Тип урока. Урок закрепления ( технология деятельностного подхода)
Цель. Закрепить знание табличных случаев умножения и деления на 2 и на 3, совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи.
1) Продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления.
2) Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД), повышением познавательной активности обучающихся.
3) Воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие между учениками.
Желаю больших успехов
Везде и во всем.
Удачи тебе на уроке.
Садитесь, дети.
-Я хочу начать урок следующими словами:
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.” (Ж.Ж.Руссо)
- Пусть эти слова будут нашим напутствием на уроке.
Покажите свой настрой к уроку. (Хорошо - вверх большой палец, плохо – вниз большой палец) И у меня хорошее настроение.
2. Устный счёт.
Ребята, посмотрите на примеры и посчитайте
4*3 6*2 6*3 9*2 12:2 12:3 18:2 18:3
- Что объединяет эти примеры? (Они взаимосвязаны компонентами, если произведение разделить на 1 множитель, то получится 2 множитель и наоборот.)
3. Объявление темы и задач урока.
- Определите, какова тема нашего урока?
(Умножение и деление чисел на 2 и на 3)
-Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке.
(Повторить правила (законы) умножения и деления. Закрепить знание таблицы умножения и деления на 2 и на 3. Учиться решать задачи с использованием действий умножения и деления)
-Вы правильно определили тему урока и что должны повторить и закрепить. Таковы задачи нашего урока и мы должны их выполнить.
4. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, мы повторим правила и законы умножения и деления. На ваших столах карточки, распределите их на группы.
а*в = в*а
а*1=а
а:1 = а
а:а = 1
а*0 = 0
а:2- половина
а:3- треть
-На какие группы поделили? Покажите свой успех, если вы распределили карточки. (Берутся за руки и поднимают вверх)
Деление Умножение
а:1 = а а*в = в*а
а:а = 1 а*1 = а
а:2- половина, а*0 = 0
а:3- треть
Показывают на доске. Объясняют каждую запись.
5. Повторение таблицы умножения и деления на 2 и на 3.
а) Ребята, повторите правила работы в группах.
( Быть терпеливыми, доброжелательными, вежливыми. Не спорить, работать дружно, помогать друг другу, не переговариваться.)
-Подберите синонимы к слову помогать.
(спасать, выручать, оказать помощь, содействовать)
-Я очень хотела бы, чтобы вы всегда выручали друг друга не только на уроке, но и в жизни. Это очень важно для нас всех.
Создайте группу из 4 человек.
-Повторим таблицу умножения на 2 и на 3.
Дети работают в группах, по цепочке. Ученик задает пример рядом сидящему, а вся группа внимательно слушает ответ, если верно, то кивают головой, а если неверно, то помогают ему. Теперь отвечающий задает пример следующему, примеры не повторяются. И так продолжают. (1 круг совершают, поднимают руки)
б) Повторение таблицы деления на 2 и на 3.
Игра «Найди пару»
Половина класса берут карточки с примерами, а другая – ответы. По команде учителя, ученики находят правильный пример с ответом.
6. Проверка знания таблицы умножения и деления на 2 и на 3.
Открыли тетради. Минутка чистописания. Запись чисел 22 и 33.
- Дайте характеристику числу 22.
( натуральное, двухзначное, четное, в этом числе 2 дес. 2 ед.)
- Как можно записать умножением этот пример, если бы
между 33 стоя знак сложения. 3+3= 3х2
Запишите числа.
Математический диктант. Цветограмма:
12 21 14
9 15 6
10 12 8
20 4 2
9 3 6
24 27 15
-2 умножить на 7.
-По 3 взять 3 раза.
-Найдите частное чисел24 и 3.
-16 разделить на 8
-Делимое 9, делитель 3.Найди частное.
- Чему равен периметр треугольника со стороной 5 см?
Правильные ответы читает ученица: 14,9, 8, 2,3,15.
Работа с партнером по лицу.
