МБОУ «Песчанская СОШ»
Увельского района , Челябинской области
Составитель: Извекова Татьяна Ивановна, учитель математики, высшая категория.
Конспект урока. Алгебра и начала анализа в 10классе.
Тема: Решение комбинированных уравнений.
Цель: Систематизировать знания учащихся по теме, отработать алгоритм решения комбинированных уравнений вида P(x)·Q(x)=0
- Развивать учащихся мышление, память, внимание, творческие способности учащихся.
- Создать условия здоровьесбережения на уроке.
Оборудование: индивидуальные дощечки, компьютер.
Ход урока:
Оргмомен. (1 мин.)
Устный счет. (4 мин.)
а) «Математику я знаю
Очень хорошо считаю».
(с закрытыми глазами):
Число 10.
10+3=13·4=42-20=22:(-11)=-2 и найти половину -1
Число 60 60:(-3)=-20+15=-5-2=-7·5=-35+35=0
б)Ответы на индивидуальных дощечках:
1) Найти ODS выражений:
а)3х б) в)log2(5х-4) г)sin2х е)
2) Реши уравнение:
а)3х=27 б)6х-4=-6 в)log5(х-2)=1 г) =8 д)log2 х=0
3. Тема: Комбинированные уравнения.
·(3х + 27·3-х -12)=0 (Разложение на множители)
х2· 4х+1 – х2+36 = 36 · 4х+1
(х2-8х-20)(log0,4(х+7)+ log0,4(1-2)=0
(1-2cos πх) log0,2(х-х2)=0
(sin πх-1)· log(2-х2)=0
3у+2=у2·3у
(cos x·cos 3x + sin x sin3x)=0
(cos2x-sin2x)=0
2·5х sin x+1=2sin x+5х
_______________________________________________________________________________________________________
+3х+2=1 (преобразованием)
log9(cos2x+2,5)=0,5
__________________________________________________________________
3х-1= (графически)
log1x=-х2+2х-1
__________________________________________________________________
Используются свойства функций:
log2 x = если оно имеет корень, то единственный (угадать х=4)
возв. убыв.
log5(5х-4)=1-х (х=1)
возв. убыв.
3׀х-2׀ = 93- ׀х-2׀
1+ =2׀х׀
_________________________________________________________________
(2а-х)·arccos x=0
(a-3x)·lg x=0
__________________________________________________________________
Мы будем сегодня решать комбинированные уравнения
P(x)·Q(x)=0
На доске: Решение уравнений: (на доске – 8 мин.) (в парах- 7 мин.)
1) 3у+2 =у2·3у
2) (4х-5)· =0
3) (cos πх-1) log0,7(4-х2)=0
4) х2·4х+1-х2+36 = 36·4х+1 (с проверкой на доске)
5) (sin 3xcos x-sinx cos3x)=0
Выбирают для решения 2 уравнения на доске, затем два уравнения парами (лишний решает на доске). (25 мин.)
Заполнение кроссворда: (3 мин.)
1)Уравнение, в котором неизвестная переменная входит только в аргументы тригонометрических функций, называется тригонометрическим.
2)Уравнение, в котором неизвестная переменная входит только в показатели степени при постоянных основаниях, называется показательным.
3)Уравнение, в котором неизвестная переменная входит только в аргументы логарифмических, называется логарифмическим.
4)Уравнение, в котором под знаком корня содержится переменная, называется иррациональным.
5)Уравнение смешанного типа, называется комбинированным.
6)Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. Корнем.
Слово: чеснок – лекарственное.
Физминутка.
(2 мин.) на экране.
Самостоятельная работа.
Сколько корней? (на экране)
(32х -81)(1-х)=0
(cos2x – sin2 x)=0
(х2 – 8х – 20)( log0,4(х+7)+ log0,4(1-х)=0
(любые 2 уравнения)
Дополнительно:
Найти ошибку:
2·5хsin x+1=2sin x+5х
2·5хsin x+1- 2sin x-5х=0
2sinx(5х-1)+(1-5х)=0 (3 мин.)
2sinx(5х-1)-( 5х-1)=0
( 5х-1) ( 2sinx-1)=0
прав.х=0 5х-1=0 2sinx-1=0
5х=1 sinx=
х=1 х=(-1)к +; к € z
Ответ: 1; (-1)к +; к € z
Обоснуйте решение
(решение на экране)
1+ =2׀х׀(3 мин.)
на экране решение
показать второй способ
(-∞; 0)
1+ =-2х
[0; +∞]
1=2x
Домашняя работа: тест. Стр.62 (2 мин.)
Эстафета:
3х-0,5 ·3х+1 =1 (х=- )
5х+2 = 7х+2 (х=-2)
log23(х-3) –log3(х-3) =0 х=4; х=6
Сумма: 7
Подведение итогов.