3. Воспитательные: развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения; обучать работе в парах, группах и самостоятельно;
воспитывать чувство взаимопомощи, интереса к предмету, аккуратность.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический,частично-поисковый, проблемно-поисковый (личностно ориентированная технология обучения).
Оборудование: Моро М.И. «Математика» 3 класс. – М.: Просвещение, 2009; карта с указанием маршрута к острову Фантазий; таблички с названиями островов, проливов, через которые пройдёт путешествие; задания на развитие логического мышления и концентрации внимания; двусторонние карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный этап и сообщение целей урока
На доске висит карта к острову Фантазий.
Рисунок 1
Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в плавание на этом кораблике по морю Вопросов. Мы отправимся с вами к неизвестной земле, к острову Фантазий, на котором найдёт сокровища. Впереди у нас длинная дорога, много препятствий. Ну что, отправляемся в мир приключений?
II. Устный счёт
Учитель: Не успели мы отплыть, а вопросы уже так и посыпались. Это неудивительно - ведь мы в море Вопросов.
1. Работа в парах.
Учитель: В море вам в любой момент может понадобиться помощь вашего друга, умение работать вместе, понимать товарища. Вот сейчас мы и проверим – как вы умеете работать в парах.
Сейчас мы поиграем в игру «Учитель и ученик». Возьмите конверты, в которых находятся примеры на знание таблицы умножения. 10 примеров для одного ученика, 10 – для соседа по парте. Проверьте, как ваш товарищ знает таблицу умножения, и оцените его работу. А затем – поменяйтесь ролями.
(Конверты заранее лежат на партах учеников. Карточки с примерами двусторонние, чтобы тот ученик, который играет роль учителя, мог проверить ответы товарища.)
2. Коррекционное задание на совершенствование концентрации внимания.
Учитель: Во время путешествия вам нужно будет хорошо понимать карту, уметь её читать, ориентироваться по ней, а вдруг она зашифрована?
Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник, А уж вам-то как не знать? Но совсем другое дело – Быстро, точно и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Всё внимательно исследуй И по краю и внутри.
Учитель: Сосчитай, сколько треугольников.
Рисунок 2
III. Работа по теме урока
Учитель: В море Вопросов много берегов, заливов, а мы сейчас на мысе Познания. Кто знает, что такое «мыс»? Мыс – это материк, выдавшийся горой в море.
Фронтальный опрос (За правильный ответ получают специальную валюту)
Какое число будет получаться при умножении числа на 1?
Продолжите дальше: «При умножении любого числа на нуль…»
Если к числу прибавим нуль, что получится?
Закончите фразу: «Из числа вычитаем нуль, получаем…»
Какое число получим, если будем делить число само на себя?
Какое число получится при делении числа на один?
Можно ли делить на нуль?
Сколько минут составляют три пятых часа?
Сколько см составляют две пятых метра?
Сколько метров составляет пол километра?
До лета осталось 2 недели и 2 дня. Сколько дней осталось до каникул?
Сколько будет в секундах 6 минут?
Сколько будет 80 : 40?
Сколько будет 600 : 30?
Сколько будет 123 :3?
Теперь давайте решим цепочку (все на карточках.один ученик за доской,потом проверяем)
Теперь давайте поиграем в игру «день-ночь»
Закройте все глаза на слово «Ночь». Я вам буду говорить выражения, а вы должны в уме посчитать его и при слове «день» скажет ответ тот, на кого я покажу рукой.
17+34-20-5=
12:2+53-3+27-0=
5 кг + 15 кг + 25 кг – 10 кг – 20 кг =
10 ч + 20 ч + 30 ч + 40 ч + 50 ч =
Ребята, нам чайка прислала письмо, в котором нужно дополнить 2 предложения
Для того чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше, чем другое, нужно__________
Для того чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше, чем другое, нужно_______________________________________________________________________________.
Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Готовы плыть дальше? Тогда в путь.