( лицом ко мне отвечают.) Четные числа
Найдите половину числа
( спиной ко мне отвечают) Нечетные числа
Найдите треть числа
Открыли учебник стр. 93. Запишите № 6.
- В каких столбиках повторим умножение и деление?
- Какой способ применим во втором столбике? (удобный способ сложения)
Сосчитайте, запишите только ответы.
14 57 16 3
18 48 18 2
9 68 18 3
Самопроверка. Показать успех.
7.Физминутка.
-Я предлагаю отдохнуть.
В нашем классе Гузель ходит в танцевальный кружок, и она научит некоторым танцевальным упражнениям под музыку.
8. Решение задач с использованием действий умножения и деления.
а) Решение задач.
Запишите в тетрадь стр. 93 № 3. Прочитайте задачу.
- Что означает рабочие дни?
- Что такое неделя? ( 7 дней)
- Почему неделю так назвали?
Старикова Вика и Закирова Гульназ нашли ответ на вопрос. Послушайте. (Использовались Интернет и толковый словарь)
Вика. Я искала ответ в интернете. Особым почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания числа 7 дошли до наших дней. Вспомните пословицы: Семь бед - один ответ. Семеро одного не ждут. Наша неделя состоит из 7 дней. Древние люди заметили, что 7 нельзя поделить на равные части. Вот и назвали 7- не – деля, то есть не делится.
Гульназ. Я нашла ответ в толковом словаре. Неделя - образовано от словосочетания «не делать», то есть отдыхать. Неделя - означало «день отдыха». (Толковый словарь.)
-Ещё раз посмотрите на задачу. Подумайте, каким действием решается? Посовещайтесь в группе и выберите верное решение.
Выполним задачу в тетрадях.
б) Ребята, сейчас мы выполним задачи на умножение и деление. (Работа в группах, по 4 ученика. В каждой группе даны задачи)
- В одном доме 9 этажей. Сколько этажей в 3 домах.
- Сколько нужно заплатить за 8 тетрадей, если одна тетрадь стоит 2 рубля?
- Веревку длиной 18 м разрезали на 3 одинаковые части. Сколько метров веревки в каждой части?
Проверка. Один читает задачу и говорит решение, ответ. Согласие всех остальных групп – хлопок.
в) Задача на построение ломаной линии и прямоугольника.
Группа, состоящая из одного ряда, читает задание на листе и распределяет обязанности, чтобы выполнить правильно задание.
Начерти ломаную линию, длину которой можно найти
9 * 3 + 3 =30 см
Начерти прямоугольник, периметр которого равен длине этой ломаной.
Один из команды, показывает на доске. (на листе)
9. Игра « Будь внимательным»
Сейчас вы послушаете знакомую песню «Дважды два четыре». Запишите примеры, которые вы услышите, повторные примеры не записывайте.
2*2=4, 3*3=9, 5*5=25, 6*8=48, 6*6=36
Сколько записали примеров?
Помогите партнеру по плечу дописать.
Покажите успех, если у вас правильно. Молодцы!
10. Подведение итога урока.
-Подведём итог нашей работы. Поделитесь своими высказываниями. Нам поможет карточка – помощница.
-На уроке я повторил…
-Я учился…
-На уроке мне было трудно…
-Я понял, что…
-Я радовался…
-Я всегда буду…
Теперь я могу….
- Достигли мы цели урока?
- Возьмите цветик и укажите свой ответ. Если ДА – красный цвет, Нет – синий, ЗАТРУДНЯЮСЬ – желтый.
- Я знаю таблицу умножения и деления на 2 и на 3.
- Я умею решать задачи на умножение и деление.
- Я испытывал затруднения при решении примеров и задач.
_ Ребята, я вам предлагаю, сегодня дома быть экспертами и проверить родителей на умножение и деление на 2 и на 3.
11. Домашнее задание.
-Просмотрите домашнее задание. Где вызывает затруднение?
стр. 93 №2,№ 4
12. Рефлексия.
- Покажите свое настроение.(с помощью большого пальца)
- Спасибо за урок.