Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Квадрат"»
Открытый урок во 2 классе по теме "Квадрат"
Конспект урока
Бобровой С.В., Макаровой С.М., МБОУ Гимназия№5
Для урока понадобятся сантиметровые ленты или рулетки, возможно - инструменты треугольники.
1) Орг. момент. Можно поделить на группы (или пары) по геометрическим фигурам. Либо четверки - по одинаковым фигурам, либо пары - по половинкам одной и той же фигуры (взять разные фигуры, по-разному разрезать).
2) Подведение к теме. На слайде - фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция (без прямых углов).
- Какая фигура лишняя? Почему? Как можно назвать остальные фигуры? (Лишний круг - нет углов. Остальные многоугольники).
Убираем круг.
- Какая теперь фигура лишняя? Почему? Как можно назвать остальные фигуры? (Лишний треугольник - 3 угла. Остальные четырехугольники).
- У нас остались только четырехугольники. Попробуем среди них тоже найти лишнюю фигуру. Почему она лишняя?
(Трапеция - нет прямых углов.).
- Молодцы! Как можно назвать одним словом оставшиеся фигуры? А есть ли у них собственные имена?
3) - Мы уже изучали прямоугольник и что-то знаем о квадрате. Как вы думаете, мы уже все знаем о квадрате и прямоугольнике? Сегодня мы проверим свои знания и, может быть, узнаем что-то новое!
Таблица "До-после" (этап "до") - заполняем самостоятельно. Таблица у детей на распечатках к уроку, дублируем на экране.
До
Утверждение
После
У прямоугольника есть равные стороны.
У прямоугольника все углы прямые.
Любой прямоугольник - это квадрат.
У квадрата все стороны равны.
У квадрата только два угла прямые.
Любой квадрат - это прямоугольник.
4) - Мы заполнили таблицу с левой стороны. Чуть позже мы вернемся к ней и заполним с правой стороны. А сейчас давайте вспомним и посмотрим, где в жизни мы встречаемся с квадратом.
Презентация из фотографий детей, обобщение по экскурсии.
- Какой вывод мы можем сделать? Часто ли в жизни используется квадрат? Как вы отличали его от прямоугольника и других четырехугольников, когда делали фотографии?
5) - Паровозик едет на строительство детской площадки, где понадобятся квадраты. Он очень хочет помочь в работе, но не знает, что такое квадрат, не умеет отличать его от других фигур. Давайте поможем ему разобраться! (Паровозик возьмем из мультфильма- картинки или даже небольшой фрагмент).
- Что такое прямоугольник? (Ответ детей).
- А что такое квадрат? Как это объяснить?
Сбор определения из частей (на четверку/пару один комплект карточек с частями определения).
квадрат
это
прямоугольник
у которого
все стороны
равны
Проверка.
Итог
-Что такое квадрат? Чем он отличается от прямоугольника? А чем похож?
6) Практическая работа (выполнение заданий по теме, по группам (парам или четверкам).
Застелить спортплощадку покрытием из квадратов (задание выбрать подходящие элементы покрытия из разных фигур). На распечатках - схема покрытия площадки, отдельно элементы - различные четырехугольники, среди них найти и отметить квадраты. Акцент - на прямые углы (как проверить?)
Квадратные клумбы с посадками (можно использовать веревку как ограждение - взять реальные веревки, определить, с какой стороной квадрата должна быть клумба, которую нужно оградить). Возможный вариант - "составная" клумба из маленьких квадратов, в которые нужно посадить разные цветы (см. рисунок ниже). Определить, какой квадрат достался команде. Сначала показываем вид клумбы сверху, какая она должна получиться, потом раздаем веревки, дети в четверках строят квадраты (обсудить - как получить равные стороны?), определяют сторону "своего" квадрата. Сравниваем результаты групп, определяем место квадрата на схеме клумбы. Можно вписать названия цветов или сделать картинки с соответствующими цветами (например, центральный квадрат - розы, маленькие - хризантемы, боковые средние - незабудки и.т.п.)
Квадратные сиденья качелей (задание с "дощечками" - собрать квадратное сиденье из предоставленных "дощечек" с указанными размерами, какие-то дощечки сделать лишними). На группу: квадрат нужного размера - "основа" сиденья, "дощечки" (среди которых есть лишние - короче или длиннее). См. рисунок ниже.
основа сиденья (рамка)
Примеры "дощечек" (ровно здесь не получилось, но идея ясна)
Круги Эйлера - на ватмане (А3). Выдать вырезанные из цветной бумаги фигурки, приклеить в соответствии со схемой.
7) - Мы хорошо поработали, помогли обустроить площадку. Теперь давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. (Обсуждение, заполнение колонки "после", выводы).
8) Рефлексия. Можно в виде гирлянды с флажками - квадратные красные (все было легко, закрепил свои знания), прямоугольные зеленые (узнал новое, научился чему-то новому), треугольные синие (были трудности, пришлось их преодолевать). Флажки из бумаги, клеим на веревочку, гирлянду вешаем как итог урока.
Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?
Не случайно четырёх музыкантов вступающих на сцене называют квартет.