Берег Нерешённых Задач
Учитель: Почему все три слова написаны с большой буквы? (ответы детей) Посмотрите какой пират нас встречает. Он приготовил задачи для нас. Попробуем их решить? Я думаю, у нас всё получится.
У одного пирата 7 ножей, а у другого – на 14 больше. Во сколько раз у первого пирата меньше ножей, чем у второго?
Ответ: в 3 раза меньше ножей у первого пирата, чем у второго.
Пират: Неужели справились? Наверное, задача была лёгкая. А с такой задачей справитесь?
Рисунок 3
Найдите площадь и периметр сундука с золотыми монетами. Этот сундук прямоугольной формы. Длины сторон 7 м и 3 м.
P = (7 • 2) + (3 • 2) = 20 (м)
S = 7 • 3 = 21 (м2)
Пират: Молодцы! Я не могу понять, как решить следующую задачу. Помогите!
Как в комнате расставить 7 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 2 стула?
IV. Физкультминутка
Учитель: Итак, мы заплываем в бухту Улыбок. Кто из вас знает, что такое» бухта»? (Бухта – это морской залив, заводь). Здесь живут люди, которые всегда улыбаются. Как вы думаете, а когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда у него ничего не болит). Я предлагаю вам тоже последить за своим здоровьем и дать возможность нашим глазкам отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.
Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до пяти.
Крепко зажмурьте глаза (считать до 3), откройте их и посмотрите вдаль.
Возьмите в свои руки карандаши. Вытяните руку перед собой. Смотрите на кончик карандаша. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями карандаша влево и вправо, вверх и вниз.
Выполните круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
V. Задание на развитие логического мышления.
Учитель: Высадка на остров Странных Насекомых.
Эти насекомые. Нам даже незнакомые. Вы внимательно смотрите И собрата им найдите.
Рисунок 4
VI. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Внимание! Мы высаживаемся на мыс Задумчивости. Здесь нам придётся много думать. Растительный мир этого мыса был представлен пальмами и кактусами. Вы узнаете сколько было пальм и кактусов, если решите следующие уравнения.
Количество пальм:
Число кактусов:
х – 18 = 17 х = 17 + 18 х = 35 35 – 18 = 17 17 = 17
36 : х = 6 х = 36 : 6 х = 6 36 : 6 = 6 6 = 6
Учитель: Умнички. Я верила в вас. Плывём дальше.
Бухта Сравнений.
Учитель: Ребята, мы заплываем в бухту Сравнений. Здесь задание, которое должны вы выполнить самостоятельно. Как вы думаете, справитесь?
3 м 5 дм * 53 дм
1 м2 * 100 дм2
4 года * 12 мес.
24 ч. * 2 суток
VII. Итог урока.
Учитель: Ребята, мы с вами оказались на береге Итогов потому, что выполнили все задания. Побывали на всех, отмеченных на нашей карте, местах. Давайте узнаем, что зашифровано в последней записки пиратов, которую они нам оставили.
Рисунок 5
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч)
Гость гостил, Золотой мост мостил – Без ножа, без топора, Без железного долота. (мороз)
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне. (мыло)
На всякий зов даю ответ, А ни души, ни тела нет. (эхо)
На свете нет её сильней, На свете нет её буйней. В руках её не удержать – И на коне не обогнать. (вода)
В два ряда дома стоят - 10, 20, 100 подряд, И квадратными глазами Друг на друга все глядят. (улица)
Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)
После разгадывания кроссворда, по вертикале открывается слово МОЛОДЦЫ.
Учитель: Дети, вы действительно, молодцы. Подсчитайте свои заработанные монеты, только честно. Вы справились со всеми заданиями и благодаря вам и очутились на острове Фантазий. Здесь сбываются все мечты, фантазии. А вот и сундук с сокровищами. Сокровища – это ваши отметки, которые вы сегодня получили, а ещё важней – знания – они бесценны. А чтобы знания были прочными, надо их закрепить, выполняя домашнее задание.