Просмотр содержимого документа
«Как научить при помощи пальцев таблицу умножения»
Республика Саха(Якутия)
Томпонский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ары-Толонская основная общеобразовательная школа
им. А.С.Сыромятниковой
Изучение таблицы умножения при помощи пальцев
Выполнила : учительница начальных классов
Сафонова Ирина Власьевна
МБОУ А-ТООШ
2015г.
Тема: Изучение таблицы умножения при помощи пальцев.
Объект исследования: Процесс изучения таблицы умножения .
Предмет исследования: Метод изучения таблицы умножения наших предков при помощи пальцев.
Цель исследования: Выявить эффективный путь усвоения табличного умножения
Задачи исследования:
- изучение педагогической методической литературы по проблеме исследования;
- апробировать якутский метод обучения таблицы умножения.
Актуальность:
Основа математических знаний осваивается в начальных классах.
И, одним из важных тем, является усвоение табличного умножения.
Гипотеза:
Если, при помощи разных методов твердо усвоят таблицу умножения, то, дальше без затруднения смогут умножать и делить многозначные числа.
Одним из главных предметов в начальных классах является математика. Данный учебный предмет имеет своей целью:
развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объеденены арифметический, алгебраический и геометрический материал.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами, и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: ученики знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство и неравенство.
Учащиеся усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий, знаки отношений; они учатся читать и записывать простейшие математические выражения.
В программе предусмотрено ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на них приёмами вычислений.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
• Целостное восприятие окружающего мира.
• Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
• Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
• Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
• Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
– Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
– Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
– Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
– Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, способность фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим изображением.
– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– Готовность слушать собеседника и вести диалог; признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
– Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
– Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
…На первой ступени обучения математике изучаются четыре основных математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Эти действия, связывающие между собой три абстрактных числа, нелегко даются ученикам. Из этих четырех действий хочу остановиться на умножении. Каждый учитель знает, сколько усилий требуется, чтобы добиться усвоения табличных случаев умножения и деления. И тем не менее результаты работы редко радуют.
Я работаю по программе «Школа России». Во втором и третьем классах одним из самых трудных тем является умножение. Несмотря на количество детей,если даже два ученика, уровень развития разный. Сильный ученик несомненно усвоит, выучит таблицу умножения. А как быть со слабым учеником?
Чтобы помочь детям усвоить таблицу умножения, использую вычисления произведения при помощи пальцев. Такой способ вычисления я узнала от матери. Оказывается, наши предки, для вычисления воспользовались пальцами рук и даже ног. Позже я нашла книгу Тумус Мэхээлэ,Бааһынай Баһылай «Саха Отуор сабарай», где подробно рассказывают о вычислениях при помощи пальцев рук и ног….
Такой способ вычисления умножения при помощи пальцев начала с 90-х годов. Тогда, мои второклассники, очень долго не могли выучить наизусть таблицу умножения. И услышав об этом, моя мама рассказала о том, как ее учитель по математике научил уможать при помощи пальцев. И с тех пор я использую такой метод.
Каждый учитель, творчески подходя к работе и учитывая подготовку своих учеников, решает вопросы содержания и структуру урока, соотношения устных и письменных упражнений, их места на уроке.
И так, на подготовительном этапе при изучении таблицы умножения 1,2,3,4,5 систематически включаю упражнения на сложение нескольких одинаковых слагаемых, упражнения на усвоение переместительного свойства.
Например:
Найти сумму одинаковых слагаемых
4+4+4+4 7+7+7+7+7 и т.п.
Ознакомить с заменой произведения суммой одинаковых слагаемых
5х3=5+5+5 3х6=3+3+3+3+3+3
3.Ознакомить с переместительным свойством умножения
2х9=9х2 4х5=5х4
Если проводить эти упражнения регулярно, опираясь на наглядное изображение, то дети быстро усвоят эти случаи.
