МБОУ «Песчанская СОШ»
 Увельского района , Челябинской области
 
 
 Составитель: Извекова Татьяна Ивановна, учитель математики, высшая категория.  
 
 
 
 
 Конспект урока. Алгебра и начала анализа в 10классе.
 Тема: Решение комбинированных уравнений.
 Цель: Систематизировать знания учащихся по теме, отработать алгоритм решения комбинированных уравнений вида P(x)·Q(x)=0
 - Развивать учащихся мышление, память, внимание, творческие способности учащихся.
 - Создать условия здоровьесбережения на уроке.
 Оборудование: индивидуальные дощечки, компьютер.
 
 
 Ход урока:
  Оргмомен. (1 мин.)
 Устный счет. (4 мин.)
 
  а) «Математику я знаю
  Очень хорошо считаю».
  (с закрытыми глазами):
  Число 10.
 
  10+3=13·4=42-20=22:(-11)=-2 и найти половину -1
  
 
  Число 60 60:(-3)=-20+15=-5-2=-7·5=-35+35=0
 
 б)Ответы на индивидуальных дощечках:
 1) Найти ODS выражений:
 а)3х б)
 в)log2(5х-4) г)sin2х е)
 2) Реши уравнение:
 а)3х=27 б)6х-4=-6 в)log5(х-2)=1 г)
 =8 д)log2 х=0  
 3. Тема: Комбинированные уравнения.
 
·(3х + 27·3-х -12)=0 (Разложение на множители)
 х2· 4х+1 – х2+36 = 36 · 4х+1
 (х2-8х-20)(log0,4(х+7)+ log0,4(1-2)=0
 (1-2cos πх) log0,2(х-х2)=0
 (sin πх-1)· log(2-х2)=0
 3у+2=у2·3у
 (cos x·cos 3x + sin x sin3x)
=0
 (cos2x-sin2x)
=0
 2·5х sin x+1=2sin x+5х
 _______________________________________________________________________________________________________
 
+3х+2=1 (преобразованием)
 log9(cos2x+2,5)=0,5
 __________________________________________________________________
 3х-1=
 (графически)
 log1x=-х2+2х-1
 __________________________________________________________________
 Используются свойства функций:
 log2 x = 
 если оно имеет корень, то единственный (угадать х=4)
  возв. убыв.
 
 
 log5(5х-4)=1-х (х=1)
  возв. убыв.
 
 
 
3׀х-2׀ = 93- ׀х-2׀
 1+
 =2׀х׀
 _________________________________________________________________
 (2а-х)·arccos x=0
 (a-3x)·lg x=0
 __________________________________________________________________
 Мы будем сегодня решать комбинированные уравнения
 P(x)·Q(x)=0
  На доске: Решение уравнений: (на доске – 8 мин.) (в парах- 7 мин.)
 
  1) 3у+2 =у2·3у
  2) (4х-5)·
 =0
  3) (cos πх-1) log0,7(4-х2)=0
  4) х2·4х+1-х2+36 = 36·4х+1 (с проверкой на доске)
  5) (sin 3xcos x-sinx cos3x)
=0
  
 
  Выбирают для решения 2 уравнения на доске, затем два уравнения парами (лишний решает на доске). (25 мин.)
  
 
  
 
  Заполнение кроссворда: (3 мин.)
 
  1)Уравнение, в котором неизвестная переменная входит только в аргументы тригонометрических функций, называется тригонометрическим.   
  2)Уравнение, в котором неизвестная переменная входит только в показатели степени при постоянных основаниях, называется показательным.  
  3)Уравнение, в котором неизвестная переменная входит только в аргументы логарифмических, называется логарифмическим.  
  4)Уравнение, в котором под знаком корня содержится переменная, называется иррациональным.  
  5)Уравнение смешанного типа, называется комбинированным.
  6)Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. Корнем.
  Слово: чеснок – лекарственное.
  Физминутка.
 
  (2 мин.) на экране.
  Самостоятельная работа.
 
  Сколько корней? (на экране)
  (32х -81)(1-х)=0
 (cos2x – sin2 x)
=0
 (х2 – 8х – 20)( log0,4(х+7)+ log0,4(1-х)=0
 
  (любые 2 уравнения)
  Дополнительно:
  Найти ошибку:
 
  2·5хsin x+1=2sin x+5х
  2·5хsin x+1- 2sin x-5х=0
  2sinx(5х-1)+(1-5х)=0 (3 мин.)
  2sinx(5х-1)-( 5х-1)=0
  ( 5х-1) ( 2sinx-1)=0
  прав.х=0 5х-1=0 2sinx-1=0
  5х=1 sinx=
  
  х=1 х=(-1)к
 +
; к € z
  Ответ: 1; (-1)к
 +
; к € z  
  
 
  Обоснуйте решение
 
  (решение на экране)
  1+
 =2׀х׀(3 мин.)
  на экране решение  
  показать второй способ
   (-∞; 0)
 
  1+
 =-2х
   [0; +∞]
 
  1
=2x
  
 
  Домашняя работа: тест. Стр.62 (2 мин.)
 
 Эстафета:
 
  3х-0,5 ·3х+1 =1 (х=-
 )  
 5х+2 = 7х+2 (х=-2)
 log23(х-3) –log3(х-3) =0 х=4; х=6
 
  Сумма: 7
 
 
 Подведение итогов.