Актуализация знаний, проблемная ситуация. 12:46-12:53 | - Мы уже прошли темы: показательная функция, показательное уравнение, показательное неравенство. - Давайте немного вспомним изученный материал. - Задание: решить уравнение. - Есть другие варианты ответа? Верно, как решали? -Хорошо, задание то же. Кто сразу назовет ответ? -Есть другие варианты ответа? Верно, молодцы. -Задание то же: решить уравнение. - С чем возникли трудности? - Как вы думаете, можно ли решить данное уравнение? Если нет, то почему, если да, то почему. - Как проверить, имеет ли уравнение корни? - Верно, на какие функции разделим данное уравнение? - У вас на столе лежит раздаточный материал, переверните первый лист. Изображены два графика. Они пересекаются? - Если графики пересекаются, то уравнение имеет корень? - Сколько точек пересечения у данных графиков? Сколько корней имеет данное уравнение? - Действительно, данное уравнение имеет единственный корень - Абсцисса точки пересечения – единственное решение данного уравнения. Это число и называют логарифмом 5 по основанию 2. -Кто попробует назвать тему сегодняшнего урока? - Верно, запишем, тема нашего урока – логарифмы и их свойства. | - Ответ два! - Привели левую и правую часть к виду степени с основанием 3 и приравняли показатели - Ответ 3! - Нет. - Нельзя привести степени к одному основанию. - Нет нельзя, так как не получается привести к виду степени с одинаковым основанием. - Можно, но не знаю как. - С помощью графиков. - - Да. - Да - Одна точка пересечения - Один корень - Логарифмы! - Логарифмы и, возможно, его свойства или признаки. | |
Первичное усвоение новых знаний. 12:53-13:08 | - Дадим определение логарифму. Переверните второй лист из раздаточного материала. Перепишите себе в тетрадь определение и схему, в которой указаны составляющие логарифма. - Поднимите руку, кто еще пишет. - На доске записаны логарифмы в двух столбцах. Работаем с левым. Попробуйте их верно прочесть. - Верное замечание, почему последний логарифм не может существовать? - Молодцы, все верно. Перейдем ко второму столбцу. Обращаясь к определению, как вы думаете, на какие две группы можно разделить данные логарифмы? - Верно! Какие логарифмы из данного столбца относятся к первой группе, а какие ко второй? - Правильно! Зная определение, попробуем вычислить. - Всегда задаем себе вопрос: в какую степень мне нужно возвести основание, чтобы получить подлогарифмическое выражение? - Есть вопросы по вычислению логарифмов по определению? - Давайте еще раз проговорим. Если перед нами стоит задача вычислить логарифм, и он вычисляется по определению, то мы подбираем такую степень, чтобы возводя наше основание в неё, мы получали подлогарифмическое выражение. - Мы научились вычислять логарифмы по их определению, что еще должны знать? - Верно, записываем, свойства логарифмов. Сегодня мы рассмотрим лишь два свойства. - Ответьте мне на вопрос: в первую очередь логарифм это что такое? - Верно, какие арифметические действия мы умеем производить с числом? - Отлично, как вы думаете, эти же действия мы сможем производить с логарифмами? - Верно! С какого начнем? - Я записала на доске свойства суммы двух логарифмов, что необходимо добавить, ссылаясь на определение? - Молодцы, всё верно! - Запишите его. - Давайте разберём на конкретных примерах. Составим сами задания. - Есть вопросы? - Подытожим. Если у нас есть сумма логарифмов с одинаковыми основаниями, то их подлогарифмические выражения мы можем перемножить и вычисляем далее логарифм по определению. - Как вы думаете, какое рассмотрим следующее свойство? - Абсолютно верно, такое свойство есть. - Попробуйте сами его сформулировать по аналогии с предыдущим свойством. - Обязательно про что помним? - Верно, запишите это свойство. - Будет ли справедливо равенство наоборот? - Давайте разберем на конкретных примерах. Какие логарифмы возьмём? | - Логарифм числа б по основанию а - Логарифм семи по основанию два - Логарифм четырнадцати по основанию три - Логарифм двадцати по основанию пять - Логарифм тридцати по основанию минус два - Последний логарифм не может быть! - Основание не может быть отрицательное! - Первая группа – те, что вычисляются, вторая – не вычисляются. - Первый и третий логарифм вычисляются, а второй и четвертый нет. - 2! - Не вычисляется! -2! - Не вычисляется! - Нет! - Свойства! - Число! - Складывать, вычитать, умножать и делить! - Да. - Сложение! - Подлогарифмические выражения должны быть больше нуля, основание должно быть больше нуля и не равно единице. - Нам нужно вычислить (придумывают логарифмы). - Нет. - Если была сумма, то следующее разность. - Разность логарифма b по основанию a и логарифма c по основанию a равна логарифму частного b и c по основанию a. - Подлогарифмические выражения должны быть строго положительны, а основание строго положительно и больше единицы. - Да. Придумывают и вычисляют | Вычисления. Вычисления |
Отработка полученных знаний 13:08-13:22 | - На ваших партах лежат листки. Переверните их. Здесь теоретическая часть и задания для выполнения. Вы эти задания делаете сейчас у себя в тетради самостоятельно. Время на выполнение – 5 минут. Кто готов, поднимает руку, я проверяю. - Время вышло. Сейчас я вам предлагаю ваше любимое занятие - выступить в роли эксперта и проверить своего товарища по парте. Для этого придумайте три подобных примера, как вы только что вычисляли, поменяйтесь тетрадями, выполните задание соседа и верните ему свою тетрадь. Затем оцените верность выполнения вашего задания поставьте отметку соседу за его работу на уроке в целом. | Выполняют задания с раздаточного материала. | |