Теперь, когда ученики знают конкретный смысл действия умножения, переместительное свойство умножения, и могут вычислить умножения от 1 до 5, можно приступить к вычислению умножения при помощи пальцев.
Пример урока.
- Ребята, вы научились умножать до пяти, а кто скажет сколько будет 7х7?
(Кто-то сможет ответить,многие не знают).
-Ребята, если я сейчас вам покажу один секрет, то вы не только 7х7, но и8х9, 9х9 сможете вычислить.
Ребятам становится интересно, они воспринимают как игру.
Ход изучения умножения при помощи пальцев:
1.Показ множителей пальцами
Начинаем работу с подготовки. Детям предлагаю показать пальцами цифры 5(6,7,8,9). Затем спрашиваю у детей «Какая цифра есть во всех этих числах?(5).
Теперь, попробуйте показать эти же числа без пяти».
Чтобы показать числа 5,6,7,8,9.10 пальцами, нужно сначала вычесть пять, остаток показываем как на рисунке. И это показывает десятки. А согнутые пальцы показывают единицы.
(десятки)
(единицы)
2.Найти произведение
Приступаем к умножнию при помощи пальцев, при этом надо помнить, что берем числа только с шести. Этот этап выполняется устно.
8х7- одной рукой восемь показываю тремя пальцами, так как не забываю вычесть (8-5=3), другой рукой семь показываю двумя пальцами (7-5=2).
-Десятки прибавляю 30 + 20 = 50
-Единицы умножаю 2 х 3 = 6
- К сумме прибавляю произведение 50 + 6 = 56
Значит: 8 х 7 = 56
Запись
После того, как научатся вычислять устно, можно перейти на письменную запись. Здесь записываем каждый ход вычисления.
8 х 7 5 х 7 7 х 10
30 + 20 = 50 0 + 20 = 20 20 + 50 = 70
2 х 3 = 6 5 х 3 = 15 3 х 0 = 0
50 + 6 = 56 20 + 15 = 35 70 + 0 = 70
8 х 7 = 56 5 х 7 = 35 7 х 10 = 70
4.Игра «Найди произведение чисел»
10 +
х 2
20 + 20
30 + 40
Ответы:
20+20 30+40 10+30=40
7х7=49 8х9=72 4х2=8
40+8=48 (6х8=48)
Дети очень быстро усваивают этот прием, и такая работа несомненно вызывает большой интерес у учащихся.
Я вспоминаю своего выпускника Сашу Архипова, который сейчас учится в 10-ом классе. В начальных классах ему очень трудно удавалось выучить наизусть стихотворение. Он никак не мог выучить таблицу умножения. И узнав, способ вычисления при помощи пальцев, очень быстро усвоил таблицу умножения. Он мог даже делить таким способом, например: чтобы 72 делить на 9, пальцами одной руки находит 9, затем пальцами другой руки пробует умножать до тех пор пока не получится 72. Это у него получается очень ловко, со стороны очень интересно смотреть…
В 2005 году издана книга Тумус Мэхээлэ и Бааһынай Ба6ылай «Саха Отуор сабарай». В этой книге, как уже выше сказано, очень подробно рассказывается о способах умножения наших предков при помощи пальцев. Составлена таблица умножения цифрами и пальцами.
В итоге хочу сказать, что действительно помогает такой способ при изучении таблицы умножения. Со временем дети вычисляют мысленно, то есть не смотря на пальцы, так как очень хорошо развивается зрительная память. Они уже видят все случаи умножения «про себя».
Если заранее формировать умение учащихся находить результаты умножения при помощи пальцев, то дети твердо усвоят таблицу умножения, что очень важно для дальнейшего усвоения курса математики.
Таким образом, этот прием наших предков облегчит детям усвоить таблицу умножения, способствует запоминанию таблицы.
Такой прием изучения таблицы умножения очень хорошо подойдет при работе со слабыми учениками, в коррекционных классах.