочке с места называют обратные операции.
2) Построение прямой, луча и отрезка.
Что еще нового вы узнали на прошлом уроке? (Что называют, прямой, лучом, отрезком.)
Что такое прямая? (Это прямая линия, которая не имеет конца и начала.)
Что такое луч? (Луч имеет начало, но не имеет конца.)
Что такое отрезок? (Отрезок – это часть прямой, он имеет начало и конец.)
Учитель открывает на доске эталон Д-5.
Постройте отрезок МК, луч NP, прямую ST.
Учитель для наглядности выносит задание на доску. Учащиеся по цепочке выполняют задание у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
3) Самостоятельная работа № 1.
Что вы повторили? (Определение операции, объекта и результата операции, нахождение обратной операции, потренировались в построении отрезка, прямой и луча.)
Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
Зачем? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
Вспомните, как вы работали над ошибками. Что вам помогает в этом? (Алгоритм исправления ошибок.)
На данном уроке вы будете использовать алгоритм исправления ошибок с предыдущих уроков, без изменений.
Учитель раздает учащимся листы с самостоятельной работой Р-2. Время выполнения ≈ 5–6 минут. Во время написания самостоятельной работы учащимися учитель нумерует эталоны на доске.
Время закончилось. Проверьте свои работы по образцу.
Учитель раздает учащимся образец для самопроверки самостоятельной работы № 1 (Р-3).
Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Где есть затруднения, а где всё получилось.)
Вы это выяснили? (…)
Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании № 1 (№ 2)?
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 4*):
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№ 3 – … чел.
Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий.
Что сейчас вы должны сделать? (Проверить свои работы по эталону для самопроверки.)
А, зачем, если вы уже проверили свои работы? (Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения, правильность рассуждений, а те, кто выявил, что есть затруднения, должны определить место ошибки и определить на какое правило допущена ошибка.)
3. Локализация затруднений.
Цель:
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учитель раздает учащимся эталоны для самопроверки самостоятельной работы № 1 (Р-4).
Что вам поможет при проверке самостоятельной работы? (Эталон для самопроверки.)
Проверяем первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 1?
В каком месте вы допустили ошибку?
Проверяем второе задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 2?
В каком месте вы допустили ошибку?
У кого возникли затруднения в задании № 3?
В каком месте вы допустили ошибку?
У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Тренироваться в выполнении дополнительных заданий.)
Выполните дополнительные задания на карточке.
Учитель раздает учащимся карточки с дополнительным заданием Р-5.
Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить решение, используя эталон для самопроверки, выполнить задание для выбора.)
Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)
Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила.)
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.
Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в их выполнении.)
С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить задания на карточках Р-6. Учащиеся выполняют аналогичные задания тем, в которых были допущены ошибки.
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу Р-7.
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2, которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу Р-10.
Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону Р-9.
Кто допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
В чем их причина?
Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение решать текстовые задачи.
Организация учебного процесса на этапе 7:
В конце урока я предлагаю вам выполнить еще одно задание.
№ 10, стр. 9
Найдите № 10 на странице 9.
Прочтите задачу.
Один из учащихся читает задачу вслух.
Заполните схему.
Учитель заранее выносит схему на доску. Один из учащихся заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работаю в учебнике.
Решите эту задачу.
Один из учащихся решает задачу у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно из всего количества вычесть количество винограда, проданного в первый и второй дни, по правилу нахождения неизвестной части. Этого сделать не могу, так как не известно количество винограда, проданного во второй день. Поэтому первым действием я узнаю количество винограда проданного во второй день, а вторым – отвечу на вопрос задачи.
1) 56 + 8 = 64 (кг) – винограда продали во второй день
2) 180 – 56 – 64 = 60 (кг)
Ответ: в третий день продали 60 кг винограда.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Какова была цель этого урока? (Проверить свои умения определять операции, объект и результат операции, строить отрезок, прямую и луч.)
Достигли ли вы поставленной цели? Докажите.
В чем причина ваших ошибок?
Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, эталоны, эталоны для самопроверки, …)
Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе № 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.
Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха Р-11. Учитель проводит рефлексию оценивания.
Какие еще трудности остались на конец урока?
